Игровые технологии на уроках английского языка в профильных классах | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 12.11.2023

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Тараськина, М. А. Игровые технологии на уроках английского языка в профильных классах / М. А. Тараськина, О. В. Калинкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8766/ (дата обращения: 13.05.2024).



В статье авторы приводят примеры игр, которые на уроках английского языка способствуют закреплению изученного грамматического и лексического материала, а также развитию навыков устной речи.

Ключевые слова: технический английский , навыки, умения , профильные классы, игры.

В настоящее время на средней ступени общего образования создается система профильного обучения, ориентированная на специализированную подготовку учащихся. Профильное обучение в средней школе направленно на обеспечение дифференциации и индивидуализации учебного процесса за счет изменений в его структуре, содержании и организации, позволяющих более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Для реализации профильного обучения в учебный план специализированных классов включены различные обязательные курсы по программированию, а также «Технический английский», который направлен на внутрипрофильную специализацию учащихся при изучении английского языка в общеобразовательной школе.

При изучении учебного предмета «Технический английский» ученики получают знания, развивают и совершенствуют умения и навыки иноязычного устного и письменного общения, таких как чтение профессионально-ориентированных текстов, научно-технической литературы и публицистики с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания или запрашиваемой информации; умения принимать участие в беседе профессионального характера, владеть основными видами диалогической речи, соблюдая правила речевого этикета; навыки письменной речи, а именно, заполнение анкет и формуляров с целью сообщить о себе основные сведения в соответствии с нормами, принятыми в странах изучаемого языка. Также учащиеся развивают и совершенствуют знания в таких аспектах как фонетика, лексика и грамматика, приобретают навыки работы со словарно-справочной литературой на иностранном языке и осуществлять самостоятельный творческий поиск.

К изучению технического английского языка ученики приступают в восьмом классе. Они уже владеют в определенной степени навыками и умениями устного и письменного общения, но их межкультурная коммуникация основана на знании общей лексики. Поэтому при изучении данного предмета ученики сталкиваются с такой проблемой как незнание терминов на иностранном языке в рамках специализированной подготовки.

Для активизации познавательной деятельности учеников и повышения интереса к изучению иностранного языка этапы занятия, направленные на введение, отработку и закрепление новой лексики в устной и письменной речи, можно проводить в игровой форме.

Использование на занятиях приемов игровых технологий способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку и однообразие при выполнении заданий, направленных на усвоение новой лексики. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов обучающихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может способствовать непринужденному повторению уже изученной лексики, восполнению пробелов в знании каких-либо слов или терминов, а также пополнению словарного запаса.

При выполнении заданий в игровой форме ученики начинают непринужденно общаться на иностранном языке, употреблять в речи коммуникативно-значимые фразы и речевые модели для построения монологических высказываний и диалогов, стремятся к анализу, сравнению и обобщению учебного материала, включающего в себя новую лексику или выражения, имеют возможность применять полученные знания практически и подходить к выполнению задания творчески.

Так, например, для запоминания новых слов на занятии можно провести такие игры как «Лото» и «Домино».

Игра «Лото»

Ученики получают карточки с новыми словами (транскрипция и перевод написан рядом со словами) и в течение 5–6 минут запоминают их. Затем они получают карточки как в лото, только вместо цифр на карточках вписаны новые слова на русском языке. Учитель начинает зачитывать новые слова на английском языке в хаотичном порядке, ученик, который услышал свое слово, закрывает его фишкой (фишки готовятся преподавателем заранее). Выигрывает студент (или команда), который первый закроет все поля на своей карточке.

Игра «Домино»

Учащиеся должны сопоставить слово справа от каждой костяшки со словом слева от другой костяшки, чтобы образовать пары «английское слово — русское слово». Пара или группа, которые смогут правильно разложить все костяшки за наименьшее время, побеждают в игре.

Орфографические навыки можно также развивать и совершенствовать с помощью игр.

Ученики получают карточки, на которых, верно соединив буквы по диагонали или вертикали, можно найти слова по определенной тематике, а затем заполнить таблицу, разместив найденные слова по обозначенным категориям (например, что делает программист, профессии, название комплектующих).

Для развития навыков аудирования и проверки усвоения новой лексики можно провести игру «Если слышишь, сделай хлопок». Учитель читает слова, а ученики должны сделать хлопок, если они слышат слово, относящееся к лексической теме занятия или к содержанию прочитанного текста. Можно брать слова прямо из текста либо заменять их синонимами.

Для активизации изученной лексики в устной речи можно предложить ученикам создать комментарии к короткому видео или фрагменту видео (продолжительность от 1 до 2 минут). Ученики смотрят видеоролик без слов. Их задача — составить комментарии к этому видео. У них есть карточки со словами и словосочетаниями, которые они могут использовать в своих комментариях.

Для того чтобы повторить и закрепить изученную лексику и категории времени глагола можно использовать игру Tic-Tac-Toe Verb (Крестики-нолики с глаголами). На доске рисуется таблица, состоящая из девяти ячеек. В каждую из девяти ячеек ставится глагол или словосочетание. Например:

create passwords

set firewalls

work for the company

design the network

develop computer games

present electronic data

solve computer problems

analyse electronic data

organize a training session

Образец предложения, в котором глагол стоит в повторяемом времени, например, The Present Simple, демонстрируется на доске — “He helps with the access to the company network”. Класс делится на две команды (команду Х и команду О). Доброволец из команды Х выбирает глагол или фразу из таблицы и называет его / ее. Например: “I choose “create passwords”. Затем он составляет предложение с этим глаголом в нужном времени, например: ”John creates passwords every day”. Если все верно, вместо глагола в таблице помещается Х, показывающий, что команда заняла эту ячейку. Если в предложении есть грамматическая ошибка во времени, ячейка остается незанятой, и команда О может выбрать любую ячейку, чтобы в конечном итоге постараться занять три ячейки подряд по вертикали, диагонали или горизонтали. Побеждает команда, сделавшая это первой. Когда партия закончена, в ячейки вписываются другие глаголы или фразы и все повторяется снова. Проигравшая команда начинает. Над глаголами можно еще ставить символы, показывая, что предложение должно быть вопросительным (?), утвердительным (+), отрицательным (-). Также вместо глаголов в каждую из девяти ячеек ставить показатели времени. Например:

today

last night

last year

two weeks ago

last month

next year

this evening

yesterday

tomorrow afternoon

Ученик из команды Х выбирает ячейку и составляет предложение в том времени, показатель которого он видит в ячейке. Например: two weeks ago I designed five websites. Next year I am going to develop a new computer game.

Для развития навыков пользования словарем можно дать задание «Соедини» (Match). Ученики получают карточки со словами и определениями к ним, им необходимо к каждому слову подобрать правильную дефиницию. Также можно предложить карточки с аббревиатурой и ее расшифровкой.

После выполнения такого задания для развития навыков аудирования и способности узнавать слова пассивного словаря можно провести игру «Дефиниции». Каждый ученик (можно работать и в паре) рисует сетку для игры в крестики-нолики и выбирает 9 слов из 30, написанных на доске. Вписывает эти 9 слов в свои 9 ячеек. Преподаватель в произвольном порядке выбирает слова из этого списка и, не называя их, дает им определение. Когда слово в сетке ученика совпадает с определением, данным преподавателем, студент перечеркивает это слово. Первый, кто перечеркнет три слова подряд (по вертикали, диагонали или горизонтали), выиграл. Определения к словам может зачитывать и ученик.

Таким образом, применение игровых технологий облегчит ученикам запоминание новых лексических единиц, грамматических явлений, сэкономит время опроса, задаст высокий темп проведению занятия, также создаст необходимую ситуацию для спонтанных речевых высказываний.

Литература:

  1. Игры — обучение, тренинг, досуг /Под ред. Петрусинского В. В. — М.: Энроф, 1994. Кн.5: Педагогические игры. — 136с.
  2. 110 игр на уроках английского языка/Дж.Стайнберг; Пер. с англ.- М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. — 124с.
Задать вопрос