Управление качеством логопедической помощи учащимся общеобразовательных классов | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Денисов, А. М. Управление качеством логопедической помощи учащимся общеобразовательных классов / А. М. Денисов, Н. В. Менг, И. Ш. Попова, С. В. Рамазанова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8697/ (дата обращения: 03.05.2024).



В современных условиях проблема неуспеваемости младших школьников по русскому языку и литературному чтению является наиболее распространенной. В статье представлен инновационный проект, способный на более качественном уровне помочь учащимся общеобразовательных классов преодолеть часть трудностей в устной и письменной речи посредством логопедических упражнений, реализуемых на уроках русского языка, создавая, при этом, эффективные механизмы взаимодействия всех участников образовательных отношений (учитель — логопед, учитель русского языка, учащиеся, родители) средствами образовательной платформы «Сферум».

Ключевые слова: логопедическая помощь, логопедическая работа, инновационный проект, русский язык, устная и письменная речь.

In modern conditions, the problem of failure of younger schoolchildren in the Russian language and literary reading is the most common. The article presents an innovative project that can, at a higher quality level, help students in general education classes overcome some of the difficulties in oral and written speech through speech therapy exercises implemented in Russian language lessons, while creating effective mechanisms for interaction between all participants in educational relations (teacher — speech therapist, Russian language teacher, students, parents) using the Sferum educational platform.

Keywords: speech therapy assistance, speech therapy work, innovative project, Russian language, oral and written speech.

Как показывают многолетние наблюдения, одной из распространенных причин неуспеваемости младших школьников являются разнообразные нарушения устной и письменной речи. Эти нарушения затрудняют усвоения навыков чтения и письма, так как для овладения письменной речью существенное значение имеет степень сформированности фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи ребенка. Недостатки звукопроизношения, фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи находят выражения на письме в виде смешения букв, искажения слоговой структуры слов, ошибок в словообразовании, согласовании и управления, в бедности синтаксических построений.

В таких случаях дети нуждаются в специализированной помощи учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета. Качество образования, реально получаемого детьми с речевыми нарушениями, определяет их успешность дальнейшего обучения в школе и качество последующей адаптации в жизни, а также характеризует эффективность работы образовательного учреждения.

Однако, в современной образовательной ситуации существует противоречие между необходимостью оказания логопедической помощи учащимся с различными нарушениями речи и невозможностью ее осуществить в отношении всех нуждающихся, так как их число с каждым годом только возрастает. Так, в нашем образовательном учреждении по результатам обследования речи учащихся начальной школы в текущем учебном году около 200 школьников имеют выраженные речевые нарушения. По нормативу один учитель- логопед (у нас — три учителя-логопеда) может организовать занятия не более чем с 25 учащимися. Что делать с остальными детьми?

Разрешить названное противоречие можно, внеся изменения в процесс управления качеством логопедической помощи детям с различными нарушениями устной и письменной речи в условиях общеобразовательного класса.

Очевидно, что часть этих детей являются слабоуспевающими по русскому языку и литературному чтению. Связь же логопедии и русского языка очевидна и не нуждается в особых доказательствах. Большинство учителей, понимая суть проблемы, не ссылаются на невнимательность, рассеянность или недобросовестность школьников, а напрямую связывают успеваемость по русскому языку и чтению с недостатками его речевого развития.

Между тем, далеко не все учащиеся с нарушениями речи нуждаются в обучении в специальной «речевой» школе (у логопеда в условиях логопедического кабинета). Мы убеждены, что многие могут довольно успешно обучаться в обычных общеобразовательных классах при условии:

– целенаправленного взаимодействия учителя-логопеда и учителя в классе начальной школы (в дальнейшем — учителя русского языка);

– своевременной логопедической помощи и квалифицированной работы учителя.

Исходя из этого, творческой группой был разработан инновационный проект, целью которого является повышение эффективности управления качеством логопедической работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи.

Задачи инновационного проекта:

1) Повысить профессиональную компетентность педагогов в использовании ИКТ путем применения платформы «Сферум»;

2) Совершенствовать формы и методы проведения современного урока с учетом необходимости предупреждения речевых нарушений учащихся;

3) Способствовать сокращению сроков овладения детьми полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;

4) Способствовать повышению мотивационной готовности ребенка к совместной деятельности с логопедом и учителем;

5) Оценить эффективность логопедической работы с использованием новых форм взаимодействия участников проекта.

Улучшение качества логопедической помощи, которую получают учащиеся с нарушениями устной и письменной речи можно достичь, если:

– разработать комплекс логопедических упражнений, направленных на обогащение, уточнение словарного запаса, коррекцию грамматического строя речи, выработку языкового чутья, тренировку артикуляционного аппарата, закрепления правильного произношения, воспитания чистой речи и т. д.;

– включить в структуру урока (преимущественно урока русского языка) логопедические минутки, на которых системно реализуется комплекс логопедических упражнений;

– организовать взаимодействие всех участников проекта (учитель-логопед, учитель, учащиеся, родители (законные представители) на основе информационно-коммуникационной платформы Сферум).

В рамках нашего проекта, мы предложили проведение «логопедических минуток» на уроках русского языка. Продолжительность данных логопедических минуток составляет в среднем 2 минуты. Задания в них подобраны в интересной и несложной для детей форме. Содержание «минуток» для каждого класса разрабатывается логопедом, их проведение осуществляет учитель. Логопедические упражнения используются для закрепления определенных речевых умений, развития различных сторон речи. Например, они могут быть направлены на:

– развитие мелкой моторики (1,2 класс);

– развитие моторики артикуляционного аппарата (1,2 класс);

– развитие пространственных представлений (1,2 класс);

– развитие зрительной и слухоречевой памяти (3–6 класс);

– развитие орфографической зоркости (1–6 класс);

– развитие фонематических процессов (1–6 класс);

– развитие орфографических умений (3–6 класс);

– развитие связной речи (3–6 класс).

Первый опыт реализации данной формы логопедической работы показал, что возрастает мотивация детей не только к коррекционной, но и в целом к учебной деятельности на уроке.

Отметим, что разрабатываемая модель позволит на более качественном уровне решать проблемы формирования правильной речи учащихся общеобразовательных классов, создавать эффективные механизмы взаимодействия всех участников образовательных отношений (учитель — логопед, учитель русского языка, учащиеся, родители) средствами образовательной платформы «Сферум». На данной платформе в свободном доступе субъекты образовательного процесса знакомятся с текущими результатами проекта и рекомендациями для учителей и родителей учащихся.

Проект предусматривает проведение практических семинаров, мастер-классов, заседаний творческой группы, консультаций. Обязательным элементом инновационной деятельности является:

– проведение промежуточной диагностики устной и письменной речи учащихся 1–6 классов, с целью анализа динамики развития устной и письменной речи в условиях реализации проекта;

– корректировка плана работы по проведению «логопедических минуток» с учетом проведенной диагностики;

– внесение необходимых изменений в банк упражнений и методических рекомендаций на платформе «Сферум».

Материализованным (дидактическим) продуктом проекта будут сборник (банк) логопедических упражнений; методические рекомендации участникам образовательного процесса; видео- и другие материалы, размещенные на платформе «Сферум».

Таким образом, проект направлен на обеспечение работы единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников учителями-логопедами, повышение профессиональной компетентности педагогов, создание эффективно работающей внутрикомплексной модели непрерывного взаимодействия всех участников образовательных отношений с целью оказания эффективной логопедической помощи учащимся и может быть внедрена в любой образовательной организации.

Задать вопрос