Иван Федоров и начало книгопечатания на Руси
Автор: Лузганова Нина Николаевна
Рубрика: История образования и педагогики
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 05.10.2023
Статья просмотрена: 360 раз
Библиографическое описание:
Лузганова, Н. Н. Иван Федоров и начало книгопечатания на Руси / Н. Н. Лузганова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8638/ (дата обращения: 07.11.2024).
В статье рассматривается краткое описание книгопечатания на Руси.
Ключевые слова: Москва, Русь, книгопечатание, первопечатник, Апостол.
Сведения о жизни Ивана Федорова довольно кратки. Известно, что он был посвящен в чин дьякона при Кремлёвской церкви св. Николы Льняного, переименованной после Гостунским собором, по перенесении в XVI столетии, из села Николо-Гастунь в Москву чудотворной иконы св. Николая. [7]
Деревянная церковь Николы Гостунского. Фрагмент. 1799 г.
Искусство книгопечатания распространялось быстрыми темпами из Германии в Италию, из Италии в Чехию, из Чехии в Белую Русь. Печатный станок к 20-м годам XVI века стоял уже у самого порога Московского государства. Его появление в Москве было вопросом времени. Сто лет спустя после изобретения Гутенберга первая типография появилась и в Москве.
До применения печатной машинки, книги распространялись посредством переписки. Переписывались преимущественно священные и богослужебные книги. Поэтому переписать книгу — значило совершить не только художественный, но и религиозный подвиг. Прежде чем приступить к писанию, листы нарезались, на каждой странице острием проводились на одинаковых расстояниях черты, которые служили линейками для ведения строк. Далее писец тщательно срисовывал каждую букву оригинала. Много труда и художественного вкуса вкладывалось в изображение начальной буквы каждой статьи. Эту букву писали красными чернилами: киноварью, отсюда и название «красная строка».
Нередко рукопись украшалась различными рисунками. В начале текста помещались нарисованные заставки. На полях были отдельные рисунки. Это была очень сложная и кропотливая работа. «Лаврентьевская летопись, например, была написана за 75 дней. В ней 180 страниц, написанных с двух сторон, это в среднем по 2 ½ листа в день. Остромирово Евангелие было переписано за семь месяцев на 294 листках, по 1 ½ листка в день». [5, с. 23]
Книг было мало, они были дороги и труднодоступны, что не способствовало распространению просвещения на Руси.
С покорением Казани была образована казанская епархия, пришлось разыскивать для отправления в Казань свободные «Апостолы» и «Евангелия» по монастырям всего государства, для чего был издан особый указ. С разных сторон правительство получало указания на лучшее средство помочь делу.
Известный Максим Грек (около 1470–1555г.), ученый монах из Афона, еще при Василии III рекомендовал ввести на Руси книгопечатание. Совет был и из Дании. «Король Кристиан III (Христиан) прислал Ивану Грозному топографа Ганса Мессингейма (Johannes Missengeim) с предложением перевести Библию и книги, в которых излагалось лютеранское вероучение, на русский язык и напечатать их в нескольких тысячах экземпляров, а взамен Россия должна была принять протестантизм». [5, с. 24] Книги не напечатали, но в 1550-е годы было издано «Четвероевангелие» без выходных данных. Где была типография — неизвестно. Возможно, руководил типографией Ганс Мессингейм (Johannes Missengei),
|
|
|
Четвероевангелие
Пятидесятые годы XVI века были лучшей порой царствования Ивана Грозного. Был издан Судебник, в 1551 году состоялся Стоглавый Собор, 1552 год — взятие Казани.
Летом 1553 года Иван Грозный пробыл несколько дней в Троице-Сергиевой Лавре и имел беседы с Максимом Греком, который получил образование во Флоренции и хорошо знал знаменитого итальянского типографа-издателя Альда Мануция, о чем он говорит в своем сочинении: «в Венеции был некый философ, добре хытр, имя ему Алдус, а прозвище Мануциоус, родом фрязин, отьчеством римлянин, ветхого Рима отрасль, грамоте и по римскыипо греческыдобре гораздо. Я его знал и видел в Венеции, и к нему часто хаживал книжным делом, а я тогда еще молод, в мирьскых платьях ». [8]
Максим Грек убедил царя о необходимости создания типографии. Митрополит всея Руси Макарий назвал эту мысль внушенной Богом « яко от Бога извещение приемшу », а книгопечатание — «и свыше даром сходящимъ» . [6] В том же 1553 году царь повелел строить печатный двор на Никольской улице в Москве (« благоверный царь повеле устроити домъ от своея царския казны, идеже печатному делу строитися и нещадно даяше от своих царских сокровищъ делателям, Николы Чудотворца Гостунъского дьякону Ивану Федорову да Петру Тимофееву Мстиславцу, на составление печатному делу и к ихъ упокоению, до идеже и на совершение дело ихъ изыде и перве начаша печатати сия святыя книги, Деяния апостольска и послания соборная и святаго апостола Павла послания». Целых десять лет пошло на постройку этого здания, и только в 1563 г. там началась работа.
Царским печатником был назначен дьякон Николо-Гостунской церкви Иван Федоров, а его помощником Петр Тимофеев, по прозванию Мстиславец, возможно, он был пришельцем из западной Руси или Вильны. Где Иван Федоров научился искусству книгопечатания точно установить нельзя, но первопечатная русская книга отразила на себе самые разнообразные западные влияния: итальянские, южнославянские и немецкие. В послесловии к первопечатному Апостолу 1564 года указывается « он же (Иоанн Грозный) начатъ помышляти, какобы изложити печатные книги, якоже в Грекех, и в Венецыи, и во Фригии, и в прочих языцех дабы впред святые книги изложилися праведне». Здесь явно указывается на итальянские, венецианские образы, а если всмотреться в гравюру Первопечатного Апостола-евангелиста Луку, то окружающая эту фигуру рамка с выпуклыми колоннами напомнят нам эпоху Возрождения, дворцы Венеции и Флоренции. Итальянское влияние на первую книгу пришло через греков и славян, обосновавшихся в Италии после захвата Константинополя турками.
|
|
|
Апостол Лука Апостол И. Федорова 1564 г.
Иван Федоров пришел на царский печатный двор с целью « духовные семена по вселенной разсевати » и на всю жизнь остался энтузиастом этого дела.
19 апреля 1563 года Иван Федоров и Петр Тимофеев приступили к печатанию первой книги «Апостол» и закончили её только в марте 1564 года. Они отпечатали и «Часовник» с красивыми заставками из листьев и цветков, и Евангелие.
В Москве не нравится новая затея царя, копится злоба. Появляется мысль: можно ли приравнять печатную книгу старинной рукописи, где каждая буква была выведена со страхом и трепетом благочестивой рукой монаха? Не есть ли это преступление перед Богом?
По Москве разносится молва, что печатный двор — пристанище нечистой силы, и он должен быть уничтожен. Печатный двор был подожжен и сгорел, как свеча. Для печатников начинается пора скитаний.
Вынужденный бежать из Москвы, Иван Федоров отправился в соседнее Литовское Великое княжество. Здесь он был принял литовским вельможей Григорием Ходкевичем, который дал материальную возможность возобновить свое дело. В имение Заблудово, где печатники продолжили свое дело, в 1568 году Ходкевич основал типографию. Здесь были напечатаны Евангелие и Псалтырь. Но вскоре Петр Мстиславец покинул товарища и переехал в Вильну по приглашению друзей князя Курбского, где под их покровительством открыл типографию. Оставшись один, в Заблудове, Иван Федоров напечатал «Псалтырь с Часословцем» «накладом» Ходкевича с гербом, с фигурными прописными буквами и заставками. Между тем Ходкевич по политическим соображениям, вследствие так называемой Люблинской унии 1569 года, соединившей великое Литовское княжество с королевством Польским, перестал считать типографскую деятельность важной, — « повелел нам » — говорит Федоров, — « работания сего перестати и художество рук нашихъ ни во что же положити и въ веси земледеланиемъ житие мира сего препровождати ». [6] Гетман подарил Ивану деревню и предложил заняться землепашеством, но тот отказался: « не пристало мне сокращать дни живота своего за плугом и сеянием семян житных, мне было положено духовные семена по всей вселенной разсевати ». [6] Он опять все бросил и пошел искать по свету удобного пристанища, где можно было бы служить любимому делу. Так он добрался до Львова. Типографии здесь не было, и Федоров начал обходить «богатых и благородных» граждан, прося помощи для своего предприятия, сопровождая просьбы «многослёзными рыданиями». Богатые были глухи, а помогли ему львовские ремесленники, один из них одолжил Ивану Федорову 700 золотых. Типография открылась, был выпущен Апостол в 1574 году. В начале книги на особом листе помещен гравированный герб Ходкевича, а в конце книги на обороте последнего листа находится большой орнамент, в котором между листьями и цветами помещен с одной стороны герб города Львова, а с другой герб самого печатника. Подпись внизу орнамента гласит « Иоаннъ Федоровичъ друкарь москвитинъ ». На листах 260–264 напечатано послесловие Федорова, озаглавленное « Сия же убо повесть изъявляетъ, откуду начася и како съвершися друкарня сия », подробно рассказывает, по какой причине станок был перенесен им в Литву. Впоследствии Иван Федоров и его сын Иван, работающий с отцом в качестве книжного переплётчика, были вынуждены заложить за 411 золотых все принадлежавшие им типографские инструменты, материалы, формы и матрицы.
В это время ему помог знаменитый покровитель просвещения — Киевский князь Константин Острожский, магнат, владеющий огромными богатствами. Щедрый меценат тратил огромные средства на учреждение школ, издание книг. В городе Остроге у него была своя типография, помещавшаяся в высокой башне замка, на берегу реки Вилии. Около двух лет Иван Федоров проработал в Острожской типографии и напечатал книги: Псалтырь, Новый Завет и знаменитую Острожскую Библию в 1581 году. По красоте шрифтов, по чистоте и изяществу типографской отделки Острожская Библия не уступает лучшим изданиям европейских типографий того времени.
Из Острога Федоров снова возвращается во Львов с мыслью основать собственное дело. Но прежде, чем открылась новая типография, Иван Федоров умер 5 декабря 1583 года и был погребен на кладбище Онуфриевской церкви во Львове. Накануне его смерти кредитор наложил арест на большую часть его имущества. Так закончил своё поприще — изгнанником и бедняком — основатель печатного слова в московской Руси. На надгробном камне помещается (по бокам) надпись славянской вязью: « Иоаннъ Феодоровичъ друкарь москвитин », а на середине камня читается « Упокоения воскресения из мертвыхъ чаю», его герб, внизу «друкарь книг, предъ темъ невиданыхъ».
Надгробный камень, бывший на могиле Русского первопечатника Ивана Феодоровича
Время не пощадило его могилы. На внутренней облицовке стен одной церкви города Львова нашли каменную плиту с надпись, взятую для ремонта стены с могилы Федорова. Но и этой плиты не существует более.
Московский скульптурный памятник создателю первой русской датированной печатной книги Ивану Федорову был открыт в 1909 году перед Китайгородской стеной, рядом с Третьяковским проездом, в знак благодарности потомков замечательному древнерусскому общественному деятелю, московскому печатнику Ивану Федорову.
Перенесение книгопечатания в Москву — очень важный этап в развитии русской культуры, всё хорошее, что было создано человеческим умом, — все остаётся закрепленным в печатных знаках и распространяется во многих тысячах экземпляров и будет жить целые века. Иван Федоров останется в памяти поколений как деятель, много претерпевший в жизни за свои труды, за свою неустанную энергию и фанатическую преданность своей идее.
Литература:
- Краткие сведения о русском первопечатнике Иване Федорове. — Москва, 1883. — c. — Текст: непосредственный.
- Бахтиаров, А. А. Иван Федоров, первый русский книгопечатник / А. А. Бахтиаров. — Санкт- Петербург: тип. Е. Евдокимова, 1895. — c. — Текст: непосредственный.
- Денисов, Л. И. Первопечатники Иоганнъ ГутенбергЪ и Иванъ Федоровъ / Л. И. Денисов. — Москва: А. Д. Ступин, 1908. — c. — Текст: непосредственный.
- Иван Федоров первопечатник. — Ленинград: Академии Наук СССР, 1935. — c. — Текст: непосредственный.
- Кизеветтеръ А. А. Иванъ Федоровъ и начало книгопечатания на Руси — Москва: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1904- Текст: непосредственный
- Предисловие к Апостолу 1564 года, 1574 года
- Трехсотлетие первого друкаря на Руси, Ивана Федорова, юбилейное издание журнала «Обзор графических искусств», СПБ. -1883 с. 3
- Геннади Г. (из сочинений Максима Грека) Библиографические записки, 1858 год том 1, № 6 с.185
Похожие статьи
Букварь (азбука) Василия Бурцова-Протопопова. Краткое описание издания 1637 года
В статье рассматривается краткое описание букваря, изданного в 1637 году Василием Бурцовым.
Развитие монастырской медицины в Древнерусском государстве в X–XII веках
В статье авторы пытаются выявить истоки монастырской медицины, определить уровень её развития и объем оказываемой помощи в Древней Руси.
Иноземцы в русской жизни, или Кому на Руси жить хорошо (XV–XVI вв.)
Настоящая статья посвящена проблематике правового регулирования споров с участием иностранцев в период XV–XVI вв., а также оценке правового положения иностранцев по отношению к местному населению в исследуемый временной промежуток.
Церковная реформа. Петр I
Данная статья посвящена исследованию церковных преобразований проведенных Петром I: рассмотрены и проанализированы различные методы проведения мероприятий направленных на подчинение церкви государственному аппарату власти.
П. Д. Киселёв — великий русский реформатор
В статье автор исследует основные этапы жизни и деятельности П. Д. Киселёва.
Строгановская школа и её время
В публикации рассматривается опосредованное отражение в стилистических особенностях икон строгановской школы жизни русского общества к. 16 — нач. 17 вв.
Положение иностранцев в Москве во второй половине XVI века
В статье предпринимается попытка охарактеризовать положение и права иностранцев в Москве во второй половине XVI в. на основе записок Г. Штадена и А. Поссевино.
Похожие статьи
Букварь (азбука) Василия Бурцова-Протопопова. Краткое описание издания 1637 года
В статье рассматривается краткое описание букваря, изданного в 1637 году Василием Бурцовым.
Развитие монастырской медицины в Древнерусском государстве в X–XII веках
В статье авторы пытаются выявить истоки монастырской медицины, определить уровень её развития и объем оказываемой помощи в Древней Руси.
Иноземцы в русской жизни, или Кому на Руси жить хорошо (XV–XVI вв.)
Настоящая статья посвящена проблематике правового регулирования споров с участием иностранцев в период XV–XVI вв., а также оценке правового положения иностранцев по отношению к местному населению в исследуемый временной промежуток.
Церковная реформа. Петр I
Данная статья посвящена исследованию церковных преобразований проведенных Петром I: рассмотрены и проанализированы различные методы проведения мероприятий направленных на подчинение церкви государственному аппарату власти.
П. Д. Киселёв — великий русский реформатор
В статье автор исследует основные этапы жизни и деятельности П. Д. Киселёва.
Строгановская школа и её время
В публикации рассматривается опосредованное отражение в стилистических особенностях икон строгановской школы жизни русского общества к. 16 — нач. 17 вв.
Положение иностранцев в Москве во второй половине XVI века
В статье предпринимается попытка охарактеризовать положение и права иностранцев в Москве во второй половине XVI в. на основе записок Г. Штадена и А. Поссевино.