Сравнительный анализ профильного обучения в школе и интегрированного предпрофильного образования на базе колледжа
Автор: Тимерев Максим Валерьевич
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.
Дата публикации: 25.01.2016
Статья просмотрена: 435 раз
Библиографическое описание:
Тимерев, М. В. Сравнительный анализ профильного обучения в школе и интегрированного предпрофильного образования на базе колледжа / М. В. Тимерев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 1 (6). — С. 88-91. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/638/ (дата обращения: 17.12.2024).
Внедренные в 2011/2012 учебном году ФГОС нового поколения в значительной мере отличаются от ФГОСов предыдущих поколений тем, что в них предъявляются требования не к минимуму содержания образовательной программы, а в наибольшей степени к структуре, обстоятельствам реализации и итогам освоения образовательных программ среднего профессионального образования. Так, если рассматривать образовательные стандарт предыдущих поколений, то заметна жесткая регламентация учебного процесса (дисциплины в составе программы, порядок прохождения практик и т. д.) при нечетко определенном результате, то ФГОС 2012 года дают возможность широкого выбора содержания подготовки, а также, при достижении ранее очерченных результатов, возможность его корректировки в оперативном периоде времени. Под результатом при этом стоит понимать сформированный набор общих и профессиональных компетенций, которыми должен обладать студент успешно окончивший обучение в образовательной организации.
Прогрессивное изменение требований к качеству профессионального образования потребовало изменения подходов к процессу подготовки будущих специалистов в пользу повышения эффективности этой подготовки. Одним из наиболее важных элементов при этом является стратегический менеджмент и принятие решений в стратегических периодах времени в плане становления образовательной организации.
Для дальнейшего рассмотрения проблемы мы взяли за основу следующее определение стратегического управления — это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует, для организации конкурентного преимущества в долгосрочном периоде.
Авторы различных работ, посвященных изучению стратегического управления акцентируют внимание на том, что данный вид управления имеет комплексное значение и не сводится к изменению лишь одного параметра деятельности организации, в том числе и образовательной, как частного случая. Именно поэтому обратим внимание, что рассматривая лишь один параметр мы не стараемся занизить значимость иных факторов, а также не стараемся полностью их игнорировать.
Мы сконцентрировали свое исследование на экспериментальной работе реализованной в 2014–2015 учебном году в ГБОУ СПО КАМС № 17, заключающейся в организации предпрофильного обучения на базе 8 классов для будущих потенциальных абитуриентов колледжа, так как именно эти изменения, на наш взгляд способны принести яркий положительный эффект на деятельность всей организации в целом в долгосрочной перспективе.
Эксперимент, площадкой для которого стал ГБПОУ МКАГ начал реализовываться под эгидой реформы московского профессионального образования в 2014 году и основной целью его стало построение инновационной — интегрированной модели образовательной организации — колледжа, имеющего современную материально-техническую и методическую базу, высококвалифицированных специалистов, удовлетворяющего потребностям современного образования и конкурентной среде, путем реализации мер стратегического управления.
В качестве задач были определены следующие:
- Повышение качества образовательных услуг за счет интеграции разнопрофильных вариантов общеобразовательной и профессиональной подготовки на основе использования современных технологий;
- Повышение эффективности стратегического управления образовательной организацией;
- Повышение эффективности использования бюджетных средств;
Задача повышения эффективности стратегического администрирования организации среднего профессионального образования, т. е. поиска нового содержания восприятия образования требует в своем решении совершенно новых подходов, инновационных целей. На наш взгляд основными ориентирами представляются — новые организационные формы учебной работы, интегрированная образовательная среда, направленность которой будет обусловлена востребованностью в современном обществе образовательных результатов способных дать позитивные преференции в условиях конкуренции.
Беря в учет вышесказанное нельзя забывать о базовых понятиях качества образования, которые отражены в нижеследующем его определении: качество образования — характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям [1].
В ходе проведения эксперимента было выявлено что именно использование новых организационных форм деятельности и использование инновационных подходов к обучению, определило успешность повышения эффективности стратегического управления организацией и заняло нишу индикатора, который позволяет оценить эффективность деятельности образовательной организации в целом.
Следовательно, формы обучения нужно понимать как конструкции отрезков процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности преподавателя и управляемой учебной деятельности обучающихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности.
Одной из таких форм является интеграция заключительных этапов обучения на ступени основного общего образования в программу профессиональной подготовки в колледже. В рамках проводимой работы это приняло форму предпрофильного обучения по направлению обучения в колледже (Строительство и архитектура) на базе 8 классов обучения в среднеобразовательной школе.
Для формирования картины преимуществ внедрения данной системы необходимо обратиться к сравнению специфики организации обучения на ступенях ООО и СПО.
Первоначально рассмотрим структуру организации профильного обучения в школе. Мы, не затрагивая, глубокие содержательные стороны обратим внимание на такие параметры как трудовые затраты, экономическая выгода и возможные результаты обучения.
Профильное обучение не является профессиональным или производственным, его главная цель — самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование — это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Эта подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Основные задачи профильного обучения:
Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы.
Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности.
Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности.
Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.
Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.
Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.
Именно по итогам рассмотрения этих задач возникает вопрос — сегодняшний прогресс в научной, производственной и других сферах достиг такого уровня при котором недостаточно знаний основ, требуется глубокое погружение в профессиональную среду.
Согласно перечня профилей, утверждённого Министерством образования на сегодняшний день существует 12 профилей, по которым возможна подготовка учащихся в школе:
Физико-математический: информатика, математика, физика;
Физико-химический: физика, математика, химия;
Химико-биологический: математика, химия, биология;
Биолого-географический: математика, география, биология;
Социально-экономический: математика, география, обществознание;
Социально-гуманитарный: обществознание, история, литература, право;
Филологический: литература, русский язык, иностранный язык;
Информационно-технологический: математика, информатика (иногда физика)
Агротехнологический: биология, животноводство, агрономия;
Индустриально-технологический: физика, технология.
Художественно-эстетический: профильные учебные предметы искусства;
Оборонно-спортивный: физкультура, ОБЖ.
Стоит отметить, что ни одна образовательная организация основного общего образования не имеет возможности реализовывать на своей базе обучение по всем перечисленным профилям, в связи с отсутствием в первую очередь кадровых, так как каждый профиль требует обеспечения соответствующе подготовленными специалистами-преподавателями. Если же организация всех перечисленных профилей невозможна, то происходит ущемление прав обучающихся в том отношении, что по сравнению с учениками интересы которых совпали с возможностями школы будут более успешны имея больше возможностей по формированию базы для дальнейшего профессионального развития.
Практика убеждает, что наиболее успешны те люди, которые занимаются профессиональной деятельностью, в наибольшей степени соответствующей их природным задаткам, склонностям, способностям и характеру. Это реально возможно осуществлять не через «навязывание» имеющихся профилей, а через мотивированный выбор с учетом личностных особенностей ребенка.
Организация предпрофильного обучения на базах организаций СПО позволяет избежать негативного влияния кадрового «голода» организаций ООО, а также позволяет производить эту подготовку на наиболее высоком профессиональном уровне сочетая с освоение основной общеобразовательной программы.
Рассматривая экономическую составляющую стоит взглянуть на данные таблицы 1 где приведены примерные затраты, которые понесут образовательные организации при организации профильного обучения на своей базе[1]:
Таблица 1
Сравнение затрат на организацию одного профильного направления в ООО и СПО
|
СПО |
ООО |
Стоимость инвестирования |
1,5 млн. руб. |
12–13 млн. руб. |
Предпрофильное обучение в колледже делает процесс профессионального самоопределения более эффективным, а также мотивированным со стороны обучающегося, во-первых, благодаря осознанному выбору обучающимся направления профессиональной траектории развития, во вторых, благодаря более наличию специализированным ресурсам, база которых имеется у колледжей, в третьих, благодаря боле выгодной экономической составляющей реализации программ предпрофильного обучения на базе колледжей
Таким образом мы видим, что организация профильного обучения на базе средних профессиональных организаций имеет наибольшее количество плюсов нежели профилизация основного общего образования, что однозначно свидетельствует об успешности внедренной формы инновации обучения по программам профессионального образования и перспективности развития данного направления.
Литература:
- Болотов, В. А. Становление общероссийской системы оценки качества образования / В. А. Болотов // Справочник заместителя директора школы. — М.: Информационный центр «Ресурсы образования», 2007.
- Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС С(П)ОО)
[1] Данные на сентябрь 2015 г. (прим. автора).