Применение интерактивных технологий обучения в техническом вузе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.

Дата публикации: 14.01.2016

Статья просмотрена: 104 раза

Библиографическое описание:

Мамедова, Д. Н. Применение интерактивных технологий обучения в техническом вузе / Д. Н. Мамедова, Д. Д. Тураева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 1 (6). — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/561/ (дата обращения: 26.04.2024).



 

На современном этапе развития общества и нашего государства особую актуальность приобретает проблема формирования общественно активной, творческой, компетентной личности, которая, в отличии от человека — исполнителя, самостоятельно генерирует новые идеи, принимает не стандартные решения.

Одним из основных направлений решения проблемы качества образования есть развитие материальных и не материальных составных систем обучения, введение их в состав высокотехнологических объектов деятельности, достижение на этой основе нового, высшего уровня учебно-воспитательного процесса.

В последнее время в педагогической практике значительное распространение приобрели интерактивные технологии обучения, сущность которых заключается в том, что учебный процесс происходит при условии постоянного активного взаимодействия всех участников.

Все вышесказанное подтверждает необходимость активного внедрения в практику интерактивных технологий обучения, одной из которых является формирование межпредметных связей в системе обучения. Основной принцип межпредметной интеграции в системе изучения учебных дисциплин в техническом вузе заключается в том, что элементы знаний гуманитарных, общеинженерных и специальных дисциплин конструируются из основных элементов фундаментальных знаний.

При таком подходе к организации учебно-познавательной деятельности обеспечивается непрерывность и преемственность в изучении различных учебных дисциплин, снимается дублирование материала, изучение содержания предметной информации ведется одновременно на родном и иностранном языках. Интегративный подход к освоению специальных дисциплин на деле реализует принцип связи теории с практикой, усовершенствуя знания в профессиональной деятельности.

Внутрипредметная интеграция методов, форм и средств обучения позволяет на новом фоне организовывать лекционные, групповые, практические занятия, самостоятельную работу обучающихся, курсовое и дипломное проектирование, путем использования коллективных форм познавательной деятельности и с учетом индивидуально –личностных характеристик разрабатывать задания разного уровня сложности, давать возможность выбора форм внутригруппового взаимодействия. В связи с этим преподавателю необходима продуманная тема применения современных информационных аудиовизуальных и технических средств обучения, что безусловно, способствует усвоению содержания профессиональной подготовки в техническом вузе.

Одной из интерактивных технологий обучения есть проектная работа, которая предусматривает создание проекта одним, двумя или группой исполнителей.

Проектная технология предполагает наличие проблемы, требующей исследования, формировку гипотезы, планирование и разработку исследовательских действий, сбор данных, анализ, синтез, обобщение, подготовку и написание сообщения презентацию результатов.

Основная цель метода проектов заключается в предоставлении студентам возможности самостоятельного получения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которая требует интеграции знаний из разных наглядных сфер.

Темы проектов могут быть разнообразны. Выбирая тему, необходимо помнить: — эта тема должна быть должна быть действительно интересна; результаты проектной деятельности должны иметь практическое значение; материал, собранный по теме, должен быть полезен другим людям, заинтересованным в этом вопросе.

В данной статье приводится пример учебного (практико-ориентировочного) проекта на тему: «Эффективность внедрения автономных систем теплоснабжения» по дисциплине «Теплофикация и тепловые сети»

Развитие рыночных отношений в экономике Узбекистана обуславливает необходимость эффективного использования энергии и всех видов ресурсов, повышения научно-технического и организационного уровня производства во всех отраслях экономики, а также подготовки высококвалифицированных кадров расширения материально-технической, минерально-сырьевой, производственной базы и научного потенциала.

В Узбекистане отрасль энергетики развивается преимущественно по пути увеличения единичной мощности и параметров энергоблоков тепловых электрических станций, снабжая электрической и тепловой энергией ряд крупных промышленных регионов. Однако самые крупные потребители (коммунально-бытовые) снабжаются тепловой энергией преимущественно от районных котельных, а большинство индивидуальных потребителей даже в настоящее время довольствуются печным отоплением.

Одним из перспективных направлений развития теплоэнергетики Узбекистана может являться децентрализация источников энергосбережения, т. е. установка автономных установок в непосредственной близости от потребителя или даже на его территории, если это касается промышленных предприятий.

Проблема, требующая своегоразрешения в рамках проекта: разумная децентрализация теплоснабжения путем внедрения автономных источников энергии.

Цель проекта: обоснование возможности и преимущества внедрения автономных источников энергии в системы теплоснабжения.

Конечный результат: курсовой проект, дипломный проект, доклад на научной конференции.

Пользователи: специалисты, студенты, преподаватели.

Рамки проекта: ограничений нет.

Структура продукта проекта — дипломный проект:

Введение.

Расчет тепловых нагрузок теплоснабжаемого района

Расчет и построение графика продолжительности тепловой нагрузки

Гидравлический расчет тепловых сетей централизованного теплоснабжения

Гидравлический расчет автономной системы теплоснабжении

Определение стоимости доставки 1 ккал тепла в год централизованной системой теплоснабжения

Определение стоимости доставки 1 ккал тепла в год автономной системой теплоснабжения

Список использованных источников.

Задачи проектной деятельности:

  1.                Сбор информации о теплоснабжаемом районе (генплан района).
  2.                Сбор информации о централизованном источнике тепловой энергии.
  3.                Сбор информации об автономном источнике тепловой энергии.
  4.      Сбор информации о современных расценках для выполнения технико-экономического расчета.

Информация представляется в текстовом и графическом изображении, в виде чертежей и схем.

Виды деятельности участника — исполнителя проекта (студент-выпускник):

  1.                Выявление источников информации, её сбор.
  2.                 Выбор и структурирование информации.
  3.                   Оформление графической части.
  4.                    Подготовка устной информации о результатах проектной деятельности.
  5.                Подготовка визуальной информации (слайды для презентации) о результатах проектной деятельности.
  6.                Подготовка отчета (пояснительной записки) о проектной работе.

Рабочий план выполнения проекта

Ф.И. студента

Задача

Содержание работы

Вид готового продукта

Срок выполнения

 

 

 

 

 

 

Оценка продукта выполненного проекта

Критерии оценки

Показатели оценки, макс.баллов

 

 

 

Оценка отчета (пояснительной записки) по выполненному проекту

Критерии оценки

Показатели оценки, макс.баллов

 

 

 

Оценка визуальной презентации выполненного проекта в MSPowerPoint

Критерии оценки

Показатели оценки, макс.баллов

 

 

 

Оценка устной презентации и защиты выполненного проекта

Критерии оценки

Показатели оценки, макс.баллов

 

 

 

Таким образом, более широкое введение в практику технических вузов интегративных обучающих технологий может обеспечить, по нашему мнению, развитие личностных и профессиональных качеств, более целенаправленно формировать у обучающихся целостные профессиональные знания, интеллектуальные умения и способы практической деятельности инвариантные по отношению к конкретным сферам и видам их будущей профессиональной деятельности.

 

Литература:

 

  1.                Хаджиева К. Н. Проектная технология обучения в экономическом вузе: учебно-методическое пособие/ Серия «Современные технологии обучения». Т., Ташкентский государственный экономический университет, 2009.
  2.                Ходиев Б. Ю., Голиш Л. В., Хошимова Д. П. Способы и средства самостоятельной учебной деятельности. Тошкент: ТГЭУ, 2010.
  3.                Соколов Е. Я. Теплофикация и тепловые сети. 6-е издание, переработанное, Москва «Издательство МЭИ», 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): выполненный проект, критерий оценки, показатель оценки, проектная деятельность, Сбор информации, тепловая энергия, интерактивная технология обучения, дипломный проект, пояснительная записка, проектная работа.

Похожие статьи

Эффективность применения метода проектного обучения

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.

Метод проектов — педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования).

Учебный практико-ориентированный проект на тему...

Оценка продукта выполненного проекта. Критерии оценки.

Оценка отчета (пояснительной записки) по выполненному проекту.

10,0 если в приложении имеются рабочие материалы проектных работ.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

проектная деятельность, метод проектов, проект, учащийся, начальная школа, ребенок, проектная деятельность учащихся, проектная группа, практический этап, метод обучения.

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках...

проект, проектная деятельность, учащийся, подготовительный этап, материал, критерий оценки, класс, изготовление изделия, будущий товар, будущий проект.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект, преподаватель, умение, этап, работа, студент. Эффективность применения метода проектного обучения.

Технология проектной деятельности (из опыта работы)

проект, метод проектов, проектная деятельность, класс, ребенок, сбор информации, школа.

Организация проектной деятельности учащихся СПО по...

учащийся, проект, метод проектов, деятельность учащихся, технологический процесс, проектное обучение, проектная деятельность, групповая работа, конструкторско-технологическая документация...

Особенности организации проектной деятельности учащихся...

Проектная деятельность в рамках направления изучения технологий ручной и механической обработки конструкционных материалов в 7

Нами предлагаются две группы критериев оценки проектаоценка работы и оценка защиты. Работа по проекту оценивается по пяти позициям

Разработка учебно-практикоориентированного проекта по...

Оценка проекта: проект выполненный в рабочих группах оценивается следующим образом

Этапы проектного обучения: – подготовительный этап: ознакомление с проектом; организовать деятельность

Структура продукта проекта — курсовой проект, дипломный проект

Похожие статьи

Эффективность применения метода проектного обучения

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.

Метод проектов — педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования).

Учебный практико-ориентированный проект на тему...

Оценка продукта выполненного проекта. Критерии оценки.

Оценка отчета (пояснительной записки) по выполненному проекту.

10,0 если в приложении имеются рабочие материалы проектных работ.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

проектная деятельность, метод проектов, проект, учащийся, начальная школа, ребенок, проектная деятельность учащихся, проектная группа, практический этап, метод обучения.

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках...

проект, проектная деятельность, учащийся, подготовительный этап, материал, критерий оценки, класс, изготовление изделия, будущий товар, будущий проект.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект, преподаватель, умение, этап, работа, студент. Эффективность применения метода проектного обучения.

Технология проектной деятельности (из опыта работы)

проект, метод проектов, проектная деятельность, класс, ребенок, сбор информации, школа.

Организация проектной деятельности учащихся СПО по...

учащийся, проект, метод проектов, деятельность учащихся, технологический процесс, проектное обучение, проектная деятельность, групповая работа, конструкторско-технологическая документация...

Особенности организации проектной деятельности учащихся...

Проектная деятельность в рамках направления изучения технологий ручной и механической обработки конструкционных материалов в 7

Нами предлагаются две группы критериев оценки проектаоценка работы и оценка защиты. Работа по проекту оценивается по пяти позициям

Разработка учебно-практикоориентированного проекта по...

Оценка проекта: проект выполненный в рабочих группах оценивается следующим образом

Этапы проектного обучения: – подготовительный этап: ознакомление с проектом; организовать деятельность

Структура продукта проекта — курсовой проект, дипломный проект

Задать вопрос