Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Авторы: Колобова Анна Валерьевна, Иванова Марина Юрьевна, Семенова Ирина Владимировна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.
Дата публикации: 10.03.2023
Статья просмотрена: 79 раз
Библиографическое описание:
Колобова, А. В. Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельности / А. В. Колобова, М. Ю. Иванова, И. В. Семенова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8160/ (дата обращения: 11.12.2024).
Как сказал Василий Александрович Сухомлинский, «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Поэтому мы обратили внимание на игровую деятельность ребенка как на средство его сенсорного развития
Задачи:
– создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности
– способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);
– способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения и т. д.).
Направления работы по сенсорному развитию детей раннего и младшего возраста в игровой деятельности:
– создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности
– способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);
– способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения и т. д.).
Игры, показавшие эффективность в данном направлении:
Игры на развитие тактильных ощущений, мелкой моторики «Доска ощущений»
Ни для кого не секрет, что тактильные ощущения это одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. Ведь через пальчики малыша развивается речь и мышление.
На «Доске ощущений», прикреплены образцы различных материалов, которые дети могут потрогать, сравнить свои ощущения, найти похожие на ощупь (гладкое, шершавое, мягкое, колючее и т. д.), по цвету, форме.
Из этой же серии: Игры с прищепками, Веселая шнуровка.
Прищепки цветные не только ориентируют ребёнка по цветам, но так же развивают мелкую моторику и дают возможность ребёнку легко обучиться счёту.
Игра-шнуровка способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще. Шнуровки различаются по цвету, шнуруются контуры геометрических форм, предметов разной величины, нанизывается цветные формы как бусы.
Следующий блок игр -Игры вкладыши «Сенсорные кубы» игра «Почтовый ящик»
Способствует развитию у детей сенсорных способностей (цвет, форма, величина), речи, внимания, воображения, памяти, мелкой моторики.
Лабиринт горка — это один из первых тренажеров для детей. Он увлекает ребенка в процесс прохождения лабиринта, одновременно развивая его моторику, внимание и мышление, стимулируют умственное развитие, учат координировать движение и тренируют память.
Еще один блок игр составные игры «пирамидки»
Одна из самых популярных развивающих игрушек. Используются пирамидки как в классическом виде так и её разновидности: радуги, — стаканчики, которые дают ребенку более интенсивную умственную нагрузку.
Игры с сенсорными радужными строительными блоками так же применяются для изучения цветов и форм, развития мышления и концентрации внимания.
Организуя игровую деятельность с целью сенсорного развития детей раннего и младшего возраста, получаем следующие результаты:
– дети быстрее осваивают цвет, форму, размер, количество;
– дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам;
– с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность;
– способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия;
– умеют выполнять простейший сенсорный анализ;
– стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности
Таким образом, игровая деятельность способствует полноценному сенсорному развитию детей.