Применение интеллект-карт для систематизации знаний учащихся | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (42) февраль 2023 г.

Дата публикации: 02.02.2023

Статья просмотрена: 140 раз

Библиографическое описание:

Зейналова, А. А. Применение интеллект-карт для систематизации знаний учащихся / А. А. Зейналова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/241/8061/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье рассматриваются преимущества использования интеллект-карт для запоминания информации, систематизации знаний учащихся на уроках и внеурочной деятельности, основные принципы построения интеллект-карт и способы их создания.

Ключевые слова: интеллект-карта, mindmaping, программа iMindMap, запоминание информации, систематизация информации.

В современном мире учащиеся сталкиваются с большим объемом информации как в повседневной жизни, так и в учебной сфере. Внимание рассеивается, вследствие чего трудно сосредоточиться на наиболее важных данных. Справиться с большим объемом информации помогает метод интеллект-карт, предложенный Тони Бьюзеном в 70-х годах XX в.

Интеллект-карта — это хороший способ структурировать информацию по изучаемой теме, используя творческий подход. Она отражает смысловые, причинно-следственные связи между понятиями, объектами и их элементами.

Процесс построения интеллект-карт по-английски обозначается словом mindmaping. Интеллект-карта является графическим представлением мыслительного процесса, где от центрального объекта к его компонентам отходят ветви. Над ветвями записываются ключевые слова и изображаются яркие, запоминающиеся образы. Построение ведется с использованием рисунков, знаков, символов разного цвета и шрифта. Причем создавать интеллект-карты можно как на листе бумаги, так и с помощью специальных компьютерных программ.

Данный метод наглядного представления может быть использован на уроках любых учебных дисциплин и во внеурочной деятельности в конце занятия для закрепления знаний, которыми овладели учащиеся, либо для обобщения и систематизации материала изученных разделов (рис. 1).

Интеллект-карта по теме «Классификация моделей», выполненная ученицей 11 класса

Рис.1. Интеллект-карта по теме «Классификация моделей», выполненная ученицей 11 класса

Составлять грамотные, логически выстроенные интеллект-карты могут учащиеся как 11-х, так и 5-х классов, причем с большим интересом. Лучше, если каждый ребенок самостоятельно составляет схему, изображая на ней свой ассоциативный ряд. Тогда полученная интеллект-карта будет ему понятна и может служить опорным конспектом при повторении материала. А пытаясь вспомнить необходимую информацию при устном изложении или при написании проверочной работы, учащийся будет мысленно представлять свою интеллект-карту.

Метод интеллект-карт довольно гармонично вписывается в раздел «Моделирование и формализация», изучаемый в школьном курсе информатики. В рамках данного раздела можно не только познакомить учащихся со способом построения ассоциативных схем на бумаге, но и научить работать в одном из редакторов интеллект-карт, например, iMindMap. Данная программа имеет пользовательский интерфейс на русском языке, понятный даже учащимся 5-х классов.

iMindMap кроссплатформенна — есть версии как для настольных систем Windows, Mac и Linux, так и для мобильных устройств iPhone, iPad и Android, а также «облачная» версия. Базовая версия программы бесплатна, что позволяет без дополнительных денежных затрат использовать ее в школах. Интеллект-карты, составленные в iMindMap получаются довольно «живыми» и интересными. Их можно сохранить, отредактировать в дальнейшем, распечатать, добавить на слайд презентации или разместить в Интернете. Более того, составление ассоциативных схем с помощью специальных программ не требуют от ученика умения хорошо рисовать, проводить линии, работы всегда получаются аккуратными и красочными.

Интеллект-карта по теме «Компьютерная графика», созданная в программе iMindMap учеником 7 класса

Рис. 2. Интеллект-карта по теме «Компьютерная графика», созданная в программе iMindMap учеником 7 класса

При переходе к новым образовательным стандартам акцент идет на самостоятельную деятельность учащихся при рассмотрении различных вопросов, умение применять полученные знания. Учитель при этом играет роль координатора учебно-познавательной деятельности школьников. Интеллект-карты позволяют учащимся самостоятельно отыскать оригинальные идеи и облегчают процесс запоминания информации. Такой подход требует меньше усилий по сравнению с традиционными методами конспектирования. Кроме того, согласно исследованиям ученых 85 % людей лучше воспринимают визуальную информацию.

Недостатком в использовании интеллект-карт на уроках является то, что процесс их создания довольно увлекателен, буквально «затягивает» и обычно требует больше времени, чем изображение обычной схемы понятий. Поэтому применять такой метод на каждом уроке нет возможности. Но можно выделить время в конце изучения раздела на обобщающем уроке, либо предложить учащимся в качестве домашнего задания составить интеллект-карту по изученной теме.

Уникальность интеллект-карт состоит в том, что учащиеся могут применять их в дальнейшем не только в учебной деятельности в школе или высшем учебном заведении, но и в своей повседневной жизни.

Мой опыт применения интеллект-карт на уроках информатики в основной школе показывает, что данный метод обеспечивает повышение интереса к изучаемому предмету, рост мотивации у учащихся, качества их знаний, формирование учебно-познавательных и ИКТ-компетенций, предусмотренных ФГОС, развитие всех видов памяти, интеллекта, пространственного мышления, воображения и дает возможность для самовыражения каждого учащегося. Что немаловажно, в процессе создания интеллект-карты учащиеся могут самостоятельно с удовольствием работать с текстом, учатся выделять главные понятия и их свойства, устанавливать взаимосвязь между понятиями, объектами, развивают пространственное мышление.

Литература:

  1. Босова Л. Л. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — 4-е изд., стереотипное — Просвещение/Бином, 2019.
  2. Бьюзен Т. и Б. Супермышление. Измените свою жизнь с помощью интеллект-карт/Пер. с анг. Е. А. Самсонов; Худ. обл. М. В. Драко. –Мн.: ООО «Попурри», 2019.
  3. Мюллер Х. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей / Хорст Мюллер; [пер. с нем. В. В. Мартыновой, М. М. Дрёмина]. — Москва: Издательство «Омега-Л», 2007. — 126 с.
  4. Осмоловская И. М. Наглядные методы обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 192 с.

Ключевые слова

интеллект-карта, mindmaping, программа iMindMap, запоминание информации, систематизация информации
Задать вопрос