Индивидуальные и возрастные особенности детей среднего школьного возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (42) февраль 2023 г.

Дата публикации: 03.02.2023

Статья просмотрена: 337 раз

Библиографическое описание:

Агафонова, Е. А. Индивидуальные и возрастные особенности детей среднего школьного возраста / Е. А. Агафонова, В. А. Мячина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/241/8049/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье авторы пытаются определить взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и их учебных успехов.

Ключевые слова: особенности; обучение; развитие.

Я. Л. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он являлся основоположником принципа природосообразности. Этот принцип заключается в том, воспитательные и образовательные процессы должны быть построены на основе возрастных особенностей учащихся. Это можно сравнить с тем, как устроены естественные изменения в природе. Они случаются в определенной последовательности и в определенное время. Так и в обучении и воспитании — когда готов ум учащихся — тогда и получится успешно познакомить его с нравственными принципами, истинами, установками.

Учет возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов. С его учетом учителю следует устанавливать объем нагрузки, разных видов деятельности, сбалансированность труда и отдыха.

Отбор и расположение учебных предметов в расписании, а также содержание учебной программы также должно регулироваться спецификой возрастных особенностей учащихся. Это относится и к определению форм, методов, средств учебно-воспитательной деятельности.

Что касается общения, то можно отметить, что учащиеся начальных классов наиболее открыты к общению с учителями по сравнению с учащимися средних и старших классов. Это можно объяснить с точки зрения наличия доверия между учителем и учениками. Ребята готовы поделиться событиями, впечатлениями, просмотренными фильмами, прочитанными книгами и так далее. Такое общение помогает учителю усилить воспитательную силу воздействия на личность ученика, добиться поставленных результатов, наладить контакт с родителями.

Что касается средней школы, то здесь специфика общения меняется. В частности, дети склоны общаться с теми учителями-предметниками, в предметах которых они имеют успешные результаты. Немаловажно, что от отношения учителя к учащимся во многом зависят их переживания по поводу своих поступков или мотивов в поведении. Любой предмет является основой для определения особенностей воспитательного воздействия [2].

Остановимся на подростках. Им свойственны существенные изменения в мышлении, в познавательной деятельности. У них есть желание понять сущность предметов, причинно-следственные связи. Они любят задавать каверзные вопросы, аргументируют всесторонне свое мнение. На этой основе у них формируется абстрактное мышление и логическая память. Значит, важно на уроках формулировать проблему, учить самостоятельному определению проблемы урока, развивать аналитические способности, делать теоретические обобщения. Также учить грамотно взаимодействовать с учебником, самостоятельно организовывать свою работу и творчески выполнять домашние задания.

Что касается характера подростков, то периоды подъема энергии и активности, их спада у подростков приносят беспокойства. Часто они сопровождаются баловством, шалостями, стремлением показать свою силу. Это говорит о полудетскости подростков, так как они недостаточно серьезно умеют обдумывать свои поступки и действия. Отсюда следует необходимость трепетно относиться к нервной системе подростков, а именно быть чутким, помогать в учебе со стороны школы и семьи.

Развитие психики и становление личности ребенка опирается на единство возрастных и индивидуальных особенностей. Последние — это те качества, которыми отличается один индивид от другого. Они делают индивидуальной психику личности, влияют на его уникальность, самобытность.

Учет этих особенностей педагогами делает успешным общение учителя с ребенком. Чтобы сформировать устойчивый интерес школьника к предмету, учителю важно обращать внимание на содержание и методику преподавания. Если с увлечением представлены идеи, темы, содержание обучения, то ученик будет увлечен предметом. Советский психолог А. Н. Леонтьев писал, что проблема обучения — это, прежде всего, проблема психологии общения. Для более эффективного взаимодействия учителю необходимо разнообразить формы урока. Это могут быть экскурсия, зачет, конкурс, игра-тренинг, устный журнал, дидактические игры. В уроке должна присутствовать творческая составляющая как метод заинтересованного общения ученика и учителя [1].

Для успеха общения и грамотного построения учебного процесса с учетом особенностей школьников педагогу важно управление вниманием учащихся. Это может быть достигнуто проблемной постановкой темы, сообщением новой, актуальной информации. Для этого надо иметь ввиду склонности детей, их хобби. Для разных классов могут подходить разные педагогические приемы.

Если учащиеся возбудимы и бурно реагируют на словесные методы обучения, то приветствуется подача материала от менее интересного к более интересному. Если учащиеся нейтральны к предмету темы, то эффективнее будет обратный порядок предоставления материала — от самого интересного к менее. Феномен психической заразительности поможет управлять вниманием ребят. В исследованиях отмечается, что люди, собираясь вместе, обладают способностью поддаваться реакции других людей. Это объясняет групповой инстинкт.

Опираясь на эти данные, ученые пришли к выводу, что у младших школьников и подростков именно в их возрасте эффективнее идет процесс воспитания положительных качеств личности, воспитания дисциплины, любви к труду, правильному поведению в обществе, ответственному отношению к обучению, желания быть открытым к разным занятиям.

Если речь идет о старшеклассниках, то они имеют тенденцию к самостоятельности. Опираясь именно на эту черту характера, учитель развивает у них нравственные идеалы, чувство ответственности, патриотизма, трудолюбия [3]. Учитывая эти особенности учащихся, педагог может перераспределять внимание, оказывать помощь именно тем учащимся, которые в первую очередь нуждаются в ней, и именно тогда, когда она более всего им необходима.

Старшеклассникам свойственна избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на захватывающие уроки и классные часы. Но быстрая переключаемость внимания не позволяет сосредоточиться надолго на одном и том же аспекте. Преодолеть данную проблему поможет создание проблемных и нестандартных ситуаций на уроках и внеклассных мероприятиях.

Исследования внутреннего мира подростков демонстрируют то, что одной из самых главных проблем данного возраста выступают несогласованность убеждений, нравственных установок и понятий с поведением. Моральные принципы, желания и идеалы крайне неустойчивы. На них оказывают влияние семейные особенности, организация быта, окружение подростка, влияние друзей. Они создают большие сложности в развитии и становлении характера, стержня личности, действий [4]. В связи с этим учителю важно направлять внимание на формирование нравственного опыта, строить систему оценочных суждений.

Музыкальное оформление урока, приёмы драматизации, уместное использование аудио- и видеоматериалов на уроках, ТСО, соревнование, тренинги, деловые игры, индивидуальная и парная работа на уроках способствуют созданию благоприятной, комфортной обстановки на уроке. Благодаря всему этому возникают положительные эмоции, строится психологическая разгрузка, развивается индивидуальное творчество, появляется уверенность в себе, работает воображение.

Литература:

  1. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995.
  2. Психическое развитие в среднем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1979.
  3. Ягодко, Л. И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л. И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после.- 2010.-№ 1.
  4. Психическое развитие в среднем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1979.
Задать вопрос