Исследовательская деятельность обучающихся Дома научной коллаборации как средство познания себя и развития познавательного интереса | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (42) февраль 2023 г.

Дата публикации: 01.02.2023

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Тарасова, Н. Ю. Исследовательская деятельность обучающихся Дома научной коллаборации как средство познания себя и развития познавательного интереса / Н. Ю. Тарасова, О. В. Косьмина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/241/8047/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассмотрен опыт применения методической разработки в системе дополнительного образования, способствующей развитию личностных результатов школьников в аспекте исследовательской деятельности.

Ключевые слова: исследовательская работа, дневник юного исследователя.

Исследовательская деятельность является обязательным образовательным компонентом в системе высшего образования и присутствует как элемент в системе среднего профессионального образования. Изменения во ФГОС среднего общего образования повысили требования к личностным результатам школьника по итогам освоения им основной образовательной программы. Так, в части ценности научного познания результаты школьника должны отражать готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

Вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность — это системная работа образовательной организации, которая в школьной среде проходит этап становления. В этой связи Центры дополнительного образования являются потенциальной площадкой для формирования и развития у школьников самых разнообразных компетенций, востребованность которых обусловлена быстроизменяющимися условиями жизнедеятельности человека и самой жизнью современного общества. Образовательные программы системы дополнительного образования детей выгодно отличаются авторским подходом по содержанию, имеют прикладной характер, практикоориентированы, реализуются с применением активных и интерактивных методов обучения, с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и технического оснащения.

О Центре развития современных компетенций. Дом научной коллаборации им. Н. Н. Семёнова (ДНК) является ключевым Центром на территории г. о. Самара по реализации Федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» в сфере дополнительного образования. Центр создан на базе Самарского политеха и осуществляет образовательную деятельность с 2019 года. Портфель дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Центра достаточно разнообразен, ежегодно реализуется более 60-ти программ, которые обновляются и дополняются с учётом приоритетных направлений образования. Деятельность ДНК направлена на вовлечение детей и молодёжи в инженерно-техническую деятельность путём распространения творческих активностей естественно-научной и технической направленностей, ориентированных на формирование и развитие soft- и hard-компетенций, проектной культуры и командного взаимодействия.

Актуальным и показательным примером по вовлечению обучающихся в исследовательскую деятельность является образовательная программа Центра «Лаборатория юного физиолога», в рамках которой педагогом апробирована практика ведения «Дневника юного исследователя».

О программе . Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лаборатория юного физиолога» реализуется в Центре с 2021 года, разработана для обучающихся 6–9 классов. Занятия по программе реализуются один раз в неделю в течение учебного года. Программа модульного построения включает:

Модуль 1 «Введение в биологию»;

Модуль 2 «Анатомия и физиология человека»;

Модуль 3 «Высшая нервная деятельность».

Содержательно программа направлена на изучение наиболее актуальных вопросов анатомии и физиологии человека, факторов, влияющих на процесс жизнедеятельности организма, и подходов по сохранению и укреплению здоровья человека в условиях современной природной, социокультурной и техногенной среды.

Дневник юного исследователя. Структура дневника разработана с опорой на тематику 2 и 3-го модулей образовательной программы и содержит задания репродуктивного, алгоритмического, эвристического и творческого уровней усвоения программы.

Страница дневника ‒ это рабочий лист по теме, который заполняется каждым обучающимся самостоятельно. Оформление заданий по темам и разделам отличается, так как используются разные формы работы: описательная практика, кейсы, тестовый формат, схемы, фото, таблицы, рисунки, картинки, опросники и т. п., что позволяет лучше воспринимать учебный материал и осваивать приёмы исследовательской работы.

Дневник представлен разделами:

  1. «Паспорт человека»

Раздел предназначен для рассмотрения систематического положения человека в животном мире, особенностей строения его организма на клеточном и тканевом уровне. Представлен заданиями по рассмотрению сходства и различия в строении человека и его непосредственных предков, согласно эволюционной теории. Такие задания учат детей сравнивать, пояснять свою точку зрения и таким образом доказывать биологическую природу человека. Присутствие в организме человека «лишних органов» ‒ рудиментов и атавизмов — вызывает интерес и удивление обучающихся, пытающихся самостоятельно объяснить их значение и применение в жизни предков.

  1. «Органы и системы органов»

Раздел содержит задания по рассмотрению строения органов, их взаимосвязи с другими органами в организме человека. Задания в виде схем позволяют структурировать учебный материал, сделать его более наглядным и запоминающимся. Происходит задействование зрительной памяти. Применение различного цвета при выполнении практических заданий, придаёт эмоциональную окраску, включает воображение обучающегося. С использованием цветного пластилина обучающиеся создают объёмные модели внутренних органов человека, которые размещаются на схеме тела человека. Тем самым достигается визуализация анатомического строения человеческого тела, что, в свою очередь, вовлекает обучающихся и повышает их интерес к изучению биологии и других смежных дисциплин.

  1. «Физиология собственного организма»

Раздел предназначен для отражения показателей работы своего организма по итогам наблюдений, замеров, экспериментов, выполнения практических работ по каждой теме. Экспресс-наблюдение показателей собственного организма: давление до и после нагрузки, частота сердечного сокращения, пульс, должное артериальное давление и фактическое, ‒ все это способствует усвоению учебного материала и приобретению навыков проведения несложных биологических исследований физиологических возможностей организма человека. Такие наблюдения и экспресс-исследования позволяют обучающимся сравнить возможности состояния своего организма с нормативными показателями, например, эластичность позвоночника, гибкость тела, индекс массы тела, пульс, давление, частота дыхания, объем внимания, памяти и др.

Выполнение такого рода заданий позволяет вызвать интерес обучающихся к работе органов своего организма, и, прежде всего, понять особенности работы различных систем организма, познать нюансы возможных отклонений, способы и приёмы восстановления и меры по предупреждению нежелательных нарушений здоровья.

Рефлексия . Работа обучающихся с «Дневником юного исследователя» в течение года показала свою эффективность:

обучающиеся сами формируют свой дневник, проявляя при этом заинтересованность и инициативу, высказывая свои мысли и идеи по оформлению;

заполнение таблиц и схем своими данными, полученными в ходе выполнения практических заданий и экспресс-наблюдений, даёт возможность оценить состояние своего организма, без погружения в медицину, на основе стандартных наборов тестов и проб. Результативность выполнения этих заданий мотивирует обучающихся на поддержание организма в должном состоянии или стимулирует к приведению своих показателей к рекомендуемой норме, но с оглядкой на состояние здоровья;

наглядность и доступность представленной информации в формате учебного портфолио позволяет периодически возвращаться к интересующей теме и просматривать необходимый материал;

наблюдения, ведение записей учёта показателей, их валидация, поиск обоснований и объяснений, анализ полученных данных ‒ все это позволяет постепенно вводить обучающихся в культуру исследовательской работы.

Таким образом, вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность происходит через познание особенностей строения человеческого организма, условий и факторов, на него влияющих. Продолжение такой работы обучающихся видится в написании доклада с последующим выступлением на научной конференции или подготовке статьи для публикации.

Ключевые слова

исследовательская работа, дневник юного исследователя
Задать вопрос