Применение практико-ориентированных технологий в обучении фармацевтов | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (42) февраль 2023 г.

Дата публикации: 29.01.2023

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Мандрюкова, Л. В. Применение практико-ориентированных технологий в обучении фармацевтов / Л. В. Мандрюкова, Л. В. Фомина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/241/8033/ (дата обращения: 07.05.2024).



В статье представлен процесс обучения студентов специальности «Фармация», этапы, подводящие к аккредитации специалистов. Реализация которых способствует: подготовке профессионального специалиста, соответствующего требованиям современного фармацевтического рынка, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности.

Ключевые слова: практико-ориентированная технология, квалифицированный специалист, обучающиеся.

Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированных кадров, соответствующего профилю обучения, мобильных на рынке трудовых ресурсов, компетентных при получении профессии, способных к эффективной работе в реальном секторе экономики, готовых к непрерывному профессиональному развитию. Педагогическая практика отмечает, что наиболее перспективным в образовании являются технологии, позволяющие организовать практические занятия с учетом профессиональной направленности, а это требует от педагогов использования новых методов, форм работы, одним из таких является практико-ориентированное обучение.

Практико-ориентированное обучение — это процесс образовательной программы обучающимися, их подготовки к профессиональной деятельности, происходящий при выполнении реальных практических задач. Здесь происходит приближение образовательного учреждения к актуальным нуждам практики, жизни и создать условия для формирования конкурентоспособности будущих фармацевтов.

Фрагменты профессиональной деятельности позволяют в максимальной мере моделировать практико-ориентированные технологии, которые оказывают влияние на все учебные процессы: от предоставления обучающимся знаний, умений и навыков до контроля их усвоения. Освоение программ при практико-ориентированном обучении будет эффективнее, если реализация сопровождается использованием активных и интерактивных методов. Для практических занятий необходимо выбирать задачи и задания, которые моделируют возможные ситуации будущей профессиональной деятельности.

Активные методы обучения — совокупность способов и приемов, которые отражают формы взаимодействия, направленные на мотивацию самостоятельного и творческого освоения учебного материала обучающимися, и задача преподавателя — самостоятельное овладение обучающимися знаний. В основе этих методов лежит диалог, как между преподавателем и студентами, так и между самими обучающимися. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний.

Интерактивный метод — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Место преподавателя на занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия, стимулирует интерес к изучению дисциплин, учит совместному поиску способов решения проблем и т. д. Преподавателем могут быть использованы активные и интерактивные формы: круглый стол (дискуссия, дебаты); мозговой штурм (брейншторм, мозговая атака); деловые и ролевые игры; сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ); мастер класс; тренинги; проблемное обучение.

Следующий принцип — принцип мотивации, он задается путем использования стимулов при формулировке профессиональных задач, при изучении профессионального модуля ПМ.01 Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента с обучающимися решаются задания, например:

— В аптечную организацию обратился посетитель с рецептом на лекарственный препарат Морфин 1 % раствор для инъекций ампулы по 1 мл в количестве 30 штук для паллиативной помощи пациенту.Рецепт выписан на специальном рецептурном бланке на наркотическое средство или психотропное вещество (форма № 107/у-НП). Проведите фармацевтическую экспертизу рецепта.

— В аптеку города В. обратился мужчина 30 лет с плохим самочувствием: озноб, чихание, температура. Начинает проявляться насморк. Сопутствующих патологий нет. Подберите лекарственные препараты для устранения симптомов.

— При проведении приемочного контроля обнаружено количественное несоответствие товара: гольфы компрессионные 2 упаковки вместо 3 упаковок, указанных в товарной накладной. Оформите соответствующие документы для возврата товара поставщику.

— В аптечную организацию поступили от поставщика следующие товары: Калия перманганат, порошок; алтея корни 50 г; Интерферон альфа, р-р для местного применения. Примите поступивший товар и организуйте хранение.

Одним из направлений в создании практико-ориентированного образования, направленного на формирование профессиональных компетенций, является создание учебной аптеки с элементами бережливого производства.

Учебная аптека организована как единое образовательное пространство. Учебная аптека включает аптеку по производству экстемпоральных лекарственных форм, лабораторию организации деятельности аптеки, материальные комнаты для проведения приемочного контроля и хранения товаров аптечного ассортимента, торговый зал для отпуска лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента. Учебная аптека оснащена максимально приближенно к реальным условиям

Преимущества создания учебной аптеки: учебная аптека служит:

— для приобретения студентами фармацевтического факультета практического опыта;

— приобретения навыков в симулированной среде, необходимых для осуществления аптечной деятельности;

— использования для оценки уровня практических навыков обучающихся;

— проведения аккредитации.

Сформированная образовательная среда позволяет максимально приблизить к реальной действительности, позволяющий приобретению практических навыков специалистов.

Литература:

  1. Борытко Н. М. Педагогика: учебное пособие для вузов /Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. — М.: Академия, 2017. — 298 с.
  2. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение / Н. В. Матяш. — М.: Academia, 2018. — 256 c.
  3. Шутикова М. И. Формирование профессиональных компетенций в обучении на основе практико-ориентированного подхода / М. И. Шутикова // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. Т. 4.

Ключевые слова

обучающиеся, квалифицированный специалист, практико-ориентированная технология
Задать вопрос