Конспект логопедического занятия на тему «Формирование умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец)» с обучающимися третьего класса общеобразовательной школы | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (42) февраль 2023 г.

Дата публикации: 28.01.2023

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Груздева, Е. М. Конспект логопедического занятия на тему «Формирование умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец)» с обучающимися третьего класса общеобразовательной школы / Е. М. Груздева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/241/8030/ (дата обращения: 07.05.2024).



Логопедическая тема: «Формирование умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец)».

Лексическая тема: «Дикие животные».

Грамматическая тема: «Словарные слова».

Цель: развивать и совершенствовать навык позиционного фонематического анализа.

Образовательные задачи:

  1. Развитие и совершенствование умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец).
  2. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза.
  3. Развитие фонематических представлений.
  4. Закрепление правописания словарных слов.
  5. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные».

Коррекционные задачи:

  1. Развитие и совершенствование пространственных представлений.
  2. Развитие слухового и зрительного внимания.
  3. Развитие зрительной памяти.
  4. Развитие и совершенствование функции словообразования (образование притяжательных прилагательных).

Воспитательные задачи:

  1. Формирование положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания.
  2. Воспитание навыка сотрудничества.
  3. Воспитание самоконтроля.

Оборудование: компьютер, проектор, предметные картинки, сюжетная картинка, карточки для позиционного фонематического анализа, звуковые схемы к предметным картинкам, красные, синие, зелёные кружки по числу обучающихся, карточки с заданиями по числу обучающихся.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

—Здравствуйте, ребята. (Здравствуйте.)

Сначала садятся на свои места дети, имена которых начинаются с согласного звука. Теперь остальные. (Обучающиеся выполняют задание, рассаживаются по своим местам.)

  1. Введение в тему. Развитие слухового внимания и логического мышления.

—Угадайте, какой сказочный герой пришел к нам на урок.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы —

Уши больше головы. [2, с.106] (Заяц.)

Это герой сказки Бориса Заходера «Русачок». (Слайд 1.)

—Определите положение звука [р] в слове «Русачок». (Звук [р] находится в начале слова.) Определите положение звука [с] в слове «Русачок». (Звук [с] находится в середине слова.) Определите положение звука [к] в слове «Русачок». (Звук [к] находится в конце слова). Сегодня мы будем определять место звуков в словах. Зайка и другие герои сказки приготовили для вас много интересных заданий.

  1. Основная часть. Развитие и совершенствование пространственных представлений.

—Узнаем имя ещё одного героя сказки. Выполняем задание в парах. Перед вами лежит поле, разделенное на девять квадратов. Возьмите карточку из верхнего правого квадрата. Что изображено на карточке? (Буква «л».) Положите ее рядом с таблицей. Это будет первая буква в слове. Достаньте следующую карточку из верхнего левого угла. Положите ее справа от первой карточки. Теперь возьмите карточку из нижнего правого квадрата. Достаньте карточку из нижнего левого квадрата. Следующую карточку вынимайте из центрального квадрата. Берём последнюю карточку. Положите ее справа от карточек. Какое слово у вас получились. (Лисица.)

— Она предлагает вспомнить, сколько гласных звуков в русском языке. (Слайд 2.) (Шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [и].)

— Откройте тетради, запишите число. (Обучающиеся записывают число в тетради.)

  1. Развитие слухового внимания. Игра «Подскажи словечко».

— Подскажите словечко и узнаете следующего героя сказки.

Летом в болоте

Вы её найдете.

Зелёная квакушка,

Кто это? [2, c.122] (Лягушка.)

  1. Повторение, обобщение знаний по теме.

— Чтобы выполнить задания наших гостей, лягушонок, друг Русачка, предлагает вспомнить, каким цветом мы обозначаем гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки. (Слайд 3.) Гласные звуки будем обозначать красным кружком. Твёрдые согласные звуки будем обозначать синим кружком. Мягкие согласные звуки — зелёным кружком. Звуки [ш], [ж], [ц] — всегда твердые. Звуки [йʼ], [чʼ], [щʼ] — всегда мягкие.

  1. Закрепление правописания словарных слов.

—Ребята, какие словарные слова мы уже встретили на уроке? (Заяц, лисица, лягушка.) Запишите их в тетради. (Слайд 4.)

  1. Развитие и совершенствование умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец).

—Отгадайте загадку, и вы узнаете ещё одного гостя.

По веткам скачет,

Да не птица.

Рыжая,

Да не лисица. [2, c.103] (Белка.)

— Белка предлагает вам определить место звука в слове. Возьмите карточки и кружки. (Слайд 5.) Определите положение звука [б’] в слове «белка». Возьмите кружок, разместите его в клетке схемы. (Обучающиеся берут зелёный кружок и кладут его на первую клетку. Звук [б’] обозначается зелёным кружком и находится в начале слова.)

— Определите положение звука [о] в слове «мох», взяв нужный кружок. (Обучающиеся берут красный кружок и кладут его на центральную клетку. Гласный звук [о] обозначается красным кружком и находится в середине слова.)

—Определите положение звука [с] в слове «лес», взяв нужный кружок. (Обучающиеся берут синий кружок и кладут его на последнюю клетку. Звук [с] обозначается синим кружком и находится в конце слова.)

  1. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза.

—По первым звукам названий картинок составьте слово, и вы узнаете следующего героя сказки. (Слайд 6.) Назовите, что изображено на картинках. (Бант, облако, бант, рот.) Какое слово у вас получилось? (Бобр.)

— Определите и назовите положение звука [р] в слове «бобр».(В слове «бобр» звук [р] находится в конце слова.)

— Назовите по очереди картинки, которые приготовил бобр. (Помидор, рак, карандаш, роза.)

— Определите положение звука [р] в словах, которые приготовил герой. В схеме нарисуйте кружок в нужном квадрате.(Обучающиеся выполняют задание.)

  1. Развитие слухового внимания, фонематического анализа, звукобуквенного анализа.

Игра «Подскажи словечко». (Слайд 7.)

— Подскажите словечко и узнаете следующего героя.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. [2, с.104]

А теперь скорей ответь,

Кто это? (Медведь.)

—Определите положение звука [м’] в слове «медведь». (Звук [м’] обозначается зелёным кружком и находится в начале слова.)

— Медведь просит вас отгадать кроссворд. (Слайд 8.) (Рис.1.)

Кроссворд

Рис. 1. Кроссворд

  1. Лесная ягода, которой любит лакомиться медведь. (Малина.)
  2. Жилище медведя. (Берлога.)
  3. Любимое лакомство медведя. (Мёд.)
  4. Время года, когда медведь просыпается. (Весна.)
  5. В колыбельке подвесной

Летом житель спит лесной.

Осень пестрая придёт –

На зубок он попадёт. [2, с.85] (Орех.)

  1. В золотой клубочек спрятался дубочек. [2, с.86] (Жёлудь.)
  2. Кисть ягод рябины. (Гроздь.)
  1. Тренировочные упражнения в написании словарных слов.

— Ребята, вспомним, какие словарные слова встретились в заданиях медведя и бобра. (Слайд 9.) Запишите слова в тетрадь. (Карандаш, помидор, медведь, малина, орех.)

  1. Развитие слухового внимания, навыка фонематического анализа, навыка звукобуквенного анализа.

— Подскажите словечко, узнаете следующего героя. (Слайд 10.)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. [2, с.109]

Шумом эхо раздалось,

Ну конечно это… (Лось.)

—Определите и назовите положение звука [о] в слове «лось». (Звук [о] обозначается красным кружком и находится в середине слова.)

—Лось приготовил вам задания. (Слайд 11). Распределите слова в таблицах, чтобы они пересекались первыми и последними буквами. Первая таблица: «сор», «рот», «кот», «сок». Вторая таблица: «рог», «гол», «вол», «ров». (Рис.2.)

Таблицы с буквой «О»

Рис. 2. Таблицы с буквой «О»

(Обучающиеся распределяют слова в таблицах.)

— Проверьте себя. (Рис.3)

Таблицы со словами с буквой «О»

Рис. 3. Таблицы со словами с буквой «О»

  1. Развитие навыка фонематического анализа.

—Лось приготовил ещё одно задание. Назовите картинки. (Бревно, эскимо, обруч, кот, ведро, кино, окунь, обувь, осы, стол, дом.) Разложите картинки со звуком [о] в три столбика. В первый столбик положите картинки, в названии которых звук [о] слышится в начале слова, во второй столбик — в середине, в третий — в конце слова. (В первом столбике картинки со словами «обруч», «окунь», «обувь», «осы». Во втором столбике картинки со словами «кот», «стол», «дом». В третьем столбике картинки со словами «бревно», «эскимо», «ведро».)

  1. Развитие логического мышления.

—Отгадайте загадку и узнаете следующего героя. (Слайд 12.)

Птицу с красными бровями,

Можно встретить на поляне.

(Глухарь.)

—Определите и назовите положение звука [г] в слове «глухарь». (Звук [г] обозначается синим кружком и находится в начале слова.)

—Глухарь просит вас подобрать картинки к схемам с цветочками, которые растут на полянке. (Слайд 13). Назовите, что изображено на картинках. (Бумага, глухарь, гамак.) Подберите схему к каждой картинке. (Обучающиеся подбирают картинки к схемам.)

  1. Физминутка

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево)

Ветерок всё тише-тише (Присесть, спина прямая.)

Деревцо всё выше-выше. (Встать на носки.)

Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)

Три, четыре — руки шире, (Руки в стороны.)

Пять, шесть — тихо сесть. (Сесть за парту.) [3, с.46–47]

  1. Развитие логического мышления, зрительного внимания, фонематических представлений.

— Отгадайте ребус и узнайте героя. (Слайд 14.) (Рис.4.)

Ребус (Волк)

Рис. 4. Ребус (Волк)

— Определите и назовите положение звука [к] в слове «волк». (Звук [к] обозначается синим кружком и находится в конце слова.)

— Волк приготовил для вас картинку. (Слайд 15). Найдите и назовите, в названии каких предметов слышится звук [к]. (Девочка, пирожок, собака, косы, кукла, яблоко, парк, скамейка, кусты, бантик, окна.)

  1. Тренировочные упражнения в написании словарных слов.

— Ребята, какие словарные слова встретились в задании волка? (Слайд 16.) (Собака, девочка, яблоко) Запишите слова в тетрадь. (Обучающиеся выполняют задание.)

  1. Развитие логического мышления. Игра «Четвёртый лишний».

— Русачок предлагает по первым звукам в названии картинок определить, какое слово лишнее. (Слайд 17.) Назовите картинки. (Белка, лисица, бобр, медведь.) Какое слово лишнее? (Лишнее слово — «бобр». В слове «бобр» первый звук твёрдый согласный, в остальных — мягкий согласный.)

  1. Развитие и совершенствование функции словообразования (образование притяжательных прилагательных).

Игра с мячом «Чьё жилище».

— Назовите жилище животных.

Нора лисы –… (Лисья нора)

Дупло белки — … (Беличье дупло)

Берлога медведя — … (Медвежья берлога.)

Логово волка — … (Волчье логово)

  1. Актуализация словаря по теме.

— Молодцы! Вы правильно выполнили задания, и герои приготовили для вас пословицу о своей сказке.

Волком родился, лисой не бывать (Слайд 18.) Объясните смысл пословицы. (Обучающиеся выполняют задание.)

  1. Итог занятия. Рефлексия.

— Молодцы! Русачок благодарит вас за помощь. Герои прощаются с вами. О чем мы с вами беседовали сегодня? (О гласных звуках и буквах, о диких животных.) Какие задания выполняли? (Определяли место звуков в словах, повторили написание словарных слов.) Как вы думаете, какое задание у вас получилось лучше всего? Оцените себя. (Обучающиеся отвечают.)

Литература:

  1. Бианки В. В. Русачок. Сказки. —М.: Издательство: АСТ, 2021.
  2. Елкина Н. В. 1000 загадок /Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. — Ярославль: Академия развития, 2004.
  3. Ковалько В. И. Школа физкультминуток (1–4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. — М.: ВАКО, 2007.
Задать вопрос