Концепции психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся учреждений среднего специального образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (42) февраль 2023 г.

Дата публикации: 01.02.2023

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Стасева, Ю. В. Концепции психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся учреждений среднего специального образования / Ю. В. Стасева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/241/8003/ (дата обращения: 08.05.2024).



Психологическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся учреждений среднего специального образования — это особая форма осуществления психологической помощи, содействующая самоопределению учащихся в той сфере профессиональной деятельности или специальности, которую они избрали.

Исследованием проблемы психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся учреждений среднего специального образования занимались такие авторы, как Э. М. Александровская, М. Р. Битянова, А. Е. Дружинин, Е. И. Казакова, Е. А. Козырева, Р. В. Овчарова, Т. И. Чиркова, И. В. Бачков, Ю. А. Кореляков, Л. М. Митина, О. С. Попова, Е. В. Филиппова, Г. В. Шавырина и др.

В исследованиях по психологическому сопровождению профессионального самоопределения центральное место занимает концепция Дж. Голланда «модель выбора профессии». Дж. Голланд предлагает организацию психологического сопровождения на основе выделения типовых особенностей личности и выбираемым типом профессионального окружения. Исходя из типологии Дж. Голланда, можно назвать шесть типов личности и шесть типов сред (моделей) окружения. Ключевая идея концепции Дж. Голланда в том, что люди ищут ту среду, которая позволяет проявить их мастерство, способности, установки и ценности и выбирать наиболее подходящие профессиональные проблемы и роли [1].

В концепции Э. Гинзберга представлена взаимосвязь системы профессиональной ориентации с процессом профессионального самоопределения. Э. Гинзберг указывает на то, что выбор профессии состоит из «промежуточных решений», совокупность которых приводит к окончательному выбору профессии. Автор указывает на важность каждого промежуточного решения, так как его принятие в дальнейшем ограничивает дальнейший выбор и возможность достижения новых целей. В системе среднего специального образования учащиеся проходят названные Э. Гинзбергом такие периоды профессионального самоопределения, как «период оценки», переходный период, период исследования и кристаллизации [1].

Концепция С. Фукуямы отражает междисциплинарный подход к проблеме профессионального самоопределения, суть ее составляет система особой подготовки молодежи к профессиональному выбору. С. Фукуяма рассматривает профессиональное самоопределение как сложное и многоплановое явление, в котором экономические процессы сочетаются с социальными, образовательные — с психологическими [2]. Данный подход называют концепцией профессиональных проб. Сама система представляет собой последовательность этапов профессионального самоопределения: познание себя, познание мира профессий, профессиональные пробы в 16-ти видах деятельности («трудовые пробы»), обучение профессии, адаптация к рабочему месту, принятие окончательного решения о месте работы [2].

Центральной идеей системы С. Фукуямы является деятельностный подход, реализуемый через пробу, особенностью которой становится диагностика общих и специальных профессионально важных качеств. Под профессиональной пробой понимается моделирование конкретного вида профессиональной деятельности в предмете, в содержании и в условиях труда, содействующих осмысленному выбору профессии. Результатом каждого этапа и всей пробы становится определенный результат выполнения функциональных обязанностей в синтезе с эмоциями, которые переживаются в приближенных к профессиональным ситуациям. Учащиеся включаются в практическое участие в производственных процессах, пробуют себя в различных видах профессиональной деятельности: спортивной, научной, проектной и других, получают консультации от профессиональных наставников. Целью использования профессиональных проб является уменьшение неопределенности представлений о собственном выборе [2].

Концепция профессиональной зрелости Д. Сьюпера предполагает множественность профессиональных выборов. По мнению Д. Сьюпера, есть первичный профессиональный выбор, когда принимается решение о профессиональном будущем, а дальнейшее поведение личности корректирует этот первоначальный выбор. Осуществление попыток «Я-концепции» в рамках данной концепции — это поиск индивидуальных профессиональных предпочтений человека [3] Д. Сьюпер выделяет следующие стадии профессионального самоопределения: стадия пробуждения «Я-концепции»: личность развивается через идентификацию со значимым взрослым (появление династий); пробы в разных профессиях с акцентом на своих профессиональных возможностях; стадия консолидации, на которой человек стремится обеспечить устойчивую личную позицию в выбранной профессиональной области; стадия сохранения характеризуется однонаправленным профессиональным развитием в рамках найденного профессионального поля; стадия появления новых профессиональных ролей. Д. Сьюпер указывает на необходимость профессиональных испытаний, которые являются основой для построения профессиональной карьеры.

А. Леон предложил организацию педагогического сопровождения молодежи, которое заключается в продолжительном изучении детей и постепенной подготовке к самоопределению. Важнейшую роль в процессе профессионального самоопределения А. Леон отводит влиянию родителей и учителей [1]. Основным методом профориентации по А. Леону является длительное наблюдение за учащимися в процессе учебно-воспитательной работы. Автор утверждает, что «в процессе обучения необходимо изучать характеры детей, сообщать их специалистам, для того чтобы они смогли определить профессиональное будущее детей» [1, с. 2].

Концепция, основанная на теории профессиональной идентичности, связывает личностное самоопределение с профессиональным (Дж. Марсия, В. В. Нуркова, Л. Б. Шнейдер, Э. Эриксон). Старшеклассник или выпускник школы, выбирает профессию, исходя из темперамента, типа личности, познавательных, физических, интеллектуальных способностей. По мнению Э. Эриксона, формирование профессиональной идентичности возможно лишь при условии личностной идентичности, то есть твердо сформированном образе себя по отношению к окружающему миру [4].

При психолого-педагогическом сопровождении профильного обучения специалистам важно опираться на «трехфакторную модель» выбора профессии, разработанную основоположником научной профориентации Ф. Парсонсом, который выделил три главных фактора, детерминирующих процесс адекватного выбора профессии:

1) правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, устремлений, возможностей и ограничений;

2) знание того, что нужно для успешной деятельности по выбираемой профессии;

3) умение соотнести результаты самооценки с правильно выделенными требованиями [3].

А. Е. Голомштоком еще в 60-х гг. прошлого века была создана воспитательная концепция профессиональной ориентации. В различных сферах деятельности А. Голомшток выделяет 23 таких сферы: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника [5].

Из современных концепций можно выделить активизирующую концепцию Н. С. Пряжникова, в которой автор большое внимание уделил проектированию конкретных профориентационных программ, и строил их таким образом, чтобы педагог-психолог, в зависимости от решаемых профориентационных задач мог варьировать методы профориентационной работы. По мнению Н. С. Пряжникова, более эффективными являются вариативные профориентационные программы, способные к адаптации к конкретной аудитории учащихся. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся автор предлагал назвать активизирующим, поскольку учащихся обучают частично решать свои проблемы самостоятельно на фоне высокой заинтересованности в профориентационной работе [6].

Теоретико-эмпирический подход к изучению профессионального самоопределения в психологии предполагает рассмотрение психологических закономерностей превращения индивида в профессионала. В основе данного подхода лежит категория профессиональной пригодности. Ведущими критериями профессионального самоопределения становятся успешность и удовлетворенность трудом. В рамках подхода «готовности к труду» профессиональное самоопределение рассматривается как формирование допрофессиональной и профессиональной готовности к труду [7]. Рассматривая профессиональное самоопределение в рамках данного подхода в юношеском возрасте, автор отмечает значимость постепенного перехода, преобразования допрофессиональной готовности к профессиональной на начальных этапах самостоятельной трудовой деятельности.

Все психологи указывают на необходимость психологического сопровождения учащихся на начальном и последующих этапах профессионального образования.

Современное понимание концепций профессионального самоопределения позволяет рассматривать психологическое сопровождение как систему мероприятий по формированию у учащихся готовности к сознательному и обоснованному выбору своего социально-профессионального самоопределения сообразно имеющимся индивидуально-типологическим особенностям личности.

Литература:

  1. Ермошин, В. И. Подходы к профессиональному самоопределению студентов среднего профессионального образования / В. И. Ермошин. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-professionalnomu-samoopredeleniyu-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya?ysclid=lcn8z8jeoy957244572. — Дата доступа: 28.12.2022.
  2. Фукуяма, С. Теоретические основы профессиональной ориентации / С. Фукуяма; Под ред. Е. Н. Жильцова, Н. Н. Нечаева. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — 105 с.
  3. Пьянкова, Л. А. Анализ современных зарубежных концепций профессионального самоопределения / Л. А. Пьянкова // Вестник Сибирского государственного индустриального университета. — 2021. — № 1(35). — С. 48–53.
  4. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 1996. — 344 с.
  5. Голомшток, А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: Воспитат. концепция проф. ориентации / А. Е. Голомшток. — М.: Педагогика, 1979. — 160 с.
  6. Пряжников Н. С. Профориентация в системе управления человеческими ресурсами / Н. С. Пряжников. — М.: Академия, 2014. — 288 с.
  7. Ковалевич, М. С. Профессионализация личности будущего специалиста: теоретико-эмпирический подход / М. С. Ковалевич, В. А. Ковалевич. // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. — 2017. — № 2 (101). — С. 19–25.
Задать вопрос