Основные моменты математического развития современного ребенка в детском саду | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (42) февраль 2023 г.

Дата публикации: 23.01.2023

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Удякова, В. М. Основные моменты математического развития современного ребенка в детском саду / В. М. Удякова, К. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/241/7993/ (дата обращения: 07.05.2024).



Авторы рассуждают о значении познавательного развития, у современных детей, и дошкольников ОВЗ и указывают о том, как следует начать вызвать интерес к математике у детей с детского сада.

Ключевые слова: ДОУ, дошкольное образовательное учреждение, КРР, коррекционно-развивающая работа, математическое развитие, ОВЗ, особые образовательные потребности.

Формирование математических знаний — одна из главных составных частей умственного развития, которое невозможно осуществлять без личностного, речевого и эмоционального. Под математическим образованием детей дошкольников считаются сдвиги и изменения в познавательной деятельности, постепенное развитие элементарных математических представлений, и логических операций, умения: сравнивать, отсчитывать, выкладывать цифровой ряд, умение пользоваться сенсорными эталонами и др.

С точки зрения Л. С. Выготского: «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным и состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий, формирование целостной «картины мира».

Вопрос математического развития современных дошкольников (и среди них, к сожалению, растет количество детей с ОВЗ), возник по ряду причин: возросли возрастные возможности детей, изменились требования к поступлению к школе, в след за этим социальные условия и отношение взрослых к воспитанию и образованию детей, у родителей за частую не всегда хватает времени и финансов для образования детей.

Постепенно растет количество детей, которые в силу различных биологических, психофизических, социальных и педагогических причин (в том числе и педагогическая запущенность) не готовы к школьному обучению. Это дети «группы педагогического риска», которые, в силу своих причин биологического или социального характера имеют недостатки, провоцирующие повышенный риск к школьной дезадаптации. Но ранняя диагностика в ДОУ, продуманная система коррекционно-развивающей работы, может вывести ребенка на новый уровень, родителям важно научится помогать ребенку, а не делать за него. Часто в дошкольный период родителям проще не замечать проблемы детей, списывать на якобы малый возраст, и что в школьные годы все само собой нормализуется и т. д.

Коррекционно-развивающая работа (КРР) с детьми в дошкольном возрасте, это специальные педагогические мероприятия, направленные в основном, на преодоление или ослабление недостатков развития, направленная на повышение общего уровня развития ребенка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.

При построении работы с детьми группы риска (очень часто это и дети с ОВЗ) нужно учесть закономерности психического развития и возрастные особенности детей, зону их ближайшего развития, показатели здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности.

Педагогами ДОУ предусматриваются групповые и индивидуальные занятия, которые являются дополнением к обучению, содержание работы должно носить продуктивный, практический характер, должно способствовать возможности самостоятельно строить весь цикл деятельности.

Дидактические игры различного характера и упражнения — важные компоненты коррекционно-развивающей работы, при подборе игр важно следовать определённой последовательности, всегда учитывая, что играм со сложными математическими заданиями должны предшествовать игры с меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой. У детей «группы риска» сложно поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, стало быть, и к одной, даже очень полезной, игре, важно подбирать различные игры, видоизменяя их (по содержанию, месту проведения, цвету и т. д.). При этом важно применять игры так, чтобы сохранялись элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Богатый дидактический материал педагога, умение его по-разному использовать способствуют не только знакомству, закреплению знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах, но и развитию связной речи, всех свойств ума, стимулированию познавательной активности.

В практической деятельности важно применять различные мнемотехники, математические модели (вещественные, схематические, графические, символические и т. п.), которые ребенок может видеть и в развивающей среде группы. Например упражнения: «Точки», «Палочки», «Сравни предметы», «Комбинирование», «Сложи на схеме», «Собери по образцу» и др. Хорошо начать использовать моделирование на знакомых сказках: например, «Репка» или «Колобок» (при отсчете и пересчитывании героев; закреплять размеры героев от большого до маленького); «Маша и три медведя» (анализ, что за чем идет и умение сравнивать) и т. д. При этом модель понятия или отношения должна всегда восприниматься всеми органами чувств.

Значимым моментом является продуманная мера помощи, которая нужна, если дети не справляются с заданием самостоятельно. Здесь иметься в виду минимальная помощь, и, отзывчивость ребенка на помощь, является прогностически значимым показателем его потенциальных учебных возможностей (обучаемости).

Помощь педагога необходима, если ребенок не может включиться в работу (не решается сам начать действовать) или когда работа завершена, но выполнена неверно. Важно аккуратно и ненавязчиво направлять ребенка в обучении, давать время поразмыслить, попробовать самому, пусть даже с ошибками выполнять задание.

Еще, не маловажным фактором КРР является — сам эмоциональный фон ребенка, ведь каждая деятельность должна быть интересной, и важно видеть, результат его собственной деятельности. Положительный эмоциональный фон постепенно вызовет познавательный интерес, создаст благоприятные условия, как для запоминания, так и для усвоения.

Так, один из путей преодоления не успешности в обучении элементарной математике дошкольников — является продуманная, научно обоснованная система коррекционно-развивающей работы с детьми самого разного уровня. Успех КРР с детьми, определяется не столько, подбором какого-то необычного содержания, сколько психологическим осмыслением и методически изящной организацией этого содержания.

Литература:

  1. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей у дошкольников / А. В. Белошистая. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.
  2. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2002.
  3. Михайлова, З.А., Носова, E.Д., Столяр, А.А., Полякова, М.Н., Вербенец А. М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
Задать вопрос