Совершенствование научно-исследовательского потенциала обучающихся начальной школы | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (42) февраль 2023 г.

Дата публикации: 20.01.2023

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Столбова, Л. Н. Совершенствование научно-исследовательского потенциала обучающихся начальной школы / Л. Н. Столбова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/241/7973/ (дата обращения: 07.05.2024).



Мы живем в постоянно изменяющемся мире. Образовательный процесс в ГБОУ УР «Лицей № 14» не остаётся в стороне этих инноваций. Растет необходимость в людях, способных нестандартно решать поставленные задачи; активных и творческих. Известный педагог и психолог А. И. Савенков отмечает, что до недавнего времени считалось, что развитые исследовательские навыки для большей части учеников — ненужная роскошь, но прогресс не стоит на месте. Научная деятельность необходима современному человеку, для того чтобы иметь успех в будущем. Она все чаще необходима в настоящее время [2]. В обновленномФГОС НОО при определении портрета выпускника начальной школы даются следующие характеристики:

— любящий свою Родину, свой край и свой народ;

— принимающий и уважающий ценности общества и семьи;

— заинтересованно и активно познающий мир, любознательный;

— способный к организации своей деятельности, владеющий основами умения учиться;

— способный отвечать за свои поступки перед обществом и семьей и самостоятельно действовать;

— доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

— выполняющий правила безопасного для себя и здорового образа жизни.

Поэтому в настоящее время важную роль в образовании занимает исследовательская деятельность. Деятельность в данном направлении следует начинать с начальных классов, так как именно в этом возрасте у у ребят формируется фундамент знаний, умений и навыков самостоятельной и творческой деятельности, приёмов синтеза, анализа, оценки итогов своей работы. Уже в этом возрасте начинается развитие человека как личности, формируются активные формы мышления, обеспечивающие в будущем освоение научной системы знаний. В начальной школе закладываются истоки самостоятельности и в жизни, и в учебе.

Что означает понятие «исследование»? Это процесс поиска новых знаний и неизвестного. Как указывает в своих работах А. И. Савенков: «Исследование — бескорыстный поиск истины» [3].

С. И. Ожегов в толковом словаре раскрывает термин «исследовать» следующим образом: доходить разбирательством, изведывать, разыскивать, вникать и разбираться, стараться узнать неизвестные по данным, узнавать; производить розыск, следствие.

Учебная исследовательская деятельность — это коллегиальная учебно-познавательная, игровая или творческая деятельность обучающихся, имеющая одни задачи и методы, согласованные способы деятельности.

Формирование творческого и интеллектуального потенциала личности учеников начальной школы путём развития исследовательских способностейисовершенствования навыков исследовательского поведения — это важная задача исследовательской деятельности в младшем звене.

Достижению цели способствует ряд задач:

— способствовать формированию исследовательской и творческой деятельности ребят;

— развивать у учащихся понятия об исследовательском обучении как основном виде учебной деятельности и стиле жизни;

— поддерживать порыв ребёнка к самостоятельному познанию окружающего мира;

— формировать коммуникативные и организационные навыки;

— развивать творческое мышление.

Перед педагогом возникает вопрос: как прийти к тому, чтобы процесс обучения заинтересовал школьников? Одна китайская мудрость гласит:

Скажи мне — и я забуду,

Покажи мне — и я запомню,

Дай мне действовать самому — и я научусь.

Кто может по праву считать себя «исследователем»? Чёткая организация любой деятельности напрямую влияет на её успех. Суть научного исследования состоит в том, чтобы помочь обучающемуся найти алгоритм научного познания.

Для поиска ребят, способных и желающих работать над научной работой, используются методы тестирования учащихся и анкетирования родителей.

Педагог, являющийся научным руководителем исследования, в ходе совместной работы с учеником должен не только «увидеть корень» его способности к исследованию, но и направить его в выборе темы предполагаемой работы. Учителю необходимо помочь понять юному исследователю с самого начала научную и практическую значимость работы, показать возможность ее использования как в прикладных целях, так и в практическом плане.

В ходе проведения исследовательской работы коммуникация происходит в тесном личностном контакте, обеспечивая педагогику сотрудничества. Учитель выступает в роли консультанта и наставника, с заинтересованностью наблюдая за созидательной творческой работой.

Задачи ученика меняются в процессе исследования в зависимости от этапов работы. И он является субъектом познавательной деятельности на всех этапах; принимает решения, несет ответственность за них; строит взаимоотношения с обществом; анализирует информацию с точки зрения ее пользы для исследовательской работы, продукт своей деятельности.

Когда информация вступает в контакт с прежним опытом ребенка, тогда она становится знанием. Когда она, образно говоря, проходя через мозг, находит, за что зацепиться. В ином случае все происходит как в сказке — «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Именно поэтому исследовательскую работу необходимо систематизировать. Беспорядочная ее организация не дает большого результата.

В привлечении обучающихся к исследовательской деятельности важен и сам процесс, а не только результат.

На протяжении более 15 лет на базе ГБОУ УР «Лицей № 14» в декабре традиционно проходит научно-практическая конференция «Лицейада», как итоговое мероприятие защиты исследовательских проектов. В 2022 году в ней по итогам курса «Проектирование» (под редакцией Сизовой Р. И., Селимовой Р. Ф.) приняло участие 38 человек, работы которых были отобраны после проведения классных конференций во 2–4 классах.

В «Лицейаде» ребята участвовали в разрезе классов: 4а — 4 человека, 4б — 7 человек, 3а — 5 человек, 3б — 6 человек, 2 а — 8 человек, 2б — 8 человек. Квота по классам 8 человек.

Тематику проектов, представленных на конференцию, можно условно поделить на следующие направления: природные явления — 10; увлечения — 10; домашние опыты с продуктами — 9; разное — 9. Это говорит о разнообразии интересов младшего школьника, но предпочтение они отдают естественнонаучному направлению, домашним опытам с продуктами. Надо отметить, что по литературному чтению представлена только 1 работа.

На конференции работало ученическое жюри (из учащихся 10–11 классов), которые являются победителями Всероссийской олимпиады школьников по предметам. Анализ работы жюри выявил следующие недочеты в работах выступающих, а, следовательно, и в преподавании курса «Проектирование» в начальной школе, которые необходимо учесть в дальнейшей работе.

  1. Учить пониманию «Актуальность проекта».
  2. Не заучивать текст выступления, а рассказывать.
  3. Обучить грамотной презентации.
  4. Обучить грамотному оформлению титульного листа и соблюдению стандартных требований к оформлению текста работы.
  5. Учить четко, громко, внятно говорить, выполняя все требования к технике речи.
  6. Проводить консультации с психологом, чтобы учащиеся были увереннее, умели справляться с волнением.

На конференции присутствовали и родители (47 человек, в том числе и родители с обучающимися 1-х классов), которые отметили полезность, необходимость проведения таких мероприятий, интересные темы. Среди предложений: соблюдение регламента, учить детей рассказывать своими словами, а не читать текст.

Рекомендовано:

  1. Преподавателям проводить более качественный отбор на итоговую конференцию.
  2. Изучить требования к написанию работ, их оформлению.
  3. Изучить требования к презентациям работ.

По итогам рекомендованы для участия во Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» работы следующих обучающихся:

  1. Иван З., 2а класс «Как поймать облако?»
  2. Радия И., 2а класс «Движение — это жизнь»
  3. Радомир Х., 4а класс «Пластик — польза или вред?»
  4. Азалия Ш., 3а класс «Соль в жизни человека»
  5. Александр З., 4а класс «Как определить подлинность монеты в домашних условиях»

Для участия в районной конференции:

  1. Арина П., 2б класс «Неньютоновская жидкость на примере слайма»
  2. Тимур С., 4б класс «Почему строят дома по 9 этажей»
  3. Арсений Р., 3а класс «Пластик вокруг нас»
  4. Артур К., 3б класс «Какая рыба была первой?»

При подготовке и проведении НПК нами отработана система работы с обучающимися и их родителями, поисково-собирательной, исследовательской деятельности по выбранным темам. Исследовательская деятельность младших школьников закладывает отличную базу исследовательских навыков для продолжения данного вида работы в старшем звене. Исследовательская работа — это не просто один из методов обучения, это путь к самореализации, к самопознанию, к самообразованию.

Литература:

  1. Гафитулин, М. С. Проект «Исследователь». Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М. С. Гафитулин // Педагогическая техника. — 2005. — № 3. — С. 21–26.
  2. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: методическое пособие / А. И. Савенков. — Самара: «Учебная литература», 2004.
  3. Савенков, А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие / 60 А. И. Савенков. — М.: Педагогический Университет «Первое сентября». — 2007.
Задать вопрос