Представления подростков о дружбе и методы изучения дружеских отношений | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (42) февраль 2023 г.

Дата публикации: 19.01.2023

Статья просмотрена: 582 раза

Библиографическое описание:

Кореняко, И. А. Представления подростков о дружбе и методы изучения дружеских отношений / И. А. Кореняко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/241/7960/ (дата обращения: 07.05.2024).



Общение со сверстниками играет важную роль в жизни подростков, выступает в качестве ведущей деятельности в этом возрасте, становится одной из основных потребностей. В связи с этим не утрачивают актуальности вопросы межличностных отношений подростков со сверстниками (П. Джиордано, Т. В. Драгунова, Е. П. Ильин, Я. Л. Коломинский, А. В. Мудрик, Р. Селман, Д. Б. Эльконин и др.), подростковой дружбы (М. Аргайл, И. С. Кон, А. М. Родина, М. Хендерсон, Е. В. Юркова и др.).

Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.). Меняются представления о себе, возрастает ценность дружеских отношений, в которых подросток получает возможность раскрыть свой внутренний мир, сопоставить переживания, научиться выражать свои эмоции и отстаивать свою точку зрения.

В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, удовлетворить потребность во взаимопонимании, определить свои возможности в общении. Поиск признания ценности собственной личности происходит посредством поиска дружеских отношений, строящихся на кодексе дружбы, в который подростки стараются внести нормы и правила, характерные для взаимоотношений взрослых. Дружеские отношения, по сравнению с товарищескими, характеризуются большей глубиной и доверительностью. Друзья откровенно обсуждают друг с другом многие аспекты своей жизнедеятельности, в том числе личностные особенности общающихся и общих знакомых. В основе дружбы такие качества, как симпатия, понимание, стремление избежать одиночества, взаимообмен, доверие, уверенность, эмоциональная поддержка, защита, терпимость, уважение внутреннего мира и автономии друга. В дружеских отношениях подростки крайне избирательный, однако могут иметь много знакомых и приятелей [1].

Специфика подросткового возраста придает также специфики и дружбе. Значимость для подростков близких, интимных отношений со сверстниками отмечают К. Долджин, Н. Ньюкомб, А. М. Прихожан, Ф. Райс, Н. Н. Толстых и др.

Дружеские отношения проявляются в различной форме: от межличностной симпатии до взаимной потребности в общении. Такие отношения могут развиваться как в официальной обстановке, так и в неофициальной. Дружеские отношения, по сравнению с товарищескими, характеризуются большей глубиной и доверительностью [2]. Друзья откровенно обсуждают друг с другом многие аспекты своей жизнедеятельности, в том числе личностные особенности общающихся и общих знакомых.

Развитие дружбы предполагает соблюдение «кодекса» дружбы. Исследованием правил дружбы занимались М. Аргайл, М. Хендерсон [3]. Путем серии опросов они правила дружбы разделили на 4 группы, которые включают:

  1. Обмен: делиться новостями о своих успехах; выказывать эмоциональную поддержку; добровольно помогать в случае нужды; стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе; возвращать долги и оказанные услуги.
  2. Интимность: уверенность в другом человеке и доверие к нему.
  3. Отношение к третьим лицам: защищать друга в его отсутствие; быть терпимым к остальным его друзьям; не критиковать друга публично; сохранять доверенные тайны; не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого.
  4. Координация: не быть назойливым, не поучать; уважать внутренний мир и автономию друга.

Дружеские отношения чаще всего осуществляются с учетом следующих негласных правил:

— обмен информацией о своих успехах;

— готовность оказывать эмоциональную поддержку;

— добровольная помощь в случае нужды;

— уверенность в друге и доверие к нему;

— защита друга в его отсутствии;

— создание условий взаимодействия, при которых друзьям приятно

— быть в обществе друг друга [4].

К. К. Томас и Д. С. Боукер выявляли представления подростков о желаемом друге, сопоставляя их с отношением к себе и сверстникам. Ученые пришли к выводу, что подростки стремятся дружить со сверстниками, у которых есть популярность и «нужные связи», однако, это желание может быть связано не столько с потребностью молодых людей повысить за счет дружбы и свой статус, а сколько с другими социально-психологическими характеристиками этих желаемых друзей. Помимо этого, К. К. Томас и Д. С. Боукер выяснили, что многие подростки абсолютно осознанно желают быть друзьями самых агрессивных ребят в их классе, что может быть связано с тем, что они хотят повысить свой авторитет именно таким образом, общаясь с «грозой школы», с другой стороны, это может быть объяснено тем, что подростки начинают постепенно понимать всю значимость такого установления непоколебимого авторитета. Также, они выявили, что просоциальное поведение не связано с тем, будет ли индивид желаемым другом или нет [5].

Согласно П. Джиордано, близкая дружба, широкие сети сверстников и романтические взаимоотношения имеют различные значения и важность для подростков: в подростковом возрасте потребность в общении и принятии за пределами семьи крайне возрастает. П. Джиордано пришел к выводу, что важно изучать не только дружеские взаимоотношения подростков сами по себе, но и учитывать при этом и также изучать широкие сети сверстников и романтические отношения. Кроме этого, нужно больше внимания уделять субъективным значениям тех или иных отношений для человека [6].

Е. В. Юркова рассматривает дружбу как функциональные отношения и как эмоциональные отношения. Она установила, что особенности стилей дружеских межличностных отношений взаимосвязаны с типом социальных представлений о дружбе. Для подросткового возраста более характерен тип социальных представлений «Дружба как эмоциональные близкие отношения». Данный тип отличается пониманием дружбы как эмоциональных, духовных отношений, необходимых в жизни как защита от одиночества. В основе дружбы симпатия, понимание, стремление избежать одиночества, найти понимающего собеседника. Долголетие дружбы обуславливает эмоциональность. Благодаря взаимному доверию, эмоциональным проявлениям, широкой тематике бесед с другом в дружбе отсутствуют конфликты или участники находят их конструктивное решение.

Другом может выступать любимый человек, близкий родственник. Друг представляется в роли «друг-партнер» и «друг-родитель». Роль «друг-партнер» подразумевает равное общение, доверие, роль «друг-родитель» — забота и опека, постоянно рядом, без которого не обойтись.

Респонденты с типом социальных представлений «Дружба как эмоциональные близкие отношения» чаще демонстрируют партнерский и зависимый стили дружеских отношений, которые проявляются в стремлении к сотрудничеству, в направленности на цели и интересы партнера в общении, способность подстроиться под партнера [7, 8].

В настоящее время в психологии существуют следующие методы изучения дружеских отношений в подростковом возрасте: тестирование, социометрия, наблюдение и др.

Наиболее часто используемые методики изучения дружеских отношений в подростковом возрасте:

— методика «Диагностика стадий межличностных отношений» О. С. Жажиной;

— методика «Направленность личности в общении» (НЛО) (С. Л. Братченко);

— методика незаконченных предложений Д. Сакса и С. Леви (SSCT);

— методика диагностики межличностных отношений (ДМО) (Т. Лири);

— методика «Ценностные ориентации» М. Рокича и др.

Для исследования представлений подростков о дружбе применяется анкета «Представления о дружбе» Е. В. Юрковой.

Литература:

1 Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология / И. Ю. Кулагина. — М.: Трикста, 2011. — 420 с.

2 Кон, И. С. Дружба: этико-психологический очерк / И. С. Кон. — М.: Политиздат, 1987. — 350 с.

3 Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. — СПб.: Питер, 2003. — 270 с.

4 Кон, И. С. Дружба / И. С. Кон. — СПб: Питер, 2005. — 336 с.

5 Thomas K. K., Bowker C. J. An Investigation of Desired Friendships During Early Adolescence/ K. K. Thomas, C. J. Bowker // Journal of Early Adolescence. -2013.- Vol.6. № 33.- PP.867–890.

6 Peggy C. Giordano. Relationships in Adolescence / C. Giordano Peggy // Annual Review of Sociology. — 2003. — Vol.29. — P. 257–281.

7 Юркова, Е. В. Проявления социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях: автореф. дис.... канд.псих.наук: 19.00.05/ Е. В. Юркова. — СПб., 2004. — 24 с.

8 Юркова, Е. В. Социально-психологические исследования дружбы / Е. В. Юркова // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. — СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. — Вып. 3. — С.96–101.

Задать вопрос