Виртуальная экскурсия как средство формирования социокультурных представлений у обучающихся начальной школы на уроках английского языка | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (42) февраль 2023 г.

Дата публикации: 24.01.2023

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Лебедев, Я. А. Виртуальная экскурсия как средство формирования социокультурных представлений у обучающихся начальной школы на уроках английского языка / Я. А. Лебедев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 7-11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/241/7945/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор рассматривает суть понятия «социокультурных представлений», его составляющих, особенности процесса формирования на уроках английского языка посредством виртуальных экскурсий.

Ключевые слова: начальная школа, английский язык, социокультурные представления, виртуальная экскурсия.

Сегодня мы живём в динамично развивающемся мире, значимое место в котором занимают взаимоотношения представителей различных мировоззрений и культур. Коммуникация происходит на языке международного общения — английском. Сегодня знание английского языка становится необходимым условием осуществления эффективного взаимодействия между представителями разных народов в ведущих сферах жизнедеятельности человека.

В России Новые федеральные государственные стандарты и примерная программа начального общего образования по иностранному языку диктуют новый подход к школьному обучению, суть которого заключается не только в пересмотре методики преподавания отдельных аспектов языковой системы, но и в обеспечении культуроведческой направленности обучения. Обучение иностранному языку на основе ознакомления обучающихся с культурой, традициями и реалиями стран изучаемого языка является в настоящее время одним из базовых принципов обучения данному предмету [19].

Именно это подтверждает цель обучения иностранному языку в начальной школе в контексте требований ФГОС НОО: Формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы [6].

Всё вышеперечисленное из ФГОС НОО составляет базу социокультурной компетенции. Следовательно, становится очевидным, что проблема развития социокультурной компетенции младших школьников является достаточно актуальной в настоящее время. Ведь овладение знаниями о значениях слов и правилами грамматики недостаточно для того, чтобы активно пользоваться языком как средством общения. В рамках свободного оперирования иностранным языком, необходимо знать, как правильно обратиться к собеседнику, что и когда лучше сказать, какой жест или знак использовать, чтобы быть правильно понятым.

Более того, приобщение младшего школьника с помощью иностранного языка к иной культуре позволяет лучше осознать культуру своей страны, способствует формированию умения её представить в условиях межкультурного общения.

Учитывая тот факт, что при формировании любых знаний первостепенное значение имеет фундамент или основа, следует подчеркнуть, насколько важно учителю иностранного языка, преподающего в начальной школе, продуманно, дозировано и интересно вводить на своих уроках страноведческий материал с тем, чтобы мотивировать обучающихся на изучение иностранного языка и дать им первоначальные знания о культуре иноязычной страны. В связи с этим учителю приходится решать многие проблемы, в том числе, проблему выбора эффективных педагогических форм, методов и приемов, их реализации на уроке.

Содержание языкового образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов. В связи с чем, большое значение приобретает формирование социокультурной компетенции, которая способствует достижению взаимопонимания между представителями разных культур, поиску эффективных путей взаимодействия и выстраивания продуктивного общения.

Следовательно, формирование у обучающихся социокультурной компетенции является необходимым условием для решения социального заказа общеобразовательной школы на формирование личности, готовой и способной к взаимодействию с другими людьми.

Проанализировав различные источники, мы взяли за основу определение Е. А. Давыдовой и Е. Г. Шихановой, которые понимают социокультурную компетенцию, как знание культурных особенностей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры; формирование социокультурной компетенции предполагает интеграцию личности в системе мировой и национальной культур [16].

В рамках образовательной программы социокультурная компетенция представлена обязательным минимумом содержания: сведения о стране изучаемого языка, духовных ценностях и культурных традициях, особенностях национального менталитета.

В то же время необходимо отметить, что на этапе начального общего образования формируется лишь предпосылки развития социокультурной компетенции в формате социокультурных представлений о странах изучаемого языка. Социокультурные представления мы понимаем, как регулятивы, которые формируются в процессе обучения иностранному языку на личностном уровне на основе повседневного опыта; первичные ориентации в пространстве культуры носителей изучаемого языка, социальной общности или группы [7].

Примерная программа по иностранному языку для начальной школы предполагает формирование социокультурной компетенции через следующие регулятивы: овладение нормами этикетного общения; знание традиций и обычаев жителей англоговорящих стран; знание особенностей культуры страны изучаемого языка на основе тем, интересующих младших школьников [12].

Проанализировав работы разных авторов, мы увидели, что М. В. Латухина выделяет в процессе формирования социокультурных представлений два компонента:

  1. Лингвистический компонент включает в себя изучение норм иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических), умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.
  2. Межкультурный компонент предполагает овладение самим навыком межкультурной коммуникации. Обучающиеся должны уметь общаться на определённые темы (соответствующие интересам младших школьников: еда, дом, семья, праздники, питомцы и др.), владеть нормами этикетного общения, иметь представления о культуре, традициях, обычаях и реалиях англоговорящих стран [10].

Лингвистический компонент в процессе обучения английскому языку в начальной школе реализуется в полном объёме. Делая акцент на обучении именно языковым аспектам английского языка, учителя часто упускают из вида формирование социокультурных представлений о культуре страны изучаемого языка. В процессе обучения иностранному языку важно учитывать то, что обучающимся необходимо овладеть как культурными особенностями страны изучаемого языка, так и непосредственно устной речью. Немаловажно также обучать толерантности, уважительному отношению к фактам и сведениям чужой культуры, которые различны с культурными особенностями родной страны.

Однако, недостаточная сформированность социокультурной компетенции обучающихся может привести к ряду языковых оплошностей. Например, попасть в неловкую ситуацию, вызванную незнанием элементарных норм этикетного общения, принятых в англоговорящих странах, а также неспособностью выстроить корректное общение с представителем другой культуры. Более того, сегодня в школах учителя сталкиваются со стороны обучающихся с открытым проявлением неуважения к людям, проживающим в англоговорящих странах.

Предполагаем, что для успешного формирования социокультурных представлений у младших школьников необходимо использовать специально отобранный страноведческий материал, базирующийся на актуальной информации, соответствующей опыту, потребностям и интересам младшего школьника.

Формирование социокультурных представлений у младших школьников с использованием страноведческого материала на уроках английского языка состоит из следующих компонентов:

– учебный (усвоение иностранного языка как средства межличностного общения, а также получения навыков самостоятельной работы в процессе развития уровня иноязычной культуры);

– познавательный (способ обогащения духовного мира личности, реализуется преимущественно на основе аудирования и чтения);

– развивающий (способствует развитию речевых и психических функций, умению общаться); воспитательный (обучение иноязычной культуре) [17].

В рамках исследования посчитали необходимым проанализировать существующие УМК по английскому языку для начальной школы. На основе проведённого анализа, можно сделать вывод, что УМК соответствуют требованиям учебной программы, однако частично не являются эффективными с точки зрения формирования социокультурных представлений у младших школьников, так как содержат в небольшом количестве страноведческие материалы по изучаемым темам.

Рассмотрим эту проблему подробнее на примере одного из распространённых в школах города Ангарска УМК «Spotlight». Данный УМК содержит специальный раздел «Culture Corner», который представляет страноведческий материал по культуре, традициям, обычаям и реалиям англоговорящих стран: Великобритания, США, Австралия. В то же время, изучение представленных в УМК тематических разделов (достопримечательности, праздники, еда, питомцы и др.) не способствует обогащению социокультурных представлений у младшего школьника из-за недостаточного объёма страноведческой информации [20].

Более того, мир не стоит на месте, а, следовательно, общество и вместе с ним подрастающее поколение динамично изменяются. Сегодня в школах учатся представители нового поколения, поколения Alfa, которые требуют новых, интересных, а главное, интерактивных и занимательных приёмов обучения.

Поколение Alfa характеризуется неспособностью долго концентрировать внимание на каком-нибудь объекте, сложностью запоминания большого объёма сухо представленной текстовой информации, трудностью при выполнении мыслительных операций (анализ, обобщение и составление выводов). Учитывая эти особенности, мы понимаем, что представителям данного поколения требуются яркие образы, кратко представленная интересная информация (нацеленная на разные каналы восприятия), игровые приёмы работы с изучаемым материалом в обучении английскому языку в начальной школе.

В сложном и динамичном педагогическом процессе в рамках прогнозирования планируемых результатов, педагогу, в частности — учителю английского языка, необходимо использовать целый арсенал педагогических форм, методов и приемов.

Предполагаем, что для эффективного формирования социокультурных представления у младших школьников на уроках английского языка на основе работы со страноведческим материалом целесообразно использовать формы, направленные на развитие всех видов речевой деятельности: квиз, игра, инсценировка, проектная деятельность, виртуальная экскурсия и другие.

Проанализировав разные формы, мы остановили свой выбор на виртуальной экскурсии как одной из наиболее эффективных форм. Ведь именно такая форма позволяет научить общаться (устно и письменно) на иностранном языке на повседневные темы, переводить иностранные тексты страноведческого характера; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас.

По нашему мнению, виртуальная экскурсия наиболее эффективно учитывает особенности обучающихся поколения Alfa (дозированная информация, яркие образы и т. д.), а также направлена на развитие всех видов речевой деятельности.

Виртуальная экскурсия является одним из эффективных и убедительных способов представления информации, т. к. она позволяет совершать увлекательные виртуальные путешествия-экскурсии в пространстве и создают у зрителя полную иллюзию присутствия.

Более того, использование виртуальной экскурсии помогает решить несколько педагогических задач: делает обучение интерактивным; повышает интерес обучающихся к изучению иностранного языка; дает возможность путешествовать по разным странам, не выходя из кабинета; привносит в урок часть культуры страны изучаемого языка. Всё это, в свою очередь, способствует более эффективному формированию социокультурных представлений младших школьников о стране изучаемого языка.

Мы считаем, что определение виртуальной экскурсии, предложенное Е. В. Александровой, наиболее полно раскрывает данную форму: это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т. д. [9].

Мы понимаем виртуальную экскурсию как особый образовательный продукт, включающий в себя разные типы заданий: работа с текстом, видео, песней, составление сообщений, творческая деятельность, а также использование аутентичных учебных аудио- и видеоматериалов.

Естественно, что использование виртуальной экскурсии на уроке английского языка имеет свою специфику, которая заключается в чёткой поэтапности работы:

  1. Подготовительная работа.

– Определение темы, цели и задач виртуальной экскурсии.

– Поиск тематического материала (тексты, видео- и аудиоматериалы), соответствующего возрастным особенностям и уровню знаний, умений и навыков младших школьников.

– Отбор найденного материала в соответствии с целью и задачами виртуальной экскурсии.

– Разработка заданий в соответствии с отобранным материалом.

Педагог старается учитывать языковую подготовку младших школьников и, исходя из этого, отбирает определённый объём лексического материала, определяет степень представленности формулировок заданий и материала на русском и английском языках.

  1. Предварительная работа.

Данный этап предшествует демонстрации самой виртуальной экскурсии обучающимся и включает:

– страноведческий комментарий учителя по тематике виртуальной экскурсии;

– отработка лексического материала для снятия возможных в процессе демонстрации виртуальных экскурсий лингвистических сложностей;

– установку младшим школьникам на восприятие.

  1. Демонстрация виртуальной экскурсии.

– Работа с отобранным учителем материалом.

– Выполнение заданий, представленных на интерактивных платформах.

Учитель на этом этапе перед выполнением каждого задания даёт чёткую соответствующую инструкцию, чтобы обучающийся смог успешно с ним справиться.

  1. Беседа по проверке понимания содержания экскурсии.

На этом этапе учитель с помощью специальных вопросов проверяет усвоение представленного страноведческого материала обучающимися. Для реализации этой цели могут использоваться следующие задания, разработанные на интерактивных платформах: «Верю — не верю», «Убери лишнее», «Соотнеси фото с названием», «Расшифруй даты», заполнение опорных таблиц.

  1. Развитие коммуникативных навыков младших школьников.

Учитель стимулирует говорение обучающихся через составление монологических и диалогических высказываний в рамках выражения собственного мнения о любом объекте виртуальной экскурсии. Этому способствуют такие задания:

– подготовка сообщений;

– создание проектов;

– разработка лэпбуков;

– выражение собственного мнения о прочитанном произведении через составление диалога/монолога.

Стоит отметить, что в содержании виртуальной экскурсии необходимо учесть такие элементы, как: маршрут путешествия, гиперактивные ссылки на аудио и видеоматериалы, формы контроля понимания содержания, интерактивные приёмы для отклика детской аудиторию.

Считаем, что использование виртуальных экскурсий как на уроках, так и внеурочных занятиях будет способствовать эффективному формированию социокультурных представлений у младших школьников благодаря интересному формату предъявления языкового материала страноведческого характера.

Успешное овладение социокультурными представлениям формирует у обучающихся толерантное отношение к носителям другой культуры, обучает их навыкам ведения успешной коммуникации с представителями разных народов и избегать неловких ситуаций и недопонимания.

Применение такой эффективной формы обучения как виртуальная экскурсия позволяет обогатить содержание курса обучения английскому языку в начальной школе и реализовать одно из требований ФГОС НОО.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Москва: Просвещение, 2020. — 53 с.
  2. Английский язык. Примерная рабочая программа Начального общего образования для 2–4 классов образовательных организаций / Москва: Институт стратегии развития образования РАО, 2021. — 64 с.
  3. Быкова, Н. И. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Английский в фокусе». 2–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. И. Быкова, М. Д. Поспелова. — Москва: Просвещение, 2012. — 77 с.
  4. Крючковская, Л. М. Работа со страноведческим материалом как один из способов развития творческих способностей учащихся на уроке иностранного языка / Л. М. Крючковская. — Оренбург: ОГПУ, 2012. — 35 с.
  5. Английский в фокусе (Spotlight). 2–4 классы / Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова [и др.]. — Москва: Просвещение, 2021. — 464 с.
  6. Черниш, Н. Й. Социология / Н. Й. Черниш. — Львов: Львовский национальный университет имени Ивана Франка, 2018. — 543 с.
  7. Щербакова, А. Ю. Страноведческий аспект в обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе / А. Ю. Щербакова. — Бийск: АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2018. — 60 с.
  8. Викторовский, В. Г. Использование страноведческой и лингвострановедческой информации на занятиях иностранного языка / В. Г. Викторовский, С. К. Викторовская // Вісник Харківського національного автомобільно-дорожнього університету. — 2007. — № 36. — С. 13–24
  9. Латухина, М. В. Понятие социокультурной компетенции в обучении английскому языку / М. В. Латухина // Приволжский научный вестник. — 2014. — № 12–1. — С. 40–42.
  10. Малова, О. В. Социокультурная компетенция в обучении младших школьников английскому языку во внеурочной деятельности / О. В. Малова, М. В. Плющик // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 59–2. — С. 190–196.
  11. Рындина, Ю. В. Социокультурная компетенция младших школьников: структура и содержание / Ю. В. Рындина, С. С. Дериглазов. // Молодой ученый. — 2015. — № 9.1. — С. 82–85.
  12. Асабина, Т. А. Начальная школа: роль учителя в процессе формирования у младших школьников представления о культуре страны изучаемого языка / Т. А. Асабина // Всероссийский интернет-портал «Открытый урок: обучение, воспитание, развитие, социализация». — 2016. — URL: https://open-lesson.net/5441/ (дата обращения: 22.05.2022).
  13. Безбатченко, Т. А. Использование виртуальных туров на уроках английского языка / Т. А. Безбатченко // Открытый урок. — 2011. — URL: https://clck.ru/UqTxv (дата обращения: 10.11.2022).
  14. Борисова, И. И. Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка / И. И. Борисова // Инфоурок. — 2020. — URL: https://clck.ru/UqTPD (дата обращения: 26.03.2022).
  15. Давыдова, Е. А. Социокультурная компетенция и её роль в обучении языку / Е. А. Давыдова, Е. Г. Шиханова // Новое в преподавании иностранных языков. — 2015. — URL: https://clck.ru/UqTXb (дата обращения: 16.11.2022).
  16. Делгатов, Х. Г. Роль страноведения в обучении иностранным языкам / Х. Г. Делгатов, А. Ш. Кунбуттаева // Дагестанский институт развития образования. — 2020. — URL: https://clck.ru/UqTUv (23.01.2022).
  17. Дьяконова, А. А. Использование видео на уроках английского языка / А. А. Дьяконова // nsportal.ru. — 2014. — URL: https://clck.ru/UqTqT (дата обращения: 13.11.2022).
  18. Зенцова, Д. А. Социокультурные знания как ведущий компонент межкультурной коммуникации в контексте обучения английскому языку в современной школе / Д. А. Зенцова // Российская академия естествознания. — 2020. — URL: https://school-science.ru/11/3/46312? (дата обращения: 22.11.2022).
  19. Коновалова, В. А. Виртуальные экскурсии на уроках английского языка / В. А. Коновалова // Инфоурок. — 2016. — URL: https://clck.ru/Rbmic (дата обращения: 17.11.2022).
  20. Слохова, Р. К. Страноведческий материал на уроках английского языка / Р. К. Слохова // Мультиурок. — 2016. — URL: https://clck.ru/UqTs5 (дата обращения: 15.11.2022).
  21. Сназина, Е. Е. Страноведческий материал на уроках английского языка / Е. Е. Сназина // kopilkaurokov.ru. — 2020. — URL: https://clck.ru/UqTrc (дата обращения: 17.11.2022).
  22. Education 2030: Incheon Declaration and Framework for Action: to-wards inclusive and equitable quality education and lifelong learning for all // UnesDOC. — 2016. — URL: https://clck.ru/UqTvr (дата обращения: 13.11.2022).

Ключевые слова

английский язык, начальная школа, виртуальная экскурсия, социокультурные представления
Задать вопрос