Организационно-методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства в Белгородской области | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Образование взрослых и самообразование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (41) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 17.11.2022

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Дедурина, С. И. Организационно-методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства в Белгородской области / С. И. Дедурина, М. А. Лутцева, А. А. Миненкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7775/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье раскрывается система работы по организационно-методическому сопровождению конкурсного движения в Белгородской области.

Ключевые слова: конкурсы профессионального мастерства, профессиональный рост, конкурсное движение, организационно-методическое сопровождение.

Изменения в образовании, происходящие в Российской Федерации за последние несколько лет, не могли не отразиться на понимании эффективности педагогической деятельности учителя, а именно: повысить престиж профессии, создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов и обеспечить высокое качество образовательных результатов.

Выполнить свою миссию современная школа не сможет «без творческого и профессионального роста учителей».

Надежной формой профессионального роста, развития педагога, инструментом отбора лучших педагогических практик являются профессиональные конкурсы. Это поистине бесценная копилка самого эффективного педагогического опыта, инновационных образовательных идей. Они прочно вошли в педагогическую жизнь, стали неотъемлемой частью системы образования на разных уровнях — школьном, муниципальном и федеральном.

Участвуя в конкурсах, педагоги удовлетворяют свои творческие интересы, приучаются к самостоятельной работе, проявляют лидерские качества, развивают инициативу. Подготовка к конкурсу педагогического мастерства является творческим процессом, потому что во время подготовки педагог анализирует свою деятельность, приводит в систему свой педагогический опыт, совершенствует профессиональное мастерство.

Педагоги становятся исследователями собственного педагогического опыта, знакомятся с научными разработками в области педагогики и психологии, используют диагностические методы в оценке результатов своего педагогического опыта.

Конкурсная деятельность в целом — один из способов мотивации учителя к активному творческому развитию, которое немыслимо без повышения профессиональной компетенции. Качество образования и уровень педагогов, формирующих это качество, — взаимосвязанные и взаимозависимые понятия. И только высокопрофессиональный педагог может выстроить учебный процесс так, чтобы ученик получил знания, необходимые для продолжения образования, для построения жизненной траектории в соответствии с его интересами.

Конкурсное движение помогает не только опытным, но и начинающим педагогам выйти на более высокий уровень профессионального мастерства. Участие в конкурсах способствует широкому профессиональному общению, определению своего места в профессиональном социуме, получению оценки собственной деятельности, возможности заявить о себе, развить свои таланты, способствует созданию имиджа учреждения в педагогическом сообществе в условиях существующей здоровой конкуренции [2].

Профессиональные конкурсы стали знаковым социально-педагогическим явлением современности, неотъемлемой частью системы образования нашего региона. Конкурсы давно рассматриваются как фактор, способ, условие и даже стимул развития профессиональной компетенции и творческих способностей педагогов, это публичная, открытая, общественно значимая форма повышения квалификации.

Организационно-методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства педагогов Белгородской области, обеспечивает Белгородский институт развития образования. Конкурсы, проводимые в области, различаются наименованием, содержанием, формами организации, но объединены своей главной целью: трансляцией лучших образцов педагогической практики, пропагандой инновационных педагогических идей.

Кроме конкурсов профессионального мастерства для педагогов, специалисты института сопровождают и конкурсы для детей и молодежи.

Система конкурсного движения Белгородской области решает несколько главных задач: выявляет лучших педагогов области; оценивает профессионализм участников; создает условия для обмена опытом и распространения в педагогической среде наиболее востребованных и популярных идей обучения и воспитания подрастающего поколения; позитивно влияет на инновационные процессы в образовании; стимулирует личностный и профессиональный рост педагогов.

Ежегодно в конкурсах профессионального мастерства принимают участие более двух тысяч педагогов и двухсот образовательных организаций Белгородской области.

Все конкурсы, проводимые в области, объединены одной целью: трансляция лучших образцов педагогической практики, пропаганда инновационных педагогических идей, обеспечение возможности для наиболее полной реализации творческого потенциала лучших учителей.

С целью систематизации конкурсов профессионального мастерства в соответствии со спецификацией по предметным областям и направлениям деятельности в Белгородском институте развития образования создан реестр конкурсов, разработано Положение о профессиональных конкурсах и методические рекомендации, отработаны сроки размещения нормативно-правовых и конкурсных материалов на официальном сайте Белгородского института развития образования. Все конкурсы проводятся в соответствии с Регламентом проведения региональных конкурсов.

На сегодняшний день в конкурсное движение вовлечены практически все категории педагогических работников области, что дает педагогам большой выбор.

Очень важным компонентом организационно-методического сопровождения участников конкурсного движения на доконкурсном этапе является консультационная, подготовительная работа: проводятся консультации, мастер-классы, семинары для методистов, курирующих конкурсное движение в территориях области, установочные семинары для потенциальных участников конкурсов.

Не менее важной является деятельность, направленная на распространение опыта победителей. В этом направлении институт ведет основательную работу: лучшие конкурсные работы размещаются в разделе «Лучшее от лучших»; опыт работы победителей и призеров конкурсов размещается в областном банке данных «Актуальный педагогический опыт»; победители, призёры, лауреаты конкурсов становятся постоянными участниками конференций, мастер-классов, «круглых столов», семинаров. Институт широко использует потенциал победителей конкурсов, привлекая их к работе в составе жюри, экспертных, рабочих и творческих групп. Победители, призеры и участники конкурсов — члены педагогических сообществ области.

Конкурсы профессионального мастерства, проводимые в Белгородской области, помогли сплотить ярких, творческих педагогов. Вот уже более 13 лет работает областной Клуб «Учитель года». При активном участии его членов проводятся «Педагогический дайвинг», областные Дни мастер-классов, «Круглые столы», фестивали, педагогические мастерские и другие мероприятия [1].

Входит в практику института PR-деятельность, направленная на продвижение победителей конкурсов.

Конкурсы профессионального мастерства являются важным этапом в формировании конкурентоспособных специалистов. Для многих победителей и призёров конкурсов профессионального мастерства высокий результат участия стал «социальным лифтом» для замещения административных должностей в системе образования.

Педагоги не устают совершенствоваться, они постоянно находятся в развитии. Победа в конкурсе педагогического мастерства — это не только личностный и профессиональный рост, материальная поддержка, известность, но и огромная ответственность, побуждающая человека, взошедшего на этот «пьедестал», на протяжении всей своей дальнейшей работы соответствовать высокому званию «Лучшего учителя Белгородской области».

Литература:

  1. Дедурина, С. И. О системе конкурсного движения в Белгородской области / С. И. Дедурина // Вестник Белгородского института развития образования. — 2019. — Т. 6, № 3 (13). — С. 103–109.
  2. Дубровская, В. А. Научно-методическое сопровождение конкурсного движения педагогов / В. А. Дубровская // Вестник ТГПУ. — 2017. — Выпуск 7 (70). — С. 35–40
  3. Гайнеев, Э. Р. Конкурс профессионального мастерства как средство индивидуализации обучения / Э. Р. Гайнеев // Методист. –2017. — № 5.– С. 47–50.

Ключевые слова

профессиональный рост, конкурсы профессионального мастерства, конкурсное движение, организационно-методическое сопровождение
Задать вопрос