«Артек» — страна чудес! | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогическая публицистика и эссе

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (39) июнь 2022 г.

Дата публикации: 13.05.2022

Статья просмотрена: 183 раза

Библиографическое описание:

Кондратьева, Е. А. «Артек» — страна чудес! / Е. А. Кондратьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 3 (39). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/225/7348/ (дата обращения: 24.12.2024).



Каждый ребенок, побывавший в международном детском лагере «Артек», помнит главную заповедь: «Артековец — сегодня, артековец — всегда!». «Артек» — страна чудес, в которой царят смех, радость, исполнение мечты. Это лазурное море, палатки, песни у костра, общение сразу на разных языках, друзья на всю жизнь.

С «Артеком» я впервые познакомилась в 1980 году, будучи второклассницей. В тот год «Артеку» исполнялось 65 лет. В день пионерии, 19 мая, вожатая школы рассказывала о пионерах, об «Артеке». Ее рассказ меня воодушевил выучить стихотворение из учебника по чтению С. Я. Маршака об этом пионерском лагере. Но на первых строках поняла, что стих мне не поддается. Тут же представлялся «медведь косматый, к морю теплому прильнув», или как «о берег бьется дерзко черноморская волна» [1].

Так появилась мечта о поездке в «Артек». Взрослые объяснили, что для этого нужно учиться на отлично, заниматься спортом, быть активным октябренком, а потом пионером. И я отправилась навстречу своей мечте. Сначала стала отличницей, каждый год получала похвальные листы за успехи в учебе. Занимала призовые места в спортивных соревнованиях. Стала активной пионеркой, председателем пионерского отряда, затем председателем пионерской дружины в школе, в седьмом классе — председателем сводной районной пионерской дружины. Не раз награждалась значком Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина «За активную работу», «За отличную учебу».

В один из февральских дней 1983 года директор вызывает родителей в школу. В беспокойстве бреду из школы домой, мучаясь догадками. Встретили родители с суровым видом, мол «с мальчишками дерешься, на уроках разговариваешь, на перилах катаешься». Слушаю, потупив взгляд, думая «теперь мне не видать «Артека». Тяжело вздыхая, поднимаю голову, и замечаю в глазах родителей искорки счастья, а на лицах едва сдерживаются улыбки. Они поздравили меня с осуществлением мечты. Мы были счастливы! Эмоции непередаваемы.

Наступил день отъезда. В Липецком обкоме партии нашу группу поблагодарили за успехи в учебе и пионерской работе, вручили путевки в «Артек». Примечательно, что через 25 лет в том же зале я получала диплом Орловской академии госслужбы. Из пятого класса было пятеро человек: из Лев-Толстовского района — две девочки, из Лебедяни — одна девочка, из Сухой Лубны — один мальчик, из Данкова — один мальчик (в «Артеке» мы были в одном отряде), и еще несколько человек из других районов и из других классов.

Днем мы познакомились с Липецком, а вечером на поезде отправились в свое первое большое путешествие. Утром встречала нас Москва — столица нашей Родины! Весь день у нас были экскурсии, а вечером ждал поезд в Симферополь. Через несколько дней уже ночью мы приехали в «Артек». Нас встречали стоящие, «…будто на рейде, каравеллы-корпуса» [2]. Из огромных во всю стену окон мы впервые увидели море! А утром следующего дня начались «артековские» будни. Познакомились с девчонками и мальчишками, воспитателями и вожатыми. Каждый день начинали утренней зарядкой с песней: «Всем, всем доброе утро, это так просто и мудро!» [2].

Наш десятый отряд был самый младший. У нас было два воспитателя Ольга и Люда, двое вожатых Нора и Виктор. В отряде было 42 пионера, мальчиков и девочек примерно поровну. Отряд делился на звенья по 7–8 человек. Мы были из разных уголков СССР: Липецкой области, Владимирской области, Ташкента, Ростовской области, Астраханской области, Свердловской области, Тбилиси, Каракалпакии, Днепропетровска, Омска и других. Дети общались сразу на нескольких языках и понимали друг друга. Назывался наш пионерский лагерь — Горный, а дружина — «Хрустальная». Мы ласково называли дружину «Хрусталинкой», как в песне [2]. В нашей дружине была форма синего цвета, а парадная — бирюзового.

Пионерские отряды было слышно далеко: звучали песни, речевки, игры. Дежурный по отряду отвечал за поддержание веселого духа среди пионеров.

С первых дней пребывания в «Артеке» каждый пионер вел дневник «артековца», который включал несколько разделов: «заповеди артековца», «план работы», «обязанности дежурного по отряду», «день за днем», «дружим с песней», «история «Артека», «политобзор», «игры», «наш отряд». Записи вносились каждый день.

У каждого «артековца» было пионерское дело. Я выполняла поручения юного корреспондента для отрядной стенгазеты, в которой мы освещали жизнь отряда, дружины.

Пионеры «Артека» с интересом обменивались сувенирами, открытками, значками, элементами национальной одежды, разучивали песни на грузинском, украинском, казахском и других языках и т. д. Так мы познавали традиции, обычаи других народов СССР и мира.

Каждая минута пионеров была расписана. На организационных сборах пионерского отряда обсуждали волнующие нас вопросы. Учились в школе, посещали кружки, фатарий, открытый бассейн. Совершали экскурсии на военно-морскую выставку, космическую выставку, по южному берегу Крыма, к морю, в музей истории «Артека». Встречались с интересными людьми. Проводили дни вежливости, поэзии, книги, спортивные занятия, музыкальные занятия, танцевальные занятия, кроссы и другие. На трудовом десанте сортировали лавровый лист и пели пионерские песни, шутили. Учились быть барабанщиками, горнистами, знаменосцами. Разучивали марши барабанщика и т. д.

Учеба в «артековской» школе имела свои особенности. Урок длился 35 минут. На дом задания не задавались. Поэтому нужно было внимательно слушать учителя на уроках. Выполнять поручаемые задания. Мне нравилось в такой школе учиться. И домой вернулась отличницей.

Я посещала кружок мягкой игрушки. Сшила собачку с оригинальным носом. Так познакомилась с искусством «золотой иголочки». Впоследствии выучилась ремеслу портного.

Мне посчастливилось встретить день рождения в «Артеке». Дети подарили сувенир «морская ракушка». Так что шум моря увезла с собой домой. А на следующий день у нас была экскурсия в Севастополь.

Особый закон соблюдают все «артековцы»: закон «Абсолюта» в тихий час. Знают легенду про старичка Абсолюта, который исполняет желания. Но «никто его не видит до поры, если нету абсолютной тишины» [2]. Дети ходят в гости к Абсолюту на гору Аю-Даг. Знают песенку про него.

И вот пришло время закрытия смены, подведения итогов, пионерского костра, отъезда. Из разных уголков «Артека» звучала песня про «живой уголек». Разносились слова: «Вечно, вечно в наших сердцах ты останешься лагерь дружбы, мира, весны и добра» [3]. Пожалуй, это единственная песня, которую и сейчас без слез не могу спеть. А «живой уголек из костра» храню по сей день в шкатулочке, которую сделала по приезду домой из цветной бумаги.

За активную работу в общественной жизни дружины «Хрустальная» была награждена памятной фотографией у знамени дружины «Хрустальная». Получила удостоверение юнкора, пионерское задание. Правда участников пионерских слетов в «Артеке» я так и не встретила. А вот с «артековцами» разных поколений в 2019 году на день пионерии познакомилась.

По возвращении из чудесной страны «Артек» я умела говорить на универсальном «артековском» языке. Знала много «артековских» песен, которые и теперь помогают в трудную минуту, умеют поднять настроение. Очень люблю песни: «Не надо бояться», «Лесная песенка», «Абсолют». Эти песни как колыбельные пою свои внукам.

«Артековская» дружба имеет особенность длиться «на века» [2]. Пионерский галстук сохраняю. С некоторыми «артековцами» дружим до сих пор. Общаемся в тематических группах, созданных в социальных сетях. На встречах поем «артековские» песни. Завершу и я свой рассказ словами «атековской» песни:

«Всем ребятам земли дарит солнце свое,

Дарит светлую дружбу наш лагерь!»

Литература:

  1. Маршак С. Артек/С. Маршак//vsebasni.ru: [сайт]. — Режим доступа: https://vsebasni.ru/marshak/artek.html/(дата обращения: 10.05.2022).
  2. Кондратьева Е. А. Дневник артековца.
Задать вопрос