Двигательная активность студентов вузов Республики Казахстан | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (38) апрель 2022 г.

Дата публикации: 28.03.2022

Статья просмотрена: 137 раз

Библиографическое описание:

Мухамбет, Жасын Серикбайулы. Двигательная активность студентов вузов Республики Казахстан / Жасын Серикбайулы Мухамбет, В. Н. Авсиевич. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 2 (38). — С. 45-50. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/219/7224/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье представлены результаты изучения двигательной активности студентов различных высших учебных заведений Казахстана. При выполнении изыскания устанавливаласьпериодичность занятий физической культурой, а также такие физиологические характеристики организма студентов как состав тела и индекс массы тела.

Ключевые слова: физическая культура, двигательная активность, студенты.

Введение. Как указывает Николаев А. А. (2005), — «в результате малоподвижного образа жизни, переедания, избытка информации и нервно-эмоционального перенапряжения резко изменилась среда обитания современного человека, что не могло не сказаться отрицательно на его здоровье. В короткий исторический период (60–80 лет) доля тяжелого физического труда в процессе производства сократилась в 150–200 раз, что привело к нарушению естественной природы человеческого организма и «запустило» в действие цепную реакцию гиподинамического синдрома. Все это привело к появлению целого «букета» болезней, связанных с тяжелыми нарушениями обмена веществ, деятельности сердечно-сосудистой и центральной нервной систем» [1].

Безусловно данное социальное явление относится и к студенческой молодежи. Фиксирующееся в последние годы ухудшение состояния здоровья и рост заболеваемости среди студентов как по отдельным категориям заболеваний, так и в общем контексте, несомненно негативно отражается на успешности учебной деятельности в высших учебных заведениях. В наше время полноценное состояние здоровья молодого поколения считается необходимым условием для получения ими будущей профессии и эффективного развития общественной, социально-экономической и политической составляющей благополучия общества в масштабах государства.

Двигательная активность играет важную роль в профессиональном становлении специалистов, что и определяет актуальность исследования. Так, достаточный уровень развития физических качеств является фундаментом для формирования профессионально важных умений и навыков, основой для оптимизации психофизического состояния студентов, повышает эффективность профессионального обучения, обеспечивает учебную и профессиональную активность и является одним из критериев профессиональной надежности специалиста. Недостаточный уровень физической подготовленности обуславливает низкие показатели физической и умственной работоспособности, затрудняет успешное овладение профессиональными навыками [2].

Колоссальный удар по двигательной активности студентов нанесла пандемия, связанная с COVID-19. При вынужденных карантинных ограничениях особенно на первых этапах весной 2020 года в Казахстане было полностью прекращено обучение в традиционном (очном) формате по всем предметам, в том числе и по физической культуре, что привело не только к снижению двигательной активности и уровню работоспособности, но и к снижению когнитивной активности и социальной коммуникации студентов. И только высокий уровень мотивации позволил некоторым студентам заниматься физическими упражнениями в домашних условиях и сохранить хоть какой-то минимальный уровень двигательной активности, когда запрещалось даже на улице, в непосредственной близости от места жительства, проводить занятия по физической культуре.

Цель исследования — изучить уровень двигательной активности студентов высших учебных заведений Казахстана.

Методы и организация исследования: Анализ двигательной активности студентов проводился в рамках изучения влияния спортивных нагрузок на мотивацию занятий спортом в студенческой среде высшего учебного заведения.

При проведении исследования использовались следующие методы:

  1. Анализ научно-методической литературы.
  2. Определение физиологических характеристик организма студентов: состава тела (расчет количества жировой и мышечной массы) производилось по методу Matiegka J. [3], определение индекса массы тела (ИМТ), производилось расчетным методом деления веса тела (в килограммах) на рост (в метрах). Согласно рекомендациям ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), приняты следующие показатели ИМТ: <18,50 — недостаточный вес; = 18,50–24,99 — нормальный вес; = 25,00–29,99 — избыточная масса тела; = 30,00 — и выше — ожирение [4].
  3. Анонимное анкетирование. В анкетировании принимали участие 200 студентов (КГ1+КГ2) первого курса в возрасте от 17 до 21 года на протяжении 3 лет с 2018 по 2020 годы. Средний возраст респондентов составил 18,3±1,5 года. Среди участников исследования юношей было 100 (50 %) в возрасте от 17 до 21 года (средний возраст 18,2±1,5 года), девушек — 100 (50 %) в возрасте от 17 до 21 лет (средний возраст 18,4±1,5 года). В контрольную группу 1 (КГ1) были включены студенты вузов по направлению общая и предметная педагогика в количестве 100 человек. В контрольную группу 2 (КГ2) были включены студенты специализированного вуза, готовящего специалистов для области физической культуры и спорта, также в количестве 100 человек.

Результаты исследования и их обсуждение. В работах таких авторов как, Выставкина В. Ф. (2006), Амосов Н. М. (1989), Шварц В. Б. (1972) утверждается, что «эволюционное развитие человека предопределило нормальное функционирование всех его органов и систем в условиях активной двигательной деятельности. Двигательная активность представляет собой неотъемлемый и сложный комплекс поведения, зависящий как от биологических, так и внешних средовых факторов. Известно, что физические нагрузки являются естественным стимулом, не только для нормальной жизнедеятельности, но и биологического развития» [5–7].

Двигательная активность человека — биологическая необходимость, без которой жизнь невозможна. Для каждого возрастного периода жизни она имеет свое оптимальное соотношение. Безусловно очень трудно переоценить значение двигательной активности для студенческой молодежи, выражающейся в поддержании и укреплении уровня здоровья, увеличении продолжительности и качества жизни, повышении адаптации организма к воздействию внешних факторов среды обитания.

Как утверждают Рубцова И. В., Кубышкина Е. В., Алаторцева Е. В., Готовцева Я. В. (2007), — «двигательная активность это — естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие. Она является неотъемлемой частью образа жизни и поведения студента, зависит от организации физического воспитания, морфофункциональных особенностей, типа нервной системы, количества свободного времени, мотивации к занятиям, доступности спортивных сооружений и мест отдыха студентов [8].

По данным ВОЗ, в период с 2001 по 2016 г. в странах с высоким уровнем жизни распространенность недостаточной физической активности увеличилась на 5 % (с 31,6 % до 36,8 %).

По рекомендациям ВОЗ детям и подросткам в возрасте 5–17 лет необходимо:

– уделять физической активности не менее 1 часа ежедневно, в разрезе аэробной нагрузки средней и высокой интенсивности.

– уделять минимум 3 раза в неделю время для аэробной физической активности высокой интенсивности, а также тем ее видам, которые укрепляют опорно-двигательный аппарат человека.

– необходимо ограничить время, проводимое в положении сидя или лежа, особенно с использованием гаджетов в развлекательных целях.

Взрослым в возрасте 18–64 лет рекомендуется:

– уделять физической активности умеренной интенсивности не менее 2,5–5 часов в неделю аэробного характера;

– или аэробной физической активности высокой интенсивности не менее 1‑2,5 часов в неделю; или уделять время аналогичному по нагрузке сочетанию физической активности средней и высокой интенсивности в течение недели;

– дважды в неделю или чаще уделять время физической активности средней или высокой интенсивности, направленной на развитие мышечной силы всех основных групп мышц, так как это приносит дополнительную пользу здоровью;

– необходимо ограничить время, проводимое в положении сидя или лежа [9].

По нашему мнению, можно выделить следующие виды двигательной активности студентов:

  1. Двигательная активность, связанная с бытовой деятельностью — уборка дома, поход в магазины и на рынки за продуктами, передвижение от дома или общежития до вуза и т. д.
  2. Двигательная активность, связанная с выполнением работы на каком-либо предприятии при условии, что студент совмещает работу с учебой.
  3. Занятия физической культурой, а также пешие прогулки или пешие туры выходного дня.
  4. Занятия спортом как на любительском, так и на профессиональном уровне.

Объемная умственная деятельность как правило сопровождается значительным снижением количества времени, которое можно выделить на досуг и занятия физической культурой и спортом.

Усатов А. Н. (2010) в своем диссертационном исследовании отмечает, что «теоретический анализ и обобщение литературных источников в рамках исследуемой проблемы представляют студенчество как особую социальную группу, для которой характерен дефицит двигательной активности вследствие огромных временных затрат на образовательную деятельность. Гиподинамический режим образовательной деятельности в совокупности с комплексом вредных привычек (курение, употребление тонизирующих и алкогольных напитков), не только ухудшает здоровье студентов, но и приводит к раннему «износу» молодого организма» [10].

Шихаева М. В. Павлычева М. А., Ефремова Т. Г. (2010) отмечают, что «наблюдающаяся в последние годы в силу высокой учебной нагрузки у большинства студентов недостаточная двигательная активность, обусловливает появление гипокинезии. Это значимый фактор риска в развитии различных заболеваний, снижении умственной и физической работоспособности человека. Особую актуальность приобретает организация двигательной активности до 25-летнего возраста (до момента набора пика моторного потенциала), в период профессионального становления молодого человека, когда предъявляются высокие требования не только к умственной деятельности, но и физической работоспособности» [11].

По утверждению Карпова В. Ю., Скоросова К. К., Антоноваа М. С. Колпаковой Е. М. (2015), Колпаковой Е. М., (2018) — «двигательная активность в рамках физиологического оптимума способствует повышению экономичности работы кардиореспираторной системы, расширению адаптационных возможностей и общей неспецифической сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды обитания. Это позволяет рассматривать двигательную активность не только как мощный немедикаментозный фактор поддержания и повышения уровня здоровья населения, но и как фактор, нивелирующий в известной степени воздействие неблагоприятной экологической среды» [12, 13].

При проведении анализа уровня двигательной активности студентов первокурсников за период 2018–2020 гг., выявлены следующие данные (таблицы 1 и 2).

Таблица 1

Состав тела и индекс массы тела студентов, (%)

Состав тела и ИМТ

Период

2018 год

2019 год

2020 год

КГ1 ( n=100)

КГ 2 ( n=100)

КГ 1 ( n=100)

КГ 2 ( n=100)

КГ1 ( n=100)

КГ 2 ( n=100)

Повышенная мышечная масса

1

25

0

22

0

24

Пониженная мышечная масса

57

3

55

2

49

3

Повышенная жировая масса

33

1

31

2

35

2

Пониженная жировая масса

6

15

8

17

7

12

ИМТ

недостаточный вес

6

1

9

3

7

2

нормальный вес

61

98

60

95

58

95

избыточный вес

30

1

27

2

29

2

ожирение

3

0

4

0

6

1

Как видно из таблицы 1, при обследовании студентов на предмет состава тела (расчет количества жировой и мышечной массы) — выявлен большой процент студентов по направлению общая и предметная педагогика (КГ1) с низкой степенью выраженности мышечного компонента в период с 2018 по 2020 годы. При этом также фиксируется повышенная жировая масса в данной группе студентов в течении всех трех лет наблюдений. В данной группе по показателю ИМТ фиксируется степень ожирения у отдельных студентов с динамикой на повышение данного показателя в разрезе трехлетних наблюдений. В КГ1 на протяжении всех трех лет отмечается большое количество студентов с избыточном весом.

У студентов специализированного вуза (КГ2) на протяжении трехлетних наблюдений отмечается значительное количество студентов с повышенной мышечной массой. Избыточный вес тела у данной группы студентов отмечается в очень низком диапазоне в расчете от количества человек в группе.

При сравнении КГ1 и КГ2 пониженная жировая масса фиксируется в 2 раза чаще у студентов специализированного вуза.

Представленные данные свидетельствуют о значительном положительном влиянии занятиями физической культурой и спортом на такие показатели как ИМТ и состав тела по мышечному и жировому компоненту.

Данные исследования двигательной и физической активности студентов в социологическом контексте представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты анкетного опроса студентов по изучению вопроса двигательной активности, (%)

Показатель

Период

2018 год

2019 год

2020 год

КГ1 (n=100)

КГ2 (n=100)

КГ1 (n=100)

КГ2 (n=100)

КГ1 (n=100)

КГ2 (n=100)

Удовлетворенность студентов организацией учебного процесса по физической культуре и спорту

20

85

27

88

19

82

Заинтересованность студентов в занятиях физической культурой и спортом

4

97

26

95

22

96

Периодичность занятий физической культурой в недельном цикле по мнению студентов:

1 раз в неделю

28

0

32

1

30

0

2 раза в неделю

59

15

54

9

53

11

3 раза в неделю

13

85

14

90

17

89

Как видно из таблицы 2 удовлетворенность студентов организацией учебного процесса в разрезе физической культуры и спорта в значительной степени выше у студентов КГ2. Заинтересованность студентов в занятиях физической культурой и спортом также значительно выше в КГ2. Периодичность занятий физической культурой также более рационально оценивается студентами КГ2, так как с точки зрения теории и методики физической культуры и спорта, спортивной физиологии и биохимии, занятия физической культурой 3 раза в неделю являются наиболее оптимальными для повышения адаптационных возможностей организма и развития основных физических качеств.

Как отмечает Шагако Е. А. (2017), — «для успешной умственной работы нужен не только тренированный мозг, но и тренированное тело, мышцы, помогающие нервной системе справляться с интеллектуальными нагрузками. Устойчивость и активность памяти, внимания, восприятия, переработки информации прямо пропорциональны уровню физической подготовленности. Различные психические функции во многом зависят от определенных физических качеств. Следовательно, должным образом организованная двигательная активность и оптимальные физические нагрузки до, в процессе и после окончания умственного труда способны непосредственно влиять на сохранение и повышение умственной работоспособности» [14].

Вопрос о занятиях физической культурой и спортом студентов завоевывает особого внимания, так как учебный процесс в вузах основан в основном на умственном труде. Это обусловлено спецификой влияния учебной деятельности на организм человека. Данный вид деятельности характеризуется следующими специфическими особенностями:

1) высокий и плотный объем информационного потока, напряжение памяти, внимания, восприятия и запоминания новой информации;

2) большое количество и скорость мыслительных процессов с высокой степенью вовлечения ЦНС;

3) пониженная двигательная активность.

Современное студенчество в силу порядка организации образовательного процесса избавлено от необходимости физического труда, вследствие чего студенты проводят учебные занятия в положении сидя. Да и в свободное от учебы время они все больше времени предпочитают проводить в сидячем или лежачем положении. Мышечная система не получает необходимого двигательного аспекта от физической нагрузки, она становятся слабее, вплоть до наступления атрофии отдельных мышечных групп. В свою очередь низкая активность мышечной ткани оказывает отрицательное влияние на работу всего организма, приводит к нарушению работы ЦНС, рушится закрепленный генетикой и природными факторами оздоровительный эффект физического труда.

Изменение режима двигательной активности в сторону ее увеличения и расширения области охвата базирующейся не только на физической культуре, но и на спортивной деятельности, для студенческого контингента и внедрение его в образовательный процесс, уже давно относятся к ряду критических, не терпящих отсрочек в решении, особо актуальных проблем теории и методики физического воспитания и привлекает внимание, как отдельных ученых, так и авторских групп.

По нашему мнению, именно заложенные в детском, подростком и юношеском (студенческом возрасте) привычки, связанные с двигательной активностью на уровне физической культуры и спорта, позволяют в будущем сохранить и укрепить здоровье.

При поступлении на первый курс высшего учебного заведения у студентов завершается физиологическое возрастное развитие большинства органов и систем организма, при этом в функциональном отношении они еще не достигают уровня развития, присущего взрослому индивиду. Наблюдается устойчивый гомеостаз. Завершается формирование костей скелета, темпы роста в длину значительно замедляются, либо прекращаются вовсе. Мышечная масса тела достигает практически 50 % от веса тела, и значительно увеличивается мышечная сила. Адаптация сердечно-сосудистой и дыхательной системы к физическим нагрузкам становится более совершенной: ЧСС уменьшается практически до физиологических норм взрослого человека, ЖЕЛ достигает предельного физиологического объема. Гормональная система завершает свое формирование. Функции центральной нервной системы достигают своего полномасштабного развития.

В студенческом возрасте значительно развито тяготение достичь максимального результата в любом виде деятельности, в том числе в занятиях спортивной деятельностью и физической культурой.

Укрепление всех физиологических систем организма, повышение уровня физического развития в студенческом возрасте создают благоприятный фон для максимального вовлечения молодежи в двигательную активность методами и способами физической культуры и спорта через повышение мотивации к занятиям данными видами деятельности.

По причине того, что повышенные учебные нагрузки значительно загружают ЦНС организма студентов учебные занятия должны быть сбалансированы с регулярной двигательной (физической) активностью как в повседневной жизни, так и образовательной деятельности вуза.

Выводы. Физическая культура должна занимать важное место в учебной деятельности студентов, ведение активного образа жизни, через повышение двигательной активности должно стать важной составляющей в их жизнедеятельности.

Постоянные занятия физическими упражнениями положительно сказываются на физической и умственной работоспособности студентов, именно поэтому системные знания и умения по физической культуре должны закладываться в высших учебных заведениях как основа ЗОЖ и основа будущей успешной профессиональной деятельности в независимости от выбранной профессии, будь то педагог, юрист или экономист. Молодые специалисты после окончания вуза должны быть не только подготовлены по избранной специальности, но иметь хорошее здоровье и быть физически развитыми.

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что удовлетворенность студентов организацией учебного процесса в разрезе физкультурно-спортивной деятельности и заинтересованность в занятиях физической культурой и спортом в значительной степени выше у студентов специализированного вуза, готовящего специалистов для исследуемой области. Также отмечается, что периодичность занятий физической культурой также более рационально оценивается студентами специализированного вуза. Представленные данные свидетельствуют о значительном положительном влиянии физкультурно-спортивной деятельности непосредственно на отношение к физической культуре и спорту в социологическом контексте.

Позитивный эффект занятиями физической культурой и спортом заключается в двух основных категориях:

1) Специфической, которая проявляется в развитии общей и специальной адаптации организма к физическим нагрузкам в виде улучшения двигательных качеств (силы, выносливости, координации, гибкости и т. д.);

2) Неспецифической, заключающейся в повышенной устойчивости к действию определенных факторов социальной среды и повышению статуса иммунной системы организма для противодействия различным заболеваниям, а также повышении умственной работоспособности.

Именно, этим и определяется столь необходимая в современных условиях жизни студента защитная функция систематической двигательной активности. При помощи систематических занятий физической культурой и спортом достигается не только физическое совершенство, но и под их воздействием развивается устойчивый гомеостаз (саморегуляция) проявляющейся в согласованности работы всех систем и органов организма, улучшается работа ЦНС, что в свою очередь оказывает благотворное влияние на психические процессы, столь необходимые в образовательном процессе.

Можно с большой долей уверенности заявить, что в учебном режиме большинства высших учебных заведений не хватает полноценной двигательной активности, и этот недостаток в конечном счете отражается на здоровье студентов.

Основным стимулом для осмысления роли физической культуры и спорта в вузах как компенсаторного элемента дефицита двигательной активности и средства формировании здорового образа жизни студентов может стать внедрение новшеств, обеспечивающих повышение эффективности процесса физического воспитания и оказывающих комплексное влияние на формирование и развитие мотивации к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности.

Литература:

  1. Николаев А. А. Двигательная активность и здоровье современного человека: Учебное пособие для преподавателей и студентов высших учебных заведений физической культуры. Смоленск: СГИФК, СГУ. 2005. — 93 с.
  2. Avsiyevich V. N., Mukhambet Z. S., Robak I. Y., Chernukha O. V., & Zakharchenko N. V. Social implication of sport loads as a motivator for sports activity in the student environment of higher education institution // Retos, 2021, #39 — P. 755–763. https://doi.org/10.47197/retos.v0i39.74629
  3. Matiegka J. The testing of physical efficiency // American Journal of Physical Anthropology, 1921. — Vol. 4, N 3. — P. 125–134. https://doi.org/10.1002/ajpa.1330040302
  4. Ожирение и избыточный вес. — Текст: электронный // ВОЗ: [сайт]. — URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/obesity-and-overweight (дата обращения: 17.03.2020).
  5. Выставкина В. Ф. Морфологические и функциональные особенности подростков 13–15 лет с различным уровнем двигательной активности: 03.00.13., диссертация на соискание ученой степени кандидата биолологических наук., Бийский педагогический государственный университет. — Бийск, 2006. — 128 c.
  6. Амосов Н. М. Физическая активность и сердце / Н. М. Амосов, Я. А. Бендет. -3-е изд., испр. и доп. К.: Здоровья, 1989. — 216 с.
  7. Шварц В. Б. О роли наследственных и средовых факторов в развитии физической работоспособности у детей и подростков: автореф. дисс.... канд. мед. наук / В. Б. Шварц. Тарту, 1972. — 18 с.
  8. Рубцова И. В., Кубышкина Е. В., Алаторцева Е. В., Готовцева Я. В. Оптимальная двигательная активность: Учебно-методическое пособие. — Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. — 23 с.
  9. Физическая активность. — Текст: электронный // ВОЗ: [сайт]. — URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/physical-activity (дата обращения: 17.03.2021).
  10. Усатов А. Н. Самостоятельная физическая тренировка как средство повышения двигательной активности студенческой молодежи: 13.00.04, диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук., Белгородский государственный университет. — Белгород, 2010. — 175 c.
  11. Шихаева М. В., Павлычева М. А., Ефремова Т. Г. Исследование структуры и содержания двигательной активности студентов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: Россия, г. Новосибирск, 19.11.2013 г.: сборник статей по материалам VIII междунар. студенческой науч.- практ. конф. № 8. — С. 212–221.
  12. Карпов В. Ю., Скоросов К. К., Антонова М. С. Современные виды двигательной активности в формировании здорового образа жизни женщины // Ученые записки университета Лесгафта. — 2015. — № 5(123). — С. 86–91 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-vidy-dvigatelnoy-aktivnosti-vformirovanii-zdorovogo-obraza-zhizni-zhenschiny (дата обращения: 13.01.2019).
  13. Колпакова Е. М. Двигательная активность и её влияние на здоровье человека // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2018. — № 1(8). — С. 94–109.
  14. Шагако Е. А. Взаимосвязь физических упражнений и умственной работоспособности студента в период экзаменационной сессии // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017029762 (дата обращения: 26.07.2019).
Задать вопрос