Патриотическое воспитание на уроках внеклассного чтения в 10-м классе (на примере романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина») | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (38) апрель 2022 г.

Дата публикации: 02.03.2022

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Кваснина, М. С. Патриотическое воспитание на уроках внеклассного чтения в 10-м классе (на примере романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина») / М. С. Кваснина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 2 (38). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/219/7144/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор рассматривает возможность патриотического воспитания школьников при изучении романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

Ключевые слова: патриотическое воспитание, жизненный путь, пример для подражания, внеклассное чтение.

Современное российское общество находится в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого, по мнению ведущих социологов и педагогов, существенно изменились жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, детских общественных объединений. В настоящее время перед педагогическим сообществом остро встала проблема необходимости развития эмоционально-нравственной сферы школьников, в частности старшеклассников.

Одним из наиболее актуальных направлений воспитательной деятельности в данном ключе является патриотическое воспитание. В соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020–2024 годы» под патриотическим воспитанием подразумевается систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отчеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [2, электронный ресурс].

Ключевым звеном в системе патриотического воспитания подрастающего поколения является школа. Наиболее полно патриотическое воспитание реализует себя на уроках литературы: «Художественное произведение показывает учащимся красоту одних человеческих поступков и безобразие других; заставляет задуматься о том, какие следует выработать в себе положительные качества, чтобы стать достойным человеком» [5, с.45].

«Значительное воспитательное воздействие на учащихся оказывает художественное произведение ярко выраженной эмоционально-нравственной направленности» [4, с.45]. Таким, с нашей точки зрения, является роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» — «романа о чувстве и во имя чувства» [1, с.57].

Основные программы по литературе для 5–11 классов (под научной редакцией В. Я. Коровиной; А. А. Леонтьева; А. Г. Кутузова и т. д.) предусматривают изучение романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» в рамках обычных уроков только для профильных гуманитарных и филологических классов. В программе для общеобразовательных и профильных негуманитарных классов (т. е. для базового уровня изучения литературы) изучение данного романа предлагается на уроках внеклассного чтения.

На изучение романа «Анна Каренина», как правило, принято отводить всего один урок. Учителю, планируя данное занятие, будучи ограниченным во времени, необходимо прежде всего выбрать направление изучения данного романа. Опираясь на психоэмоциональные характеристики учащихся старшего школьного возраста, необходимо помнить, что детям этого возраста необходим пример для подражания, пример жизни человека развивающегося, ищущего правды и справедливости. Пусть даже этот человек живет лишь на страницах художественного произведения. С нашей точки зрения, таким примером может служить Константин Дмитриевич Левин.

Изучение линии Константина Левина возможно анализируя, во-первых, нравственные искания героя, касаемые семьи и брака; во-вторых, его взгляды на свои гражданские права и обязанности. Именно на примере данного литературного персонажа имеет смысл показать учащимся неразрывность семейных отношений и служения обществу и Отечеству в жизни отдельного человека.

Левина занимают практически все вопросы устройства современного ему общества: противоречия между помещиками и крестьянами, выходившие из этой проблемы вопросы быта и социальной организации жизни последних. Однако все размышления главного героя о социально-политическом устройстве современного ему общества даются сквозь призму рассуждений о семейном счастье. Любовь к родине начинается с семьи — данный афоризм английского философа Френсиса Бэкона очень лаконично отражает миропонимание Константина Левина. Семья видится ему как начало начал, как первоисточник жизни и государства.

Честное служение Отечеству — вот идеал главного героя: « Постой, постой, — заговорил он, перебивая Облонского, — ты говоришь: аристократизм. А позволь тебя спросить, в чем состоит этот аристократизм Вронского или кого бы то ни было, — такой аристократизм, чтобы можно было пренебречь мною? Ты считаешь Вронского аристократом, но я нет. Человек, отец которого вылез из ничего пронырством, мать которого бог знает с кем не была в связи... Нет, уж извини, но я считаю аристократом себя и людей, подобных мне, которые в прошедшем могут указать на три-четыре честные поколения семей, находившихся на высшей степени образования (дарованье и ум -- это другое дело), и которые никогда ни перед кем не подличали, никогда ни в ком не нуждались, как жили мой отец, мой дед. И я знаю много таких. Тебе низко кажется, что я считаю деревья в лесу, а ты даришь тридцать тысяч Рябинину; но ты получишь аренду и не знаю еще что, а я не получу и потому дорожу родовым и трудовым... Мы аристократы, а не те, которые могут существовать только подачками от сильных мира сего и кого купить можно за двугривенный » [4, электронный ресурс]. Как мы видим из приведенного ниже фрагмента, нравственно-патриотическое воспитание человек начинает получать в семье, впитывая морально-нравственные устои родителей.

Необходимо акцентировать внимание учащихся на нравственно-философских исканиях главного героя. Именно проблема выбора пути и нравственного идеала наиболее актуальна для данного возраста учеников.

Константин Левин предстает перед нами натурой исключительно правдивой, ищущей правду жизни. Акцентируем внимание учащихся на выборе жизненного пути главного героя. После окончания университета, исходя из своего социального положения, Левин должен был ступить на военное или гражданское поприще. В начале романа перед читателем предстает человек, который «в душе презирает» и городской стиль жизни, и неразрывно с ним связанную гражданскую службу, которую считает «пустяком». Отвергает он также и земскую деятельность. Перед нами герой, стоящий на перепутье жизненного пути: он пытается выбрать свой путь жизни, отвечающий личностным представлениям персонажа о добре и зле.

Роман начинается с того, что «Левин «с отвращением читает жизнь свою». Он мучительно ищет новую, свою правду » [1, с.334]. Как жить? — вот вопрос, который занимает главного героя. Истинный патриотизм, любовь к своей Родине и народу демонстрирует нам диалог Левина с его сводным братом, видным, политическим деятелем, Сергеем Ивановичем Кознышевым: « И Сергей Иванович поставил ему дилемму: или ты так неразвит, что не можешь видеть всего, что можешь сделать, или ты не хочешь поступиться своим спокойствием, тщеславием, я не знаю чем, чтоб это сделать» [4, электронный ресурс] .

Ученику, прочитавшему этот фрагмент текста, может показаться антипатичным апатичное отношение Левина к трудовому народу. Важнейшей задачей учителя на данном этапе анализа текста является объяснение и разграничение патриотизма истинного и псевдопатриотизма. Левин, в отличие от брата, свое социальное положение помещика рассматривает не как долг или обязанность, которыми можно тяготиться или просто пренебречь, а как возможность творить зависимым от него крестьянам. Само осознание этой возможности дает главному герою неустанный импульс к дальнейшей трудовой деятельности и формирует чувство ответственности перед своим народом.

Однако полная упоенность «крестьянской» жизнью не дает Левину полного умиротворения. Левин продолжает нравственные искания. Любовь к Кити Щербацкой заставляет главного героя пересмотреть сложившуюся в его сознании модель мироустройства: чувство любви открывает для Левина удивительный для него «женский» мир, мир семьи, непосредственно связанный с женщиной. На данном этапе жизненного пути главный герой считает, что любовь и семья дадут ему ответ на самый главные вопросы в жизни человека: в чем её смысл? как нужно жить, чтобы быть в согласии со своей совестью?

Однако, «завершение любви браком не вносят успокоения в душу Левина. Его женитьба — это только половина его жизненного дела. Не находя настоящего смысла жизни, он по-своему несчастлив. Смысл жизни представляется ему неизмеримо шире «семейного счастья»» [1, с.335]. Главный герой осознает, что семья действительно первооснова всего, в том числе и общества, однако предназначение человека неизмеримо шире. И Левин продолжает социально-политическую деятельность: размышляет над ролью помещика в современной ему России и продолжает всячески модернизировать свое хозяйство — «отчаявшись найти в книгах разрешение волновавших его вопросов, он обратился к идее труда вместе с самим (народом и решил, что в этом — спасение)». [1, с.336]. Левин участвует в земских выборах, разрабатывает планы по улучшению своего хозяйства, «решает «переворотить» все прежнее хозяйство... Но сколько он ни «переворачивал» это хозяйство, какие бы планы (за которыми так пристально следила его Агафья Михайловна) он ни осуществлял, он неизбежно погрязал все глубже и глубже в тину лжи и противоречий. И бог, и человек, и общество, и культура, и весь строй жизни в Европе и России — все вызывает у Левина чувство неловкости и стыда. Ему совестно за людей, за либералов, за священника, который его исповедует, за европейцев, за русских, за религию и за самого бога. Ко всем этим «злам жизни» прибавился у Левина еще и новый узел — семья». [1, с.336]. Кити стареется понять нравственные искания своего мужа, однако полностью постичь всю глубину их ей не под силу. Вспомним отношение Л. Н. Толстого к «женскому» вопросу. Он считал, что предназначение женщины прежде всего заключается в служении семье, главное её предназначение — материнство. По данному вопросу возможно акцентуация внимания учащихся на том, что Толстой не принижает роль женщины, а подчеркивает инаковость мужского и женского мировоззрения, а отсюда и разной их социальной роли.

В таком оптимистическом фабульном разрешении основных проблем героя романа автор стремился указать «путь жизни», как он его понимал, подчеркнув, что научиться жить можно, только приобщившись к идее труда и полюбив людей, активно живущих трудом и деланием добра.

Литература:

  1. Арденс, Н. Н. Творческий путь Л. Н. Толстого. [Текст] / Н. Н. Арденс. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1962. — 680 с.
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020–2024 годы». [Электронный ресурс] — URL: http://www.lms.eduportal44.ru/NewKoiro/obrazov_det/SiteAssets/SitePages/Vospitatelnay %20rabota/ФП %20Патриотическое %20воспитание %20граждан_проект.pdf (дата обращения: 18.11.2022).
  3. Романов, Д. А. Языковой мир Льва Толстого глазами современного читателя. [Текст] / Д. А. Романов. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2008. — 158.
  4. Толстой Л. Н. Анна Каренина [Электронный ресурс]: подгот. по собр. соч. в 22 т. М.: Худож. лит., 1981 // Проект «Собрание классики» (Lib.ru/Классика). URL: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0080.shtml (дата обращения: 18.11.2021).
  5. Шайденко, Н.А., Райхлина, Е. Л. Создание и функционирование педагогической системы патриотического воспитания старшеклассников в процессе изучения литературы: Учеб.-метод. пособие. [Текст] / Н. А. Шайденко, Е. Л. Райхлина. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2004. — 146.

Ключевые слова

жизненный путь, патриотическое воспитание, внеклассное чтение, пример для подражания
Задать вопрос