Авторская песня как инновационная деятельность современного педагога-музыканта | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (38) апрель 2022 г.

Дата публикации: 25.02.2022

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Романова, О. А. Авторская песня как инновационная деятельность современного педагога-музыканта / О. А. Романова, А. А. Петровичева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 2 (38). — С. 16-35. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/219/7137/ (дата обращения: 02.05.2024).



Статья знакомит читателей с современной тенденцией развития музыкальной индустрии и предлагает образцы современного патриотического вокального творчества, на основе авторской песни, в рамках инновационной музыкально-педагогической деятельности.

Данный материал поможет педагогу-музыканту составить точное представление о характере нового музыкального материала с точки зрения возможных исполнительских трудностей для вокалиста. Концертмейстер сможет скорректировать исполнение партии сопровождения с техническими и эмоционально-выразительными возможностями певца.

Ключевые слова: авторская песня, патриотическое воспитание, дети, академический вокал, преподаватель вокала, концертмейстер вокала .

Авторская песня на сегодняшний день очень востребована, так как бросает вызов сложившимся за последние годы стереотипам и тенденциям развития музыки, которые искусственно нам навязываются людьми, связанными с ней лишь идеями личного обогащения. Большинство «творений», стоящих на верхних строчках радиочартов сегодня — это банальное обогащение и примером этому может служить такое распространенное явление, как искусственное раскручивание бездарных певцов, которые являются чьими-то хорошими знакомыми. И чтобы этот проект принес ожидаемый доход — покупаются песни, созданные под ограниченные возможности «псевдо-певцов», эфирное время на востребованных слушателем теле- и радио- площадках, снимаются красочные видеоролики с известными актерами, накручивается количество просмотров, на канале YouTube и других информационных платформах.

Вышеописанный механизм развития музыкальной индустрии запущен давно и уже имеет свои негативные последствия. По данным научно-исследовательского института искусственного интеллекта в Барселоне можно сделать неутешительный вывод: вся современная музыка звучит одинаково. Руководитель исследования, Джоан Серра (Joan Serrà) с группой ученых проанализировали популярную западную музыку с 1955 по 2010 гг. и утверждают, что пик оригинальности современной музыки пришелся на 1960-е годы, а затем начался процесс снижения тембрового и тонального разнообразия. Другими словами, авторы выбирают для своих композиций одни и те же проверенные аккорды и комбинации нот. Таким образом разные песни имеют одни и те же мелодические обороты, сопровождающиеся одним и тем же гармоническим планом [3].

К сожалению, доминирующая простота — главная черта современного массового музыкального искусства, что выражается в незамысловатом тексте, простеньком ритме и абсолютной немелодичности. Большинство песен содержат темы, построенные в лучшем случае на 5–6 нотах. И бытует утверждение, что время мелодий прошло, а настало время ритма и звука.

Более того, негармоничные темы исполняются, зачастую, плохо звучащими, не поставленными голосами. Хриплые, кричащие голоса несут отрицательную информацию для организма, так как включают у слушателей центры страха, тревоги и беспокойства. Эти центры запускают определенные негативные механизмы в организме, усиливая агрессивность к окружающим, пессимизм в восприятии жизненных перипетий, неадекватное отношение к происходящему вокруг. У слушателя появляется острое желание успокоить возбужденные центры страха алкоголем, наркотиками, а иногда вспышкой неконтролируемой агрессии. При постоянно звучащей рядом деструктивной музыке, с навязчиво однообразными ритмоформулами, отсутствием мелодии и смысла произносимых слов, усугубленной постоянным использованием звукоусилительной аппаратуры, увеличивающей дефекты голоса, нарушается процесс психического развития у детей и подростков, что в свою очередь приводит к неосознанному поведению, мешает социальной адаптации личности. К таким, к сожалению, неутешительным выводам пришел академик В. Казначеев в ходе свой научно-исследовательской работы [4].

И еще одна немаловажная тема, которую просто необходимо рассмотреть, — это отсутствие национальной интонационно-ладовой структуры в современном искусстве. Исследования болгарских учёных, взятых в основу работы РАН, свидетельствуют: если в транслируемом СМИ эфирном времени традиционная национальная музыка, в нашем случае имеющая исконно русские корни, занимает небольшое количество времени по отношению ко всей остальной музыке, то происходит размывание национального менталитета. Всего неделя прослушивания популярных музыкальных каналов со всей очевидностью доказывает, что практически все образцы музыки, передающиеся телевидением и радиостанциями, а также всевозможными информационными платформами, не имеют никакого отношения к российской национальной культуре. Более того — эта музыка не имеет вообще никакой национальности. За этим следует страшный урок истории: нация, переставшая осознавать свою национальную самобытность, обречена! [4].

Из всего вышеописанного становится ясно, что назрела необходимость социальной регуляции и целенаправленных действий по становлению ценностных ориентиров, которые будут зиждиться на традициях русской музыки с опорой на лучшие образцы зарубежного искусства. Эти ценности должны исключать злостное одурманивание молодёжи, насаждение насилия, экстремизма, обесценивание смысла жизни, которое привносится чуждой нашему народу и нашим традициям музыкой, культурой, СМИ [8].

Именно одним из таких действенных методов становления нравственно-патриотических ориентиров у детей и подростков могут считаться авторские песни из сборника О. Романовой «Давайте жить в мире!». Его актуальность в современной музыкальной действительности определяется несколькими важными характеристиками.

1. Поэтический текст.

Песни сборника опираются на стихотворные тексты российских авторов. Данный подбор поэтических текстов русскоязычных авторов сам собой снимает острую проблему несовершенства и двойственности переводов истинного смысла иностранных текстов, которые можно использовать в корыстных целях разложения моральных ценностей подрастающего поколения. В пользу поэтических стихов, попавших в сборник, можно отнести и тот факт, что все они рассказывают о любви к Родине, о красоте природы отдельных уголков России, об ее истории и истинной душевной доброте русского человека.

2. Музыкальный язык: мелодия, гармония, ритм.

Самобытность музыкального языка авторских песен раскрывается в мелодизме вокальной строчки с присущими для русской вокальной музыки интонациями терции, поступенного движения и опевании устоев. Мелодии отличаются своеобразной простотой изложения, плавностью и широким движением, но содержат особую эмоциональную глубину, раскрывающуюся выразительными тембральными красками певческого голоса. Такое сочетание, по словам В. Козьмина, можно отнести к особенностям русской национальной школы пения [2]. Сквозное строение некоторых песен создает ощущение текучести звукового потока, который плывет над виртуозным сопровождением с обилием триольных и синкопированных ритмоформул. Все это подпитывается особой краской редких тональностей — as-moll, начальных аккордов с уменьшенными гармониями, альтераций и уникальностью тонально-гармонического плана с традиционными элементами ладовой переменности.

3. Терапевтический эффект.

С научной точки зрения, музыка — это определенный набор частотных импульсов, на которые реагирует наш мозг. В зависимости от интонации, гармонии и тональности звучания произведения происходит выброс определенных нейромедиаторов, которые вызывают у человека повышение агрессии или состояние покоя. Именно это делает музыку мощным инструментом манипулирования сознанием в частности, и влияния на основополагающие системы жизнеобеспечения всего организма в целом [6]. В связи с этим интересны исследования о влиянии отдельно взятого музыкального инструмента на здоровье человека. Так, песни сборника «Давайте жить в мире!» О. Романовой, созданы в сопровождении фортепиано. Известно, что игра на фортепиано и рояле нормализует щитовидную железу, мочеполовую систему, а самое главное, гармонизирует психику [6]. Это очень важно в работе с подростками, когда ими управляют гормоны. Музыка, исполняемая на клавишных инструментах, дает импульс к развитию интеллектуальной сферы. Поэтому лучшие образцы фортепианной музыки рассматриваются в соответствии с законами математики, а пианисты, как музыкальная элита, обладающая хорошей памятью и цепким интеллектом.

Нельзя забывать и том, что рассматриваемый сборник — это песни для детского и женского голоса. А пение — самое естественное состояние человека, способное выразить самые многогранные чувства и переживания исполнителя. Оно совершенствует речевую функцию, является мощным тренером мозга. Научно доказано, что вокалом лечат заболевания нервной системы и заболевания дыхательных путей, а также заикание. Вывод напрашивается сам собой, когда мы поем, то оказываем неоценимую услугу всему организму [7].

4. Методические рекомендации.

Народная и классическая музыка давно стала понятна обычному слушателю и исполнителю, благодаря учебной программе для общеобразовательных школ «Музыка» Д. Кабалевского и многочисленным исследованиям музыковедов. Современная музыка тоже нуждается в пояснении того, что задумал автор и как это надо исполнять. Данная работа основывается на методических рекомендациях к нотному сборнику песен современного автора. Они содержат общие указания о характере произведения и эмоциях, вложенных композитором, а также, специфические: работа с мелодической линией и текстом для преподавателей вокала, разбор музыкального текста с точки зрения поддержки юного певца для концертмейстеров.

Основной целью создания авторских песен является реализация государственной политики в области патриотического воспитания подрастающего поколения. А целью данной статьи — создание общедоступной информационной среды о современном творчестве.

Преследуемые задачи:

1. Раскрытие художественного и содержательного потенциала патриотической песни в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании молодого поколения;

2. Развитие современного вокального искусства;

3. Стимулирование творческого роста исполнителей;

4. Активизация эмоциональной сферы вокалистов, их чувств;

5. Пропаганда авторской инновационной деятельности;

6. Создание условий для художественного творчества и культурного обмена между поэтами, композиторами и исполнителями.

Дальнейшая содержательная часть статьи включает в себя методические рекомендации для преподавателей и концертмейстеров класса академического вокала.


Методические рекомендации преподавателям.

Преподавателю, который выбрал песню «Давайте жить в мире!» О. Романовой для разучивания с учеником необходимо после первичного знакомства с названием произведения, его автором и поэтическим текстом перейти к полноценному выразительному показу с концертмейстером. Важно мотивировать интерес юного певца к данному сочинению через определение его новизны и актуальности в современной жизни. С учащимися необходимо обсудить возможные исполнительские трудности вокальной партии.

Песня написана в тональности As-moll в диапазоне соль 1 -ми-бемоль 2 . Мелодика построена на обилии секундовых интонаций, как малых, так и больших, связанных с опеванием устойчивого тона: #VII — I — II — I — II — I… (рис. 1). Если у вокалиста имеются серьезные проблемы с чистотой интонации, то не рекомендуется брать это произведение для исполнения.

Рис. 1

В кульминационной части произведения наблюдается противоборство голоса и инструмента, основанное на одновременно звучащих диссонирующих секундовых интонациях. Таким образом, имеющиеся интонационные огрехи в исполнении юного певца, могут лишить его возможности успешного освоения нового произведения (рис. 2).

Рис. 2

Музыкальное изложение произведения укладывается в размер 6/8. Во время исполнения необходимо постоянно чувствовать его внутреннюю пульсацию, которая поддерживается партией сопровождения.

Мелодическая линия данной песни характеризуется большой продолжительностью и широтой. Несмотря на технические паузы в нотном тексте певцу необходимо опираться на неразрывное донесение поэтического текста во время исполнения более коротких мелодических фраз. Такое исполнение должно опираться на хорошее дыхание и внимательное отношение к его равномерному расходованию. Окончания фраз должны исполняться мягко, на дыхании (рис. 3).

Рис. 3

Динамическая линия достаточно подвижна и содержит, как статические обозначения исполнения — mp, mf, f , так и ее постепенное изменение — cresc, и dim., выраженное соответствующими вилочками. Кульминация каждого куплета подготавливается повышением тесситуры исполнения и увеличением динамики. Такое сочетание может привести к неровному и форсированному звукоизвлечению с напряжением в голосе, связанным с избыточным подсвязочным давлением, а также к физическим зажимам. Голос должен звучать на высоких нотах глубоко и мягко, опираясь на ровное и спокойное дыхание. Педагогу стоит учесть тот факт, что для комфортного исполнения произведения, ноты ре 2 и ми-бемоль 2 не должны быть крайними в общем диапазоне учащегося (рис. 4).

Рис. 4

Методические рекомендации концертмейстерам.

Сложная тональность вокального произведения несёт определённую смысловую и эмоциональную нагрузку, подчёркивая драматический характер предлагаемого музыкального материала.

Вступление представляет собой самостоятельную тему, полную накала и внутренних переживаний. Автор даёт возможность концертмейстеру продемонстрировать искусство голосоведения своей сольной партии, тем самым погружая слушателя в соответствующую атмосферу и настраивая вокалиста на сдержанное и спокойное исполнение начала произведения (рис. 5).

Рис. 5

Заключительную фигуру вступления из нисходящих восьмых необходимо провести очень мягко и ровно. При этом артикуляционно ясно подать последний звук вступления, который является одновременно первым звуком вокальной партии, но находящимся на октаву ниже. Вокалист должен хорошо услышать это интонационное соотношение и «чисто» вступить в нужный звук (рис. 6).

Рис. 6

В данном вокальном произведении, в партии фортепиано, нет мелодической линии, дублирующей вокальную партию солиста. Главная роль в аккомпанементе первой части принадлежит красочным и сложным гармониям, сменяющим друг друга. Именно они являются связующей нитью между вокалистом и концертмейстером.

В партии инструментального сопровождения есть мотивы, которые служат соединительным звеном между частями произведения. Они должны звучать, как органичное продолжение партии солиста, при этом концертмейстеру нужно интонационно аккуратно их исполнить, следуя за певцом (рис. 7).

Рис. 7

Во второй части произведения, в кульминации, восьмые в партии сопровождения заполняются поступенными восходящими пассажами из шестнадцатых, тем самым создавая более напряженное звучание. Здесь концертмейстеру следует помнить о соблюдении динамического баланса между партией вокалиста и насыщенным сопровождением (рис. 8).

Рис. 8

При всей красоте и выразительности партии фортепиано, всё же не стоит ею увлекаться, ведь главная задача концертмейстера — поддержать солиста, помочь ему передать смысл исполняемого произведения и создать неповторимый художественный образ.



Методические рекомендации преподавателям.

Песня «В моем сердце есть место для всех» относится к светлой лирике. Она написана для легкого высокого голоса, который должен парить над октавным триольным биением в партии фортепиано, как голубь мира над бушующими людскими страстями.

Диапазон вокальной линии равен октаве: ми 1 — ми 2 .

Мелодия, практически на всем протяжении, скачкообразная. В основном используются квартово-квинтовые декламационные ходы, смягчающиеся восходящими или нисходящими секундовыми интонациями (рис. 9).

Рис. 9

Учащиеся должны быть готовы к непростому исполнению ритмического рисунка. В размере 4/4 переплетается дуольность, триольность и синкопирование (рис. 10).

0

Рис. 10

Сложные ритмоформулы наслаиваются на скачкообразное строение мелодической линии и в итоге могут негативно отразиться не только на интонационной чистоте исполнения, но и на качестве звукоизвлечения. На всем протяжении, не зависимо от регистра, голос должен звучать легко и свободно, без намека на форсирование.

Декламационная составляющая мелодизма песни проявляется и в обилии пауз, как выразительного приема сбивчивой речи человека на волнующие темы. Такое строение облегчает задачу исполнения для певца, не обладающим большим объемом легких, но усложняет момент донесения смысла произведения. Протяженные поэтические строфы, несущие одну смысловую нагрузку, включают в себя до четырех небольших музыкальных фраз, разорванных восьмой паузой, являющейся составной частью триолеобразной фигуры. Во время исполнения вокалисту надо мыслить сквозь эти паузы, продолжая раскрывать заложенный смысл в последующих фразах (рис. 11).

1

Рис. 11

В исполнении триолей у неопытных певцов существует опасность перейти на скороговорку, что может негативно отразиться на качестве произносимого текста и потере верного темпо-ритма. Данный ритм необходимо исполнять нараспев, под обязательным контролем скольжения гласных в пении.

Музыкальные фразы песни, как правило, оканчиваются секундовой интонацией при соотношении ритма четверть с точкой — восьмая. Важно обращать на них внимание во время исполнения юных вокалистов с самого начала во избежание приобретения привычки спускать дыхание в конце фраз. Восьмая длительность, при своем непродолжительном звучании не должна резко обрываться, а звучать мягко с небольшой оттяжкой на хорошей опоре дыхания (рис. 12).

2

Рис. 12

Методические рекомендации концертмейстерам.

Уже с первых нот вступления создаётся светлое лирическое настроение, которое поможет вокалисту настроиться на мягкое звуковедение и естественное звукоизвлечение. Вступление произведения гармонически основано на музыкальном материале куплета, поэтому его следует исполнить мелодично, и по вокальному певуче (рис. 13).

3

Рис. 13

Определённую сложность в данном вокальном произведении для концертмейстера могут представлять арпеджированные аккорды. Они не должны быть «острыми, сухими и короткими», но и не должны быть «размазанными». Не нужно зацикливаться на каждом отдельном аккорде, это лишь фон для мелодической линии баса. Арпеджиато должны идти, друг за другом создавая ощущение непрерывного движения вперёд звукового потока, тем самым устанавливая такой темпоритм, в котором вокалисту было бы удобно исполнять данное произведение, не утяжеляя его. Именно такое исполнение сможет правильно настроить вокалиста на выразительное пение без напряжения (рис. 14).

4

Рис. 14

В припеве автор использует приём уплотнения фортепианной фактуры аккордами — триолями, которые наиболее часто используются в классико-романтической музыке. За счёт применения такого ритмического рисунка припев звучит более эмоционально и восторженно (рис. 15).

5

Рис. 15

Аккордовые триоли следует исполнять по привычным, для пианистов, канонам: мелодическую линию в верхнем голосе аккорда вести наиболее ярко и выразительно, при этом не «перекрывая» солиста своим звучанием. Концертмейстер в данном фрагменте должен вместе с вокалистом исполнять партию фортепианного сопровождения более рельефно, с точки зрения музыкальной фразировки, помогая начинающему певцу смягчать, «прятать» окончания, а не «выталкивать» их (рис. 16).

6

Рис. 16

Произведение имеет строение классической куплетной формы, при этом второй куплет должен прозвучать более ярко и эмоционально насыщенно.

Заключение основано на теме вступления, но с партией вокализа солиста, тем самым придавая целостность всему произведению (рис. 17).

7

Рис. 17




Методические рекомендации преподавателям.

Песня «Любовь в душе» рассчитана на исполнение детским коллективом на 2 голоса. Практически на всем протяжении мелодия поддерживается партией сопровождения, что подходит для исполнения вокально-хоровым ансамблем младшей возрастной категории. Диапазон партий меньше октавы: Альты — до (бекар) 1 — си 1 ; Сопрано — соль (бекар) 1 — ре (бекар) 2 .

Вступление построено на теме мелодической линии, что оказывает благотворное влияние на интонационно-чистое вступление партии альтов. Первые два предложения в Ми мажоре звучат совершенно одинаково, с поддержкой фортепиано в диапазоне ув.4: ре (бекар) 1 — соль-диез 1 , за счет тональности гармонической субдоминанты (a-moll в E-dur). Следом за Альтами вступают Сопрано. Их партия построена таким же образом, как и предыдущий период, только в другой тональности — A-dur (рис. 18).

8

Рис. 18

Первые две части песни в исполнении солирующих партий должны звучать мягко, певуче и однородно. Удобная тесситура, умеренная динамика и медленный темп способствуют хорошему звучанию голосов. Руководителю следует на стадии разучивания обращать внимание на ритмически точное и одновременное исполнение окончаний. Особенно это касается фраз, которые оканчиваются словами с согласным звуком на конце: враг, пустяк, мир. В данном случае до последнего тянется последний гласный, а затем коротко и глухо, без лишнего акцентирования, произносится согласный звук (рис. 19).

9 9

Рис. 19

На начальном этапе разучивания у детей могут возникнуть трудности в исполнении мотива, содержащего сначала высокую мажорную III ступень — E- dur, A-dur), а затем низкую минорную — e-moll, a-moll. Стоит вычленить этот ход в пределах терции и попрактиковать его исполнение в разных тональных вариантах при распевании коллектива.

Звучание в ансамбле должно быть ровным, стройным, звучным, но без форсирования. Усиление динамики с mp до f , появление скачков, звуков второй октавы в партии Сопрано, насыщенное триольное сопровождение и текст, содержащий призыв к людям может спровоцировать неопытных певцов на крикливое исполнение. Оно может негативно отразиться на правильном звукоизвлечении и звукообразовании, тембральной окрашенности звука, ровности дыхания и певческой опоре. А это, в свою очередь, может привести к зажимам не только в голосовом аппарате, но и во всем теле певцов (рис. 20).

0

Рис. 20

В ансамбле обе партии должны точно и одновременно исполнять текст и ритмический Рис. без задержек и опережений. Сопрано на выдержанных нотах должны четко слышать переход альтов и вместе снимать на последующей паузе. Определенную сложность в исполнении может доставить триолеобразная ритмическая фигура, которую тоже стоит вычленить и отработать на отдельном материале подготовки голоса к пению (рис. 21).

1

Рис. 21

Заключительный фрагмент пения в унисон должен звучать легко и светло. Нисходящее мелодическое движение, усугубленное динамическим значением mp и шипящим согласным в самом конце, не должно нарушить образ нежного ангельского пения (рис. 22).

2

Рис. 22

Методические рекомендации концертмейстерам.

Нежное, романтичное произведение для вокального ансамбля. Автор применяет здесь сложный ритмообразующий приём: вокальная мелодическая партия написана чётко в четырёхдольном размере, что придаёт ей напевность, размеренность и неторопливость. А вот в партии фортепианного сопровождения идёт пульсация триолями, за счёт чего появляется внутреннее дыхание и движение. Эта непростая комбинация: сочетание вокальной и инструментальной партий, их объединение в единое целое, используется автором уже в самом начале произведения — во вступлении (рис. 23).

3

Рис. 23

Фортепианное сопровождение произведения строится довольно сложно и для создания хорошего ансамбля, концертмейстеру нужно обладать определённым уровнем мастерства. С одной стороны, партия фортепиано поддерживает вокальную линию, и, в этом смысле концертмейстеру следует аккуратно исполнять данный фрагмент такта, с другой стороны, в партии фортепиано есть восходящие переливы арпеджио, которые должны звучать, как естественное продолжение мелодической линии солиста. Поэтому концертмейстеру во время исполнения необходимо обратить особое внимание на ясное, кантиленное проведение звуков, составляющих основу вокальной мелодии, а также на инструментальное гармоническое заполнение пауз вокалистов. Триоли должны быть исполнены мягко и ровно, единой звуковой линией без утяжеления, чтобы проигрыш создавал ощущение свободы и лёгкости (Рис. 24).

4

Рис. 24

Произведение строится по принципу сквозного развития: с каждой последующей фразой происходит нарастание динамической и эмоциональной составляющих от mp в самом начале до f в кульминации третьей части. И здесь перед концертмейстером стоит очень деликатная и ответственная задача: ещё до прикосновения к клавишам, нужно в целом представить произведение, с его сквозным развитием и развёрнутым выходом на кульминацию, и начать вступление так, чтобы все поставленные задачи были выполнены в соответствии с вокальными данными исполнителей (рис. 25).

5

Рис. 25

В третьей части, в кульминации, происходит уплотнение фортепианной фактуры: мелодическая линия ведётся октавами, заполненными аккордами до ремарки автора molto rit ., а затем, постепенно, партия сопровождения растворяется в хрустальных отблесках мелодии.

Литература:

1. Дворницкая, А. В. К. Д. Шубарт — композитор, теоретик и эстетик / А. В. Дворницкая // Исследования молодых музыковедов: Сб. статей. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2016. — 140 с. — С.6–16.

2. Козьмин, В. С. Влияние русского мелодического менталитета на сольное вокальное исполнительство и направленность работы в классе вокала / В. С. Козьмин [МПГУ] // Музыкальное искусство и образование: вестник кафедры ЮНЕСКО. — 2016. — № 1. — С.100–108.

3. https://www.nature.com/articles/srep00521 / Джоан Серра / Измеряя эволюцию современной западной популярной музыки: статья / 2012 год.

4. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/04/27/negativnoe-vliyanie- sovremennoy-muzyki-na-formirovanie-duhovnosti / Виктория Новикова / Негативное влияние современной музыки на формирование духовности личности подростков и пути его преодоления / 2015 год.

5. http://radonezh.ru/analytics/sovremennaya-muzyka-kto-vyklyuchil-rubilnik- vyacheslav-kaporin-47798.html / Вячеслав Капорин / Современная музыка: кто выключил рубильник? / 2013 год.

6. https://www.sb.by/articles/charuyushchie-zvuki.html / Ольга Бебенина / Чарующие звуки. Как музыка влияет на организм человека?: народная газета / 2017 год.

7. http://iteach.vspu.ru/07–2016/9969/ Виктория Наумова / Влияние музыки на человека / 2016 год.

8. https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2017/05/12/patrioticheskoe- vospitanie-uchashchihsya-cherez-ispolzovanie / Олеся Кульбицкая / Патриотическое воспитание учащихся через использование музыкальных произведений различных жанров: методическая разработка по музыке / 2017 год.

9. https://rmmedia.ru/threads/84106/ Тональность и настроение | Rmmedia.ru / Виталий Золотарев / Кристиан Шубарт. Ideen zu einer Aesthetik der Tonkunst: форум / 2011 год.

Ключевые слова

дети, патриотическое воспитание, авторская песня, академический вокал, преподаватель вокала, концертмейстер вокала
Задать вопрос