Приемы работы с детьми младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (38) апрель 2022 г.

Дата публикации: 16.02.2022

Статья просмотрена: 195 раз

Библиографическое описание:

Якушева, А. Н. Приемы работы с детьми младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата / А. Н. Якушева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 2 (38). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/219/7107/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье автор приводит примеры работы с обучающимися младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата и предлагает приемы работы с ними.

Ключевые слова: младшие школьники, НОДА, приемы работы.

На начальном этапе обучения письму все дети пишут излишне крупными буквами, не соблюдают строку и поля на странице. Элементы несоразмерны друг другу, отличаются различной высотой и протяженностью, имеют разный наклон. Иногда отмечается слишком сильный нажим, дрожание руки. Эти трудности связаны с недостаточной сформированностью зрительно-моторной координации, сильным функциональным напряжением и быстрым утомлением при письме.

У детей с НОДА данные особенности письма носят стойкий характер и не корректируются без помощи учителя-дефектолога и учителя начальных классов.

Я работаю с двумя учениками второго класса, примеры их письменных работ представлены ниже.

Приемы и методы работы, о которых я расскажу далее, мы можем использовать в первой половине дня, во время динамических пауз и на курсах по выбору. В нашей школе на начальном этапе обучения таких курсов два — «Школа развития речи» и «Информатика. Логика. Математика». Также мы можем реализовывать данное направление работы с детьми с НОДА во внеурочной деятельности, в рамках дополнительного образования, исходя из дефицитов конкретного ребенка.

Работа по преодолению специфических трудностей письма у детей с НОДА может проводиться:

— В первой половине дня во время уроков ИЗО и технологии;

— Во время динамических пауз как индивидуально, так и вместе с классом;

— На курсах по выбору;

— В рамках системы дополнительного образования

В процессе обучения детей с НОДА важно, чтобы они в первую очередь понимали и усваивали материал, могли свободно в нем ориентироваться, но и развитие графо-моторных навыков значительно сказывается на их будущем. В дальнейшем, при проверке домашних заданий, вы заметите, положительный результат вашей работы, которую вы проделывали на начальном этапе обучения.

Переходим к конкретным трудностям графомоторного развития детей с НОДА, с которыми вы можете столкнуться в процессе работы и путям их преодоления.

Первое — это гипертонус рук, когда ребенок слишком сильно давит на ручку, оставляя следы на следующей странице тетради. Мы начинаем с игр в пространстве, предлагая ученику 2–3 мяча разного веса, которые нужно забрасывать в корзину или в центр кольца. Каждый раз мы мягко обращаем внимание ребенка на то, почему он не попал в корзину, бросив мяч слишком сильно или слабо и со временем он научится чувствовать силу броска.

Также нам могут помочь игры на распределение силы, например, прыгающие от нажатия пластмассовые лягушки. Задача ребенка — попасть в определенную клетку игрового поля.

Помимо этого, существуют игры, которые требуют осторожного обращения и точных движений. Например, башни, из которых нужно аккуратно вытаскивать части, стараясь не разрушить всю конструкцию. Такие игры помимо соразмерности движений рук развивают еще и произвольность внимания.

При повышенном тонусе рук:

— игры с мячами разного веса во время динамических пауз;

— игры на распределение силы;

— игры для развития точности движений;

— печатные задания для развития графомоторных навыков

Встречается и обратная ситуация, когда у ребенка с НОДА тонус рук снижен, он с трудом удерживает ручку и быстро утомляется. Чтобы преодолеть эти трудности, нам нужно обратить внимание на разнообразные массажеры для рук, шарики или эспандеры. Если регулярно уделять время работе с ними, то постепенно мышцы рук привыкнут к нагрузке и ребенок будет меньше уставать в процессе письма. Можно порекомендовать родителям кружки или секции физической направленности, чтобы укрепить мышцы всего плечевого отдела, ведь в процессе письма задействуются не только руки.

Обязательно проверьте качество письменных принадлежностей, которыми пользуется ребенок со сниженным тонусом рук. Ручка должна легко скользить по бумаге, допустимо использование специальных насадок, помогающих правильно ее удерживать.

По решению консилиума школы и исходя из конкретных дефицитов ребенка, довольно эффективной будет замена части письменных заданий на печатные бланки, построенные по принципу «вставь пропущенную букву или цифру», «выбери правильный ответ» и т. д. Таким образом вы снизите нагрузку на руку, не потеряв в качестве и количестве изучаемого материала, ведь (как вы помните), в работе с учениками с НОДА мы не упрощаем материал, а лишь изменяем способ его подачи и проверки.

При сниженном тонусе рук:

— использование массажеров для рук во время динамических пауз;

— замена части письменных заданий на печатные бланки «вставь пропущенную букву», «выбери правильный ответ» и т. д.

— использование силиконовых насадок на ручку;

— письмо или рисование с помощью трафаретов.

При работе над микрографией или, иначе говоря, особенностью, при которой ученик пишет чересчур мелкими буквами, мы делаем упор на ориентирование ребенка в пространстве, затем в плоскости листа и далее — в клетке или строке тетради. Основные этапы работы по преодолению данной особенности письма представлены ниже:

  1. Развитие связи моторики детей с визуальной оценкой пространства

— назвать, где находится предмет по отношению к другим предметам и к нему самому;

— выполнять движения рукой по кругу, по диагонали, зигзагообразно.

  1. Развитие ориентировки в плоскости листа

— Перемещение игрушки по листу бумаги, комментируя свои движения: «верхний левый угол», «нижний правый угол»

— Такие игры как «Магнитный лабиринт», «Волшебные обводилки» и т. д.

  1. Развитие конструктивной деятельности

— складывание разрезных картинок;

— выкладывание фигур из палочек.

Макрография или особенность, при которой ребенок пишет несоразмерно крупными буквами, чаще всего встречается у детей с НОДА и у слабовидящих учеников. Наша задача постараться дать ребенку как можно больше «двигательных шаблонов», то есть образцов движений руки при написании той или иной буквы или цифры. На начальных этапах, если это возможно, лучше работать сопряженно «Рука в руке». Дополнительные приемы работы по развитию графо-моторных навыков представлены ниже:

  1. Развитие точности направления движения

— Выполнения заданий на проведение наклонных линий, штриховании в заданном направлении и раскрашивании в соответствии с формой фигуры (для круга — круговые движения, для квадрата — прямые линии, для треугольника — наклонные).

  1. Воспитание точности и завершенности движения

— Выполнение упражнений на соединение точек. Сначала они должны располагаться на расстоянии 2–3 см друг от друга, затем можно увеличивать и расстояния, и количество точек на листе.

  1. Формирование умения регулировать размах рисовального движения

— Рисование с помощью трафарета. Использование трафарета позволяет ребенку воспринять правильное движение руки для рисования той или иной формы и запоминания этого движения. Размеры сторон трафарета не должны превышать 3–4 см.

Существует множество методических печатных пособий и рабочих тетрадей, которые, при регулярном использовании, могут помощь ученику начальных классов с НОДА скорректировать трудности освоения письменной речи.

Литература:

  1. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей.– М.: Просвещение, 2011.
  1. Митеева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. — М.: Книголюб, 2007. — 120 с.
  1. Хилтунен Е. Упражнения с монтессори-материалом. — М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1998.

Ключевые слова

младшие школьники, приемы работы, НОДА
Задать вопрос