Рабочая программа «Альтернативная коммуникация для детей с ТМНР «Пойми меня» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (38) апрель 2022 г.

Дата публикации: 07.02.2022

Статья просмотрена: 319 раз

Библиографическое описание:

Новикова, А. А. Рабочая программа «Альтернативная коммуникация для детей с ТМНР «Пойми меня» / А. А. Новикова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 2 (38). — С. 39-45. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/219/7053/ (дата обращения: 02.05.2024).



Пояснительная записка

Рабочая программа «Альтернативная коммуникация для детей с ТМНР» составлена для детей младшего школьного возраста с ТМНР с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Нормативно-правовую основу для разработки данной рабочей программы составляют:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Минобрнауки Российской Федерации от 19.12 2014г. № 1599;
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286–15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”.

Коммуникация и общение — неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

Выделяется три группы детей с ТМНР по уровню сформированности речи:

  1. Группа с отсутствием общеупотребительной речи — «неговорящие».
  2. Группа с высказыванием на уровне отдельных слов.
  3. Группа с высказыванием на уровне фразы.

Все три группы детей объединяет ограниченное восприятие обращенной к ним речи извне и ее ситуативное понимание. Такое состояние речи в большей или меньшей степени сохраняется на протяжении всей жизни, что говорит о стойкости речевых нарушений.

Нарушение речи детей с ТМНР имеет системный характер, затрагивает все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. В общей структуре речевого недоразвития на первый план выступает ее коммуникативная сторона. Речь практически не включается в процесс деятельности, не выступает средством общения при взаимодействии как со сверстниками, так и с взрослыми, что препятствует установлению социальных связей у данной категории детей, снижает потребности их социальной адаптации.

В связи с этим, обучение детей с ТМНР коммуникации должно включать целенаправленную коррекционно-развивающую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, если такие имеются, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Актуальность рабочей программы «Альтернативная коммуникация для детей с ТМНР» «Пойми меня» состоит в том, что у детей с ТМНР не происходит существенных изменений в состоянии коммуникационной сферы вне специально организованной деятельности.

Цель программы: накопление, уточнение и активизация средств альтернативной коммуникации (жесты, изображения) детей с МНР.

Задачи:

1.Формирование когнитивно-поведенческих предпосылок коммуникативной деятельности.

2.Формирование понимания невербальных компонентов коммуникации (жесты, символы).

3.Формирование первоначальных коммуникативных умений: установление, поддержание и завершение контакта.

4.Формирование способности понимания простых слов, слов, обозначающих предмет, действия предмета, простых предложений.

5.Выработка вокализации, отдельных звуков и звукоподражаний (по возможности ребенка).

6.Формирование умения использовать изображения для обозначения действия.

7.Формирование понимания речи на бытовом уровне.

  1. Содержание коррекционно-развивающего курса

В структуру коррекционно-развивающего курса «Альтернативная коммуникация» входит 3 раздела:

  1. «Формирование когнитивно-поведенческих предпосылок коммуникативной деятельности»;
  2. «Развитие понимания речи»;
  3. «Накопление, уточнение и активизация средств невербальной коммуникации», которые тесно связаны между собою.

Работа по данным разделам осуществляется параллельно.

  1. «Формирование когнитивно-поведенческих предпосылок коммуникативной деятельности»:

– научить протягивать руку для приветствия по подражанию, приветствовать собеседника по подражанию (жестом — пожать руку), дать возможность научиться самому (самостоятельно) приветствовать собеседника;

– научить прощаться с собеседником по подражанию (жестом — махание кистью руки), дать возможность научиться самому (самостоятельно) прощаться с собеседником с помощью жеста;

– научить выражать свои желания жестом с помощью педагога, дать возможность научиться выражать свои желания жестом без помощи педагога.

  1. «Развитие понимания речи»:

– научить понимать слова «дай», «на»; показывать жестом, на картинках, на слух

– — научить понимать слова, обозначающие бытовые предметы посуды: «кружка», «тарелка», «ложка» на реальных предметах, картинках, и на слух;

– научить понимать слова, обозначающие предметы мебели: «стул», «стол», «кровать» на реальных предметах, картинках, и на слух;

– научить понимать слова, обозначающие предметы одежды: «носки», «футболка», «колготы», «платье» и др. на реальных предметах, картинках, и на слух;

– научить понимать слова, обозначающие игрушки: «мяч», «кукла», «пирамидка» на реальных предметах, картинках, и на слух;

– научить понимать слова, обозначающие действия предмета: «пить», «есть», «играть», «рисовать», «спать», «сидеть», «стоять», «идти» на примере окружающих предметов, на картинках, и на слух.

  1. «Накопление, уточнение и активизация невербальных средств коммуникации»:

– научить наблюдать за действиями взрослого;

– научить повторять за взрослым жест приветствия и прощания; жесты «дай», «на», пить», «есть», «играть», «рисовать», «спать», «сидеть», «стоять», «идти».

– научить проявлять эмоционально-двигательную реакцию;

– научить выполнять элементарные манипулятивные действия с игрушками;

– научить фиксировать взгляд на выполнении задания от начала до конца;

– научить показывать на предмет с помощью указательного жеста по просьбе взрослого.

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Альтернативная коммуникация для детей с ТМНР» имеет методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

– принцип сотрудничества с семьей — признание семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество;

– принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути);

– принцип поэтапного формирования умственных действий;

– принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития»;

– принцип системности — рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

– принцип реалистичности– учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

– принцип индивидуально-дифференцированного подхода — изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

– принцип непрерывности — обеспечения, проведение коррекционно-развивающей работы на всем протяжении обучения с учетом изменений в их личности;

Формы организации учебного процесса

Рабочая программа предусматривает индивидуальную форму проведения коррекционно-развивающего занятия воспитателем группы по 1–2 занятию в неделю, от 15 до 20 минут, в зависимости от возможностей ребенка. Занятия проводятся в соответствии с режимом дня и с учетом индивидуального маршрута ребенка. Формирование и закрепление, а также отработка полученных навыков у ребенка осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в учреждении.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

Комплекс мероприятий

Сроки реализации

Выполнение, результаты

1.

Диагностическое направление:

1. Диагностика речевых умений и навыков:

изучение импрессивной речи (понимания речи);

изучение неречевой функции (определение особенностей сенсомоторного развития, способности к целенаправленной деятельности, развития свойств внимания; самостоятельное говорение (насколько это возможно);

— изучение невербальных компонентов коммуникации.

2. Анализ результатов диагностики, выбор направления работы.

3. Итоговая диагностика.

Сентябрь

Май

Май

Результаты диагностического исследования

2.

Коррекционно-развивающее направление:

1. На основе результатов диагностики: составление индивидуальной программы развития ребенка.

2. Составление календарно-тематического планирования коррекционно-развивающих занятий.

3. Проведение коррекционно-развивающих индивидуальных занятий

4. Коррекционная работа по запросу родителей и педагогов.

Сентябрь

В течение года

В соответствии с индивидуальным маршрутом ребенка.

В течение года

По запросу

Индивидуальная программа развития ребёнка

Составление индивидуального словаря ребёнка

3.

1. Консультационно-профилактическое направление:

1. Повышение осведомленности родителей (законных представителей) об особенностях развития и специфических коммуникативных потребностях ребенка, по итогам диагностики.

2. Повышение осведомленности специалистов, работающих с ребенком об особенностях развития и специфических коммуникативных потребностях ребенка, по итогам диагностики.

3. Консультирование родителей

— Теоретические основы применения альтернативной коммуникации в работе с детьми с ТМНР. Виды, формы и средства альтернативной коммуникации с детьми с ТМНР.

— Формирование альтернативной коммуникации у детей с ТМНР в соответствии с индивидуальной программой развития ребенка.

4. Консультирование специалистов, входящих в коррекционно-развивающий процесс

— Единство формирования альтернативной коммуникации у детей с ТМНР в соответствии с индивидуальной программой развития ребенка.

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

В течении года

Октябрь 1 неделя

В течение всего года.

В течение всего года.

Брошюра

Рекомендации для родителей

Рекомендации для специалистов

Система оценки достижения планируемых результатов:

Во время прохождения курса предусмотрены:

– входящая диагностика (наблюдение за ребенком в течение адаптационного периода, проводимое в первую половину дня)- сентябрь;

– итоговая диагностика (проводится в конце года- май).

Наблюдение в течение всего времени изучения программы с целью отслеживания усвоения материала после проведения цикла занятий, а также по запросу родителей.

Результаты входящей и итоговой диагностики отмечаются в листах динамического наблюдения и листах мониторинга динамики обучения по курсу «Альтернативная коммуникация».

  1. Тематическое планирование

Содержание

Тема

Личностные результаты

1.

Диагностика речевых умений и навыков.

2.

Формирование использования жестов, символов, звуков, как средств коммуникации.

Жесты и изображения: «Начинаем общаться»

1.Жест и изображение «Здравствуй, привет»

2.Жест и изображение «До свидания, пока»

3.Жест и изображение

«Спасибо»

4.Жест и изображение

«Пожалуйста»

Адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикосновения человека (игрушки). Положительная эмоционально-двигательная активность (машет руками, радуется).

Адекватная ответная реакция на обращенную речь и интонацию человека. Выражение жестом (символом, фото) приветствие (прощание).

3.

Жесты и изображения «Основные нужды»

1.Жест и изображение «Есть/кушать»

2.Жест и изображение «Пить»

3.Ситуация «Я хочу есть»

4.Ситуация «Я хочу пить»

5.Жест и изображение «Да»

6.Жест и изображение «Нет»

8.Жест и изображение «Туалет»

9.Ситуация «Я хочу в туалет»

Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих желаний; обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста (символа, фото)

4.

Жесты и изображения «Повседневные действия»

1.Жест и изображение «Мыть /мыть руки»

2.Жест и изображение «Вставать»

3.Жест и изображение «Сидеть/Садиться»

4.Ситуация

«В столовой»

5.Жест и изображение

«Надеть/ снять»

6.Жест и изображение

«Дай/На возьми»

7.Жест и изображение «Спать»

8.Жест и изображение «Иди/Иди сюда»

9.Жест и изображение «Смотри»

10. Жест и изображение «Бери»

11.Жест и изображение «Стоять»

12. Жест и изображение «Открыть/Закрыть»

Выражение жестом (изображением) действий, выполняемых ребенком.

5.

Жесты и изображения «Я — ребёнок»

1.Жест и изображение

«Я, мне»

2.Жест и изображение

«Ты, тебе»

3.Жест и изображение «Хороший/Хорошо»

4.Жест и изображение «Плохой/Плохо»

6.Жест и изображение «Молодец!»

Выражение жестом основных качественных прилагательных, формировать навык соотносить слово и жест (изображение),

формировать первичный коммуникативный навык.

6.

Жесты и изображения «Ребёнок в семье»

1.Жест и изображение «Дом»

2.Жест и изображение «Мама»

3.Жест и изображение

«Папа»

4.Жест и изображение «Бабушка»

5.Жест и изображение «Брат»

6.Жест и изображение «Сестра»

7.Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»

Формировать навык использовать

доступные жесты для передачи сообщений.

Формировать навык соотносить жест со словом.

Развивать понимание

ситуативной и бытовой речи.

7.

Жесты и изображения «Ребёнок и его любимое занятие»

1.Жест и изображение «Кукла»

2.Жест и изображение «Мозаика»

3.Жест и изображение «Мяч»

4.Жест и изображение «Рисовать»

5.Жест и изображение «Лепить»

6.Жест и изображение «Собирать (конструктор)

Формировать навык использовать

доступные жесты для передачи сообщений.

Формировать навык соотносить жест со словом.

Развивать понимание

ситуативной и бытовой речи.

7.

Жесты и изображения «Ребёнок и улица»

1.Жест и изображение «Машина»

2.Жест и изображение «Автобус»

3.Жест и изображение «Опасно»

4. Жест и изображение «Ехать на машине/автобусе»

Формировать навык использовать

доступные жесты для передачи сообщений.

Формировать навык соотносить жест со словом.

Развивать понимание

ситуативной и бытовой речи.

8.

Жесты и изображения «Еда»

1.Жест и изображение «Хлеб»

2.Жест и изображение «Суп»

3.Жест и изображение «Яблоко»

4.Жест и изображение «Пюре»

5.Жест и изображение «Творожок/запеканка»

6. Жест и изображение «Чай»

7.Жест и изображение «Банан»

8.Жест и изображение «Салат»

Формировать навык использовать

доступные жесты для передачи сообщений.

Формировать навык соотносить жест со словом.

Развивать понимание

ситуативной и бытовой речи.

9.

Жесты и изображения «В столовой»

1.Жест и изображение «Тарелка»

2.Жест и изображение «Ложка»

3.Жест и изображение «Чашка»

4. Жест и изображение «Салфетка»

5.Жест и изображение «Фартук»

Формировать навык использовать

доступные жесты для передачи сообщений.

Формировать навык соотносить жест со словом.

Развивать понимание

ситуативной и бытовой речи.

10.

Жесты и изображения

«Одежда»

1.Жест и изображение

«Колготы»

2.Жест и изображение

«Платье»

3.Жест и изображение

«Брюки»

4.Жест и изображение

«Шапка»

5.Жест и изображение

«Куртка»

6.Жест и изображение

«Варежки»

7.Жест и изображение

«Сапоги»

8.Жест и изображение

«Сандалии»

Формировать навык использовать

доступные жесты для передачи сообщений.

Формировать навык соотносить жест со словом.

Развивать понимание

ситуативной и бытовой речи.

11.

Жесты и изображения

«Мебель»

1.Жест и изображение

«Кровать»

2.Жест и изображение

«Стул»

3.Жест и изображение

«Стол»

4.Жест и изображение

«Диван»

5.Жест и изображение

«Телевизор»

6.Жест и изображение

«Коляска(ребёнка)»

Формировать навык использовать

доступные жесты для передачи сообщений.

Формировать навык соотносить жест со словом.

Развивать понимание

ситуативной и бытовой речи

12.

Жесты и изображения «Свойства объектов»

1.Жест и изображение «Большой/маленький»

2.Жест и изображение «Горячий/холодный»

3.Жест и изображение «Чистый/грязный»

Формировать навык использовать

доступные жесты для передачи сообщений.

Формировать навык соотносить жест со словом.

Развивать понимание

ситуативной и бытовой речи.

13.

Жесты и изображения

«Животные»

1.Жест и изображение «Кошка»

2.Жест и изображение «Собака»

3.Жест и изображение «Птица»

Формировать навык использовать

доступные жесты для передачи сообщений.

Формировать навык соотносить жест со словом.

Развивать понимание

ситуативной и бытовой речи.

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

3.1. Предметная наглядность

– Игрушки и предметы со звуковыми эффектами (погремушка, трещотка, колокольчик, резиновые «пищалки»).

– Предметы бытового назначения: посуда, одежда, мебель.

– Тренажеры для развития моторики рук (мячики силиконовые, резиновые кольца, шарики «Су-джок» крупного диаметра, и т. д.).

3.2. Иллюстрационная наглядность

– Набор картинок по лексическим темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Семья», «Еда», «Транспорт», «Животные»

– Фотографии знакомых ребенку людей, предметов одежды, посуды, мебели.

3.3. Видеоматериал

– Обучающие мультфильмы

– Презентации по темам

– Видеозарисовки по темам

Литература:

  1. Азбука общения. Коррекционно-развивающая программа по альтернативной коммуникации для детей 4–7 лет. Танцюра С. Ю., Горохова Ю. М., Крупа Н. Б. //Сфера.2018–64с.
  2. Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ. Танцюра С. Ю., Кононова С. И.//Сфера.2019–64с.
  3. Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра: сборник статей / Социальная школа Каритас; ред., сост. В. Л. Рыскина. — СПб.: Скифия, 2016. — 288 с.
  4. Альтернативная и дополнительная коммуникация: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / сост. О. Н. Тверская, М. А. Щепелина; выпуск. ред. А. Г. Гилева; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. — Пермь. 2018. — 160 с.
  5. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию. Жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. Стивен фон Течнер. // Теревинф, 2013–432с.
  6. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 5–6 лет. Автор А. Г. Арушанова, Р. А. Иванкова, Е. С. Рычагова. //Сфера,2014–112с.
  7. Технологии альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учеб­но-методическое пособие. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2017. — 48 с.
Задать вопрос