Определение показателей развития видов мышления и показателей развития мотивации как факторов профессионального становления личности студента | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (37) февраль 2022 г.

Дата публикации: 01.02.2022

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Зволь, П. Е. Определение показателей развития видов мышления и показателей развития мотивации как факторов профессионального становления личности студента / П. Е. Зволь, В. О. Зорькина, А. Д. Туманова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/7063/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье авторы определяют показатели развития различных направленностей мышления и развития мотивационной сферы студентов академической группы ИЯИЯ-20–1 и выявляют сущность данных показателей как факторов профессионального развития личности студентов

Ключевые слова : мышление, мотивация, студенты, профессиональное становление личности

В многочисленных отечественных и зарубежных исследованиях, проводимых в области мотивационной сферы человека и области развития разносторонних аспектов мышления человека, делается большой акцент на показатели развития данных психологических уровней личности, что способствуют развитию осознанности ситуаций в жизни человека и его целеустремлённости. Важно, что правильно рассмотренные и зафиксированные педагогами результаты данных уровней у студента будут отражать соответствующий результат в образовательной деятельности, что в дальнейшем будет обеспечиваться также соответствующим образом процесс саморазвития и познания обучающихся. В студенческой жизни эти факторы наиболее важны, т. к. высшие показатели мотивации и уровней мышления будут способствовать профессиональному развитию не только личности студента, но и будущего, которое он создаст в своей профессии по окончании ВУЗа/СПО либо в период обучения в ВУЗе/СПО.

Педагогам и самим студентам необходимо оценить по определённым методикам, какие мотивы являются ведущими в учебной деятельности, и какими они являются: внутренними или внешними. Также по выбранным методикам определить показатели уровня различных видов мышления, которыми обладает в той или иной мере студент, чтобы заключить, на что сам студент делает упор больше в собственной профессиональной деятельности.

Для того, чтобы рассмотреть стороны внутренней и подкрепляемой к этому внешней мотивации студентов, в данном исследовании были использованы следующие методики, применённые в действии на группе студентов КГПИ КемГУ, факультета филологии, группы ИЯИЯа-20–1, 2-ой курс (направление деятельности: Педагогическое образование: Иностранный язык (английский язык) и Иностранный язык (немецкий/французский/китайский язык).

1. Модель мотивационного профиля личности Ш.Ричи и П.Мартина. Основная цель методики: определение стимулирующих потребностей студента. Важно выявить, какая потребность больше движет человеком в процессе деятельности и насколько эта потребность стимулирует прогресс в труде. Сама модель представляет собой набор рангов потребностей, из которых на первые места студент может поставить наиболее приоритетные из них, на последние — менее приоритетные [1].

2. Методика изучения мотивов учебной деятельности (в модификации А. А. Реана и В. А. Якунина).

Целью данной методики является исследование направленности и уровня развития внутренней мотивации деятельности учащихся в обучении, а также определения уровня значимости учёбы в жизни студента. Методика состоит из 34 суждений и предложенных вариантов ответа по 5-тибалльной системе. [2].

Данные исследования по модели Ричи и Мартина и по методике изучения мотивов учебной деятельности Реана и Якунина среди обучающихся студентов группы ИЯИЯ-20–1 отображены на круговых диаграммах на рисунке № 1.

Данные исследования (в %) по модели Ричи и Мартина среди обучающихся группы ИЯИЯа-20–1 (слева). Данные исследования (в %) по методике изучения мотивов учебной деятельности Реана и Якунина среди обучающихся группы ИЯИЯа-20–1 (справа)

Рис. 1. Данные исследования (в %) по модели Ричи и Мартина среди обучающихся группы ИЯИЯа-20–1 (слева). Данные исследования (в %) по методике изучения мотивов учебной деятельности Реана и Якунина среди обучающихся группы ИЯИЯа-20–1 (справа)

Помимо влияния внутренней и внешней мотивации на профессиональное становление личности студента, существуют также те типы мышления, на которые студент опирается в профессиональной деятельности. Помимо предметного (практического), образного (художественного), знакового (гуманитарного), символического (технического) уровня мышления выделяется также и уровень креативности мышления студента. Креативность должна содержать абсолютно новый и, главное, эффективный подход к решению задачи. Важно отметить, что творческая активность человека определяет не просто его личностное развитие, но и прогресс, культуру всего человечества в целом.

В данном исследовании уровня креативности студентов факультета филологии, группы ИЯИЯ-20–1, 2 курс была апробирована “Методика определения типа мышления и уровня креативности” американского психолога и педагога Джерома Брунера. Данная методика основана на теоретических положениях Дж.Брунера о базовых типах мышления. Брунерская методика позволяет определить уровень развития каждого из четырех базовых типов мышления. Также методика Брунера выявляет уровень креативности студента, как совокупности творческих способностей человека, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей [3].

На основе проведенного опроса по данной методике, был осуществлён подсчет результатов среди обучающихся КГПИ КемГУ, группы ИЯИЯ-20–1, факультет филологии, 2 курс. Результаты можно рассмотреть в таблице 1.

Таблица 1

Таблица подсчёта результатов уровней по различным видам мышления (в %) среди обучающихся КГПИ КемГУ, группы ИЯИЯ-20–1, факультет филологии, 2 курс

Типы мышления

Юноши (%)

Девушки (%)

Предметное

Все показатели высокие (100 %)

1)Высокий показатель- 61 %

2)Средний показатель-22 %

3)Низкий показатель-16 %

Образное

Все показатели высокие (100 %)

1) Высокий показатель — 66,6 %

2) Средний показатель — 33,3 %

3) Низкий показатель — 11,1 %

Знаковое

Все показатели высокие (100 %)

1) Высокий показатель — 66 %

2) Средний показатель — 38 %

3) Низкий показатель — 0 %

Символическое

Все показатели высокие (100 %)

1) Высокий показатель — 33 %

2) Средний показатель — 11 %

3) Низкий показатель — 50 %

Креативное

Все показатели высокие (100 %)

1) Высокий показатель — 39 %

2) Средний показатель — 28 %

3) Низкий показатель — 50 %

Таким образом, в группе оказалось больше людей со знаковым мышлением (95 % от всей группы) и с образным мышлением, т. к. результат составил целых 90 %, что говорит о том, что в группе студентов КГПИ КемГУ, факультета филологии, группы ИЯИЯ-20–1, 2 курс превалирует число творческих людей с гуманитарным складом ума.

Исходя из вышеприведённых полученных данных исследований, можно сделать вывод, что уровень внутренней и внешней мотивации в совокупности определяет уровень значимости учебно-профессиональной деятельности, устанавливаемый для самого себя самим студентом (в том числе и в подготовке в период экзаменационной сессии как дальнейшем определителе того, насколько студент за семестр усвоил материал в рамках своей специальности). Также определение процентов по описаниям различных типов мышления поможет выявить, каким типом мышления более обладает студент и какой тип его мышления способствует наиболее эффективной работе, касающейся профессиональной деятельности студента. Немаловажный акцент делается в данном исследовании на креативное мышление как фактор психологической готовности студента к созданию принципиально новых идей. Полученные результаты можно использовать на практическом опыте, кооперируя работу в группе и направляя профессиональные склонности студентов на осуществление конкретной деятельности в студенческих учебных и подкрепляемых творчеством мероприятиях; использование обучающих ситуаций, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для включения новых элементов, где поощряется формулировка множества вопросов (например, как это делается при осуществлении проблемного, эвристического и проектного обучения).

Литература:

  1. Модель мотивационного профиля личности Ш. Ричи и П. Мартина. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tomanage.ru/library/articles/motivation/motiv_education/ (дата обращения: 25.01.2022)
  2. Методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А. А. Реана, В.Якунина). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://testserver.pro/run/test/4995/5711 (дата обращения: 25.01.2022)
  3. Опросник для определения уровня креативности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://psytests.org/result?v=ttp_zzz (дата обращения: 25.01.2022).
Задать вопрос