Составляющие междисциплинарного подхода к постановке учебных задач
Автор: Дуброва Ирина Алексеевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (37) февраль 2022 г.
Дата публикации: 29.01.2022
Статья просмотрена: 202 раза
Библиографическое описание:
Дуброва, И. А. Составляющие междисциплинарного подхода к постановке учебных задач / И. А. Дуброва. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/7035/ (дата обращения: 22.11.2024).
В статье автор пытается объяснить, что такое междисциплинарность, из каких сфер она состоит и каким образом можно использовать ее не только при постановке учебных задач, но и в целом при проведении занятия.
Ключевые слова: междисциплинарный подход, межпредметные связи, интеграция, конвергенция.
Междисциплинарность выражает интегративный характер современного этапа научного познания.
На различных этапах истории науки ее изменения существенно определяются сложным взаимодействием процессов дифференциации (распадения однородной, «единой и целостной» системы на ряд относительно автономных областей) и интеграции (объединения ранее самостоятельных предметных сфер, возникновение «синтетических» дисциплин: биофизики, психолингвистики и т. д.).
В различных исторических условиях ту или иную конкретную стадию функционирования познания может определять временное доминирование какого-то одного из этих процессов. Однако это не означает полного вытеснения противоположной тенденции. По существу, обе эти линии взаимно предполагают и дополняют друг друга.
В данный момент мы находимся на этапе, когда интегративный характер учебной деятельности выходит на первый план. Кроме того, следует помнить, что мы живем в эпоху конвергентности. И поэтому мы задаемся вопросу: «Что есть истина?». (Что первично? Что вторично? Какая из этих лестниц более верна?). Рассмотрим рисунок 1.
Рис. 1
Таким образом, междисциплинарный подход можно разделить на три взаимосвязанных, взаимопроникающих области: межпредметные связи, интеграция, конвергенция.
Междисциплинарный характер современного познания во многом обусловлен тем, что наука из «дисциплинарной» сферы деятельности превращается в «проблемно ориентированную». Например, над задачами, связанными с проблемой «искусственного интеллекта», работают математики, инженеры, психологи, философы, лингвисты и др. [1]
Это позволяет глубже и шире ставить соответствующие проблемы и находить оригинальные и перспективные их решения.
В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.
Не буду останавливаться на всех, а позволю себе обобщить и представить вашему вниманию следующую формулировку: «Межпредметные связи — есть педагогическая категория для обозначения множества взаимодействий и пересечений между темами и разделами различных дисциплин и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве».
Существует огромное количество типов и видов межпредметных связей в зависимости от того, с какой целью вы собираетесь использовать их на своем занятии. Иными словами, междпредметные связи — наиболее разработанная в педагогической теории и практике методическая область. Например, это рассмотрение одного явления с точек зрения разных наук: функционирование гормонов в теле человека с точки зрения и биологии, и химии.
Покажу на примере (таблица 1), как можно использовать межпредметные связи математики с предметами естественно-научного цикла
Таблица 1
ВОДА |
физика |
химия |
биология |
Агрегатное состояние воды |
Вода-растворитель |
Вода в составе клеток, тканей и т. д. |
|
математика |
Рассчитать время замерзания воды в стакане |
Рассчитать % содержания соли в растворе |
Рассчитать скорость фотосинтеза |
«Интеграция» — математическое понятие, возникло в XVII веке в математике для обозначения операции интегрирования и понимается как математическое действие, процесс суммирования. Появление интеграции тесно связано с понятием дифференциации.
В XVIII–XIX веках эти термины вышли далеко за рамки математики и приобрели статус общенаучных, но двойственность их математической трактовки продолжает сохраняться и в других областях.
В гносеологическом плане дифференциация и интеграция обусловлены наличием общих законов познавательной деятельности, общенаучных приемов и методов познания и ассоциируются с такими парами понятий, как анализ и синтез, часть и целое, элемент и система, простое и сложное, разъединение и объединение [2]. Если дифференциация позволяет овладевать знаниями о системах, явлениях и процессах вглубь, получать точную и детальную информацию об отдельных их элементах, то интеграция позволяет овладевать знаниями не только вширь, — она способствует формированию целостного образа объекта, явления, процесса, окружающего мира, подводит к выявлению и раскрытию их новых качеств/
Таким образом, интеграция — это процесс и результат взаимодействия отдельных дифференцированных элементов, приводящий к взаимосвязанному устойчивому их функционированию как целостной системы на основе системы фундаментальных закономерностей природы и обусловленная отображением природных связей.
В российское образование входит новый термин «конвергентное образование» . Учителям биологии термин «конвергенция» хорошо знаком — в контексте биологии конвергенция означает схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора.
На самом деле, термин «конвергенция» (процесс сближения, схождения) — многозначный и широко употребляется в различных естественных и гуманитарных науках — физике, геологии, лингвистике, изобразительном искусстве, математике, экономике и др.
В 2001 году в рамках крупной конференции под эгидой Национального научного фонда и Министерства торговли США был констатирован синергетический прорыв в четырех областях знаний: нанотехнологии, биотехнологии, информационных технологиях и когнитивных технологиях и объявлено о новом направлении в науке, которое было определено как прогрессивная конвергенция.
Конвергенция в образовании — это процесс и результат построения целостных учебных дисциплин, созданных путем синтеза научных знаний и технологических достижений на основе системы фундаментальных закономерностей развития естественных наук и NBIC-технологий и обусловленных дидактическим отображением взаимопроникновения наук и технологий в ходе прогрессивного развития человечества.
В основе конвергентного образования лежит развитие технологического мышления школьников с опорой на формирование исследовательских навыков для создания конкретного, полезного для человека, продукта.
В России о конвергентном образовании широко заговорили после реализации в московских школах «Курчатовского проекта», который был
основан в 2012 году по инициативе Департамента образования города Москвы и НИЦ «Курчатовский институт». Целью проекта было обеспечение доступа учащихся школ города Москвы к современному высокотехнологичному учебному оборудованию, необходимому для осуществления проектной и исследовательской деятельности на высоком уровне [3].
Согласно Михаилу Валентиновичу Ковальчуку, конвергентный подход в области науки и технологий — это методология преодоления междисциплинарных границ научного и технологического знания, направленная на разработку способов и технологий создания «природоподобных объектов». Он выделяет три уровня реализации конвергентного подхода:
- Развитие современных интерфейсов человек/машина.
- Преобразование человеческого организма с использование наноустройств.
- Инкорпорирование человека в глобальные информационные сети.
Конвергентно-ориентированный подход в образовании школьника — это
– начало нового непростого пути;
– дополнительная серьезная работа, связанная с подготовкой подрастающего поколения к жизни в мире будущего;
– большие добровольные моральные обязательства перед всеми, кто живет сегодня, завтра и через многие поколения.
«Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль». ( Антуан де Сент-Экзюпери).
Литература:
- Энциклопедия эпистемологии и философии науки
- Кедров Б. М. Диалектический путь теоретического синтеза современного естественнонаучного знания // Синтез современного научного знания. — М., 1973.
- Курчатовский проект конвергентного образования [Электронный ресурс]// URL: https://habrahabr.ru/company/softline/blog/256703/
Похожие статьи
Понятие, роль и основные принципы манипуляции в межличностном общении
В статье автор исследует понятие манипуляции в межличностном общении, ее роль и основные принципы.
К вопросу о межкультурной коммуникативной компетенции студентов в современном профессиональном образовании
В данной статье анализируется межкультурная коммуникативная компетентность студентов в современном профессиональном образовании.
Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»
В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.
Роль языка в межкультурной коммуникации
В статье рассматривается вопросы межкультурной коммуникации, а именно отношение языка и культуры. Автор выделяет ряд структурных характеристик культур и подчеркивает, что язык является одновременно выражением и определяющим фактором общего мировоззре...
Межкультурная коммуникация в современной культурно-образовательной парадигме
Целью исследования этой статьи будет рассмотрение межкультурной коммуникации, а также рассмотрение сопутствующих проблем и положительных аспектов. Также будет раскрыт вопрос, является ли общение между представителями разных культур целью обеспечения ...
Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку
В статье представлен анализ некоторых научно-педагогических исследований понятия коммуникативная компетенция как базисной категории современной теории и практики преподавания иностранных языков.
Научные подходы в исследовании управления конфликтами в организации
Автором рассмотрена историческая ретроспектива формирования научных подходов по трактовке конфликтов и проанализированы особенности определения сути конфликта в пределах научных теорий.
Коммуникативная компетенция: определения, способы формирования
В настоящей статье предпринимается анализ сущности коммуникативной компетенции, подчеркивается ее важность в контексте современных общественных динамик, и рассматриваются методологии и стратегии формирования данной компетенции с целью достижения опти...
Теоретические подходы к определению понятия «локальное сообщество»
В статье рассмотрено, как зарубежные и отечественные авторы рассматривают понятие «локальное сообщество» в своих исследованиях, а также определены теоретические подходы и что лежит в их основе.
Интеллектуальная игра как способ развития базовых компетенций учащихся
В данной статье описаны приемы работы с различными формами представления информации и их влияние на формирование универсальных учебных действий и развитие базовых компетенций учащихся. Материалы исследования могут быть полезны специалистам в области ...
Похожие статьи
Понятие, роль и основные принципы манипуляции в межличностном общении
В статье автор исследует понятие манипуляции в межличностном общении, ее роль и основные принципы.
К вопросу о межкультурной коммуникативной компетенции студентов в современном профессиональном образовании
В данной статье анализируется межкультурная коммуникативная компетентность студентов в современном профессиональном образовании.
Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»
В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.
Роль языка в межкультурной коммуникации
В статье рассматривается вопросы межкультурной коммуникации, а именно отношение языка и культуры. Автор выделяет ряд структурных характеристик культур и подчеркивает, что язык является одновременно выражением и определяющим фактором общего мировоззре...
Межкультурная коммуникация в современной культурно-образовательной парадигме
Целью исследования этой статьи будет рассмотрение межкультурной коммуникации, а также рассмотрение сопутствующих проблем и положительных аспектов. Также будет раскрыт вопрос, является ли общение между представителями разных культур целью обеспечения ...
Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку
В статье представлен анализ некоторых научно-педагогических исследований понятия коммуникативная компетенция как базисной категории современной теории и практики преподавания иностранных языков.
Научные подходы в исследовании управления конфликтами в организации
Автором рассмотрена историческая ретроспектива формирования научных подходов по трактовке конфликтов и проанализированы особенности определения сути конфликта в пределах научных теорий.
Коммуникативная компетенция: определения, способы формирования
В настоящей статье предпринимается анализ сущности коммуникативной компетенции, подчеркивается ее важность в контексте современных общественных динамик, и рассматриваются методологии и стратегии формирования данной компетенции с целью достижения опти...
Теоретические подходы к определению понятия «локальное сообщество»
В статье рассмотрено, как зарубежные и отечественные авторы рассматривают понятие «локальное сообщество» в своих исследованиях, а также определены теоретические подходы и что лежит в их основе.
Интеллектуальная игра как способ развития базовых компетенций учащихся
В данной статье описаны приемы работы с различными формами представления информации и их влияние на формирование универсальных учебных действий и развитие базовых компетенций учащихся. Материалы исследования могут быть полезны специалистам в области ...