Говорение как цель и средство коммуникативного игрового метода обучения на уроках английского языка в младшей школе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 02.11.2021

Статья просмотрена: 230 раз

Библиографическое описание:

Конуркулжаева, И. Ю. Говорение как цель и средство коммуникативного игрового метода обучения на уроках английского языка в младшей школе / И. Ю. Конуркулжаева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 37-41. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6709/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена эффективности практического применения игр для формирования навыка говорения на уроках английского языка в начальной школе. Тема исследования достаточно актуальна в настоящее время для изучения — в связи с важностью обучения, еще в младших классах школы, базовым разговорным навыкам иностранного языка. Игровая методика позволяет обучающимся обрести интерес к познанию. Колоссальное значение игры представлено в том, чтобы усилить мотивацию к развитию навыков говорения.

Ключевые слова: английский язык, игровой метод, начальная школа, формирование навыка говорения

Формированию коммуникативного навыка по предмету «английский язык» в образовательной среде уделяется достаточное внимание. Согласно образовательному стандарту в начальных классах, существуют следующие умения разговорной речи (на иностранном языке), которые учащиеся младших классов должны освоить: участие в беседе, уметь запрашивать информацию, а также уметь обратиться к учителю за разъяснениями, отвечать на высказывание партнера, показывая свое отношение, уметь участвовать в диалоге, пересказать услышанное, так как было понято — демонстрируя индивидуальное отношение к теме.

Помимо диалогической речи младшему школьнику полагается вести и монологическую речь: то есть уметь рассказать о себе, своих близких (семья и друзья), о намерениях (с обоснованием), уметь выразить свое отношению к событию, рассказать о своей жизни и культуре своей страны, своего города, также зная основные данные о стране изучаемого языка.

Вышеописанные речевые способности могут быть развиты у младших школьников во время учебы, при этом педагогический опыт показывает, что традиционная методика обучения прививает эти умения слишком долго, поэтому имеет исследовательскую ценность применять более инновационные и согласные психологии обучаемых учебные технологии.

Рассматривая игровую методику как средство коммуникативного метода обучения для развития навыка говорения на иностранной речи — обратимся и к педагогическому опыту Запада. Очень важным умением для того, чтобы освоить навык говорения — является умение слушать, и слушать внимательно. Игровой метод позволяет младшим школьникам развить и умение слушать.

В американских школах, для развития слушания, на занятиях применяется игра «Simon says»: Один из учеников становится «Саймоном», и встает в центре класса, после этого Саймон произносит предложение на английском, а соклассники выполняют то, что говорит Саймон. Саймон говорит: «Simon says: get up and jump!». Порой, Саймон не произносит начало фразы «Simon says». Тот, кто сделал действие при этом — вне игры. Побеждает тот, кто хорошо умеет слушать. Это небольшая разминка в начале занятия — имеет колоссальную педагогическую ценность.

Навык говорения может оказаться чрезвычайно полезным с точки зрения социализации учеников, если рассматривать процесс обучения иностранному языку как обучение межкультурному общению. Подразумевается воспитание социальной компетенции у младших школьников.

Социализация младшего школьника благодаря игровым технологиям, это прежде всего предоставление возможности учащимся взаимодействовать в коллективе и обретение уверенности в себе, умение входить в различные социальные роли, умение справляться ситуативно.

Социальная реализованность школьника на занятиях английского языка включает в себя коммуникативный метод, эта сторона овладения навыком говорения помогает в восприятии межкультурной и межличностной коммуникации.

Навык говорения как цель в обучении английскому языку, включает:

  1. Качественное повышение уровня знания английского языка;
  2. Игровые техники довольно просто подают предмет изучения, и позволяют младшим школьникам естественно для них осваивать саму разговорную речь, не участвуя в постоянном «зазубривании» грамматических правил;
  3. Игровые методики легче помогают учащимся младшим классов преодолеть «языковой барьер», свою стеснительность, говорить свободнее и проще с носителями языка [1].

Основной целью обучения освоения навыка говорения — помочь школьникам сформировать (с учетом их реальных потребностей и интересов) навык разговорного участия, сообщения в новых для них социальных ситуациях.

Со стороны педагога требуется достаточное количество приложения усилий, чтобы у учащихся сформировался надлежащий по качеству освоения иностранной речи — навык говорения.

Говорение может выражаться по типу: монологического и диалогического сообщения. В целом, как уже упоминалось, в навыке говорения важно умение слушания, а также аудирования, которые могут быть указаны как средства применения коммуникативного метода в обучении. Рассматривается говорение, как цель коммуникативного метода, для этого на уроках английского языка в младших классах полагается следующее:

— преподавание школьникам языкового и речевого материалов

— помощь в оформлении речи — в произношении, с учетом грамматики, лексики.

В образовательном процессе, на занятиях английского языка, все навыки должны гармонично взаимодействовать: говорение, слушание, письмо, чтение. Допускается дифференциация данных навыков, при этом, этими навыками желательно владеть на высоком уровне, и постараться освоить умения на равном уровне по восприятию.

Следует помнить, что навык говорения является очень важным, так как подразумевает практическое применение. В младших классах, от учителя рекомендуется дополнительное разъяснение в моменте распознания школьниками устной речи, желательно чтобы школьники ясно понимали, с достаточной отчетливостью, что имеет в виду учитель, говоря на ИЯ.

Обратимся ко мнению деятелей в преподавательской среде. Эксперт по преподаванию английского языка, Леонид Ферстов, утверждает, что слова проще запомнить, если они укладываются в готовую систему для действий — именно здесь и пригождается игровой подход. Так, современный преподаватель с достаточным опытом, полагает, что качественное освоение навыка говорения включает всего три этапа:

Первый этап. Касается того, как взаимосвязываются слова в языке, это важный и ответственный этап со стороны преподавателя, в этом действительно нужна помощь учащимся. Считается, что обучение пониманию структуры языка занимает несколько лет. Ферстов полагает, что хороший преподаватель дает такое понимание гораздо быстрее. Ферстов утверждает, что важно объяснять не сколько «грамматику», то есть не принцип «как», а объяснить школьнику «почему именно так». Очень важно вносить понимание «почему так» для умения построения элементарных фраз. Зону «запутанности» учителю следует разумно наблюдать и вносить соответствующее понимание [2].

Обучающимся следует знать: по каким правилам строится диалог, с чего нужно начинать акт коммуникации, каким образом выстраивать свою речь, чтобы собеседник понял твое коммуникативное намерение.

В образовательной среде первый этап необходим — для освоения навыка говорения. Второй и третий этап в обучении английского языка являются дополнительными в освоении языка.

На втором этапе важно определиться на какие темы хочется говорить, после этого следует правильно подобрать подготовительный материал.

Хорошо подобранный материал позволяет провести учебную игру на уроках английского языка с минимальным участием преподавателя.

Будет полезным, спокойно и вдумчиво позаниматься переводом текста. То есть школьникам нужно давать некоторое время на перевод текста, пусть и в игровой форме.

Ферстов считает, что переводные упражнения помогают удерживать «равновесие» в разговорном навыке на иностранном языке. Школьникам рекомендуется вдумчиво выполнять переводные упражнения с русского на иностранный язык.

Третий этап. Это оттачивание навыка говорения, увеличение быстроты реакции разговорной речи. В изучении английского языка, на занятии требуется более часто применять разговорную речь, это современный коммуникативный подход, применяемый в обучении.

Очень полезно развить у учащихся младших классов (касательно разговорных реакций), способность моментально, по ментальному запросу, вытаскивать нужные обороты из памяти, а также для того, чтобы быстро понимать, о чем речь, провести подготовительную работу по навыку перевода (второй этап).

Рекомендуется на уроке английского языка при развитии разговорной речи делать упор на процесс говорения. На занятии важно соблюдать атмосферу умения взаимно слушать, если учащийся говорит, следует его полностью выслушивать, не перебивать, чтобы сохранять мотивацию к самовыражению.

То, как педагог выражает себя на уроке английского языка — немаловажно. В игровой технологии очень важен и искренний интерес педагога к своему предмету. Первый, кто выступает на занятии — это сам учитель. Учителю следует быть заинтересованным в том, чтобы понять, какая игра интересна ученику, поскольку именно учитель направляет школьников, к тому, чтобы вызвать у них настоящий интерес к предмету. Учителю должен быть интересен и предмет, и свое преподавательское участие, игровые методики ввиду своей эффективности, а также и личности учащихся, искреннее участие к тому, чтобы учащиеся усвоили предмет.

В современной образовательной среде есть огромное количество методик для увеличения творческой составляющей процесса обучения. Игровые техники содержат в себе компоненты, которые несут познавательный характер и являются хорошим коммуникативным методом в наработке речевой активности. Игра признается эффективным средством обучения, когда традиционные методы не оказывают эффекта, который нужен.

Игровая технология способна раскрыть потенциал восприятия занятий английского языка, игра одинаково раскрывает доступные возможности обучения навыка говорения для учащихся, и неважно, слабый то школьник или сильный.

Благодаря игровым технологиям, ученик вполне способен реализовать творческие навыки, продемонстрировать себе и окружающим свои индивидуальные качества личности, и даже малый успех в изучении английского языка — становится очень большим подспорьем для поддержки мотивации в освоении иностранной речи.

Навык говорения является самым важным в освоении видов речевой активности. Задача освоения учениками данного навыка колоссально облегчается, если педагогу удается создать на занятии доверительную, и способствующую открытому общению обстановку — помогающую формированию адекватных межличностных связей.

Говорение, как навык речевой активности применяет язык в качестве средства общения, так как язык создает коммуникацию между участвующими в речевом акте. В речевом акте важно понимание языка, как говорящего, так и воспринимающего информацию, занимающегося декодировкой информации под свои цели восприятия. Общепринятой и самой частой формой речевой коммуникации является диалог, так как диалог — это коммуникативный акт, поддерживаемый участниками беседы.

Диалог характеризуется наличием фраз, в виде вопросов, дополнительной и поясняющей информации. В школьном образовании в качестве цели обучения иностранному языку — ставится сформировать у учащихся таких разговорных навыков, которые могут пригодиться в реальной жизни. Дидактический игровой метод позволяет предложить младшим школьникам ситуации участия и разговора на английском языке с сопровождением учителя. Следует в обучении английской речи предоставлять учащимся больше возможностей языковой практики, поэтому в современном образовании педагоги выделяют пользу методик обучения, создающих личную активность и заинтересованность у обучающихся в достижении результатов. Игровые технологии помогают создать пространство обучения, в котором общение может быть активным, отслеживаемым, чтобы школьники проявляли свои качества личности и взаимодействовали между собой посредством иностранной речи — что развивает навык говорения.

Польза дидактической игры состоит в том, что данный коммуникативный метод обучения устраняет монотонность преподавания, создавая креативную среду, в которой младшим школьникам легче проявить себя с учетом их психологических особенностей.

Благодаря функциональным особенностям дидактической игры, становится очевидно польза данного коммуникативного метода в процессе формирования навыка говорения у младших школьников:

— учащиеся более психологически подготовлены к речевым действиям, социальным коммуникациям;

— на практической части занятия, у школьников есть возможность применения изученного материала в естественных для этого условиях — разговорных ситуациях;

— учащиеся легче самостоятельно определяются с подбором фраз в речевой ситуации, для дальнейшего применения в реальных ситуациях жизни;

— создание обстановки на занятии, без излишнего давления, школьники меньше устают, и меньше испытывают напряжение.

Для того, чтобы школьники проявили большую заинтересованность в позитивных результатах, педагогу следует интересоваться у своих учеников, какую тему для игры выбрать. Несомненно, игровые технологии позволяют развивать и применять на практики полученные знания, способствует реализации самостоятельности мышления у школьников.

Благодаря качественно оформленному процессу обучению, включающему игровые методики, можно создать хорошую основу для гармоничного языкового развития школьников, это становится возможным, если учитель сочетает в ходе учебного процесса несколько игровых методов [3].

Своевременное следование успешным методикам обучения в начальной школе способствует тому, что на занятиях по изучению английскому языка в отношении класса выделяется несколько типов, того, как организовать учебное пространство. Это — индивидуальный, фронтальный, и групповой тип организации занятия.

Рассматривается индивидуальный тип организации учебного пространства. При такой организации занятия ученик выполняет задания самостоятельно, особо не контактируя с одноклассниками, в едином общем темпе.

Индивидуальная форма взаимодействия может применяться на всех занятиях по английскому языку, подразумевая основную коммуникацию «ученик-учитель». Так могут решаться различные задачи, закрепление и реализация знания языкового материала. Касательно навыка говорения — здесь реализуется самостоятельность ученика, и сверка с тем, как это видит учитель. В таком случае, учитель и ученик несут ответственность за то, как освоен язык в равной мере, очень важно, насколько ученик готов слышать учителя, воспринимать подачу материала, в свою очередь является очень важным насколько сможет найти учитель личностно-ориентированный подход к каждому ученику.

Фронтальный тип организации урока: учитель совершает прямое руководство деятельностью учащихся, вся учебная деятельность осуществляется также в общем темпе, решается одна общая задача. Учитель, в один момент времени, в процессе рассказа, объяснения, пояснения старается воздействовать на всех учащихся, на процесс обучения.

Преимущества такой такого типа организации занятий по английскому языку в том, что получается установить близкие взаимоотношения между учителем и всем классом, сформировать дружное участие школьников в обучении, достигаются образовательные результаты. Также такой тип организации способствует получению позитивных воспитательных результатов, формирует устойчивый интерес к познанию языка, можно применять разные методики для того, чтобы усиливать результативность учебного процесса. Лучше всего фронтальный тип подходит при освоении нового материала, получается легче привлечь максимум учеников к активному изучению языка.

Считается, что учебная деятельность очень хорошо организовывается и приносит качественные результаты, если применять коллективную форму (организация группы). Указывается, что «учебная деятельность коллективна по своей природе и представляет собой систему социально организуемых взаимодействий, отношений и общения» [4, стр. 734].

В психологии известно, что возможность совместной деятельности в коллективе (учащиеся и учитель) влияет на формирование индивидуальных особенностей деятельности каждого учащегося, способствует тому, что осваиваются навыки как понимание цели, успешное планирование действия, самоуправление, адекватная самооценка.

Формы применения подхода группа, уместна при оттачивании речевых навыков, и решения таких задач: как поиск необходимой информации и быстрому эффективному решению поступающих запросов.

Деятельность в паре тоже считается разновидностью групповой деятельности, такая форма вполне эффективно, чтобы решать задачи следующего плана: языкового и условно-речевого. Данная форма уместна для того, чтобы оттачивать навык говорения более эффективно с полученным на руки материалом. В парной деятельности хорошо реализуются такие упражнения, как например, карточки — заполнение пустых мест, проведение позитивных трансформаций и т. д.

Деятельность в паре и в группе помогают организовать подходящую среду, чтобы улучшить навыки иноязычной речи.

Для того чтобы обучение речевому навыку на иностранном языке оказалось эффективным, важно правильно подобрать форму взаимодействия учащихся на занятии, а также будет верным обеспечить адекватные средства управления процессом обучения со стороны учителя.

Правильно подобранный языковой материал, а также то, как представит его учитель на уроке влияет на формирование социальных навыков, способствует поступательному развитию навыка речевого общения. Как указывает исследовательница О. А. Бирюкова в своей научной работе, данный навык «представляет собой гораздо более сложное интегрированное умение, в основе которого лежат лексико-грамматические, произносительные и ритмико-интонационные навыки. Посредством говорения и аудирования осуществляется устно-речевое общение» [5, стр. 4].

На сегодняшний день в современной образовательной среде предлагается идея обучения навыку говорения в коллективной среде (иностранный язык изучается как коммуникация), при этом, адекватно применяя коммуникативный метод на занятии, важно учитывать личностные и межличностные связи в коллективе:

Учитель-класс;

Преподаватель-ученик;

Ученик-класс;

Ученик-ученик и т. д.

В формировании навыка иноязычного говорения совместное участие учащихся может оказать позитивный эффект на личность учащегося.

Также на занятиях английского языка рекомендованы активные игры. Исследователи полагают полезным для увеличения личностной мотивации применять дополнительную точку опоры и на физическую активность, поскольку младшим школьникам будет проще концентрироваться на задаче если чередовать эти активности — физическую и умственную [6, стр.71].

Существует польза и интерактивных игр в совершенствовании навыка говорения. Иноязычная речь может быть легче осваиваема, если применять игровые методы, так обучаясь лексике, многие школьники со всего мира уже используют сервис Quizlet. В данном сервисе применяется карточный метод, создаются списки для учебной задачи — сэты.

В таком списке может указываться как перевод, так и перечисление различных понятий, изображений с описанием. Сэт предлагается разработчиками изучать в нескольких режимах восприятия, так, можно как оттачивать восприятие лексики на слух, так и применять упражнения на аудирование [7, стр. 45].

Рассматривая навык говорения, как цель и средство коммуникативного метода обучения становится ясным, что создаваемая атмосфера на занятии английского языка — становится социальным явлением, а аудитория класса — социальная среда, в которой участники образовательной среды участвуют в общем взаимодействии, внося соответственный вклад в свое развитие.

Учитывая преимущества игрового метода как коммуникативного метода на занятиях английского языка, отмечается, что игровая методика обеспечивает колоссальный стимул к освоению иностранной речи — это успешный методический прием.

В современной школе рекомендуется обновить процесс обучения английскому языку, добавить активных игр в младшие классы, а также применять игровые технологии согласно психологическим особенностям учащихся.

Навык говорения лучше всего формируется, если на занятиях обеспечивается атмосфера, в которой учащиеся могут развивать свои личные качества, трудясь в группе или команде. Важно мотивировать детей к совместной деятельности, вместе открывать новое, применять совместные действия, чтобы решать поставленные задачи, видеть новые комбинации. В современном обществе важно, чтобы каждый участник коллектива понимал свой собственный вклад, как он влияет на успех команды. Педагогу важно продумывать комплектование команд в игровых учебных процессах, а для этого следует учесть индивидуальное отношение к каждому ученику и характер межличностных отношений в учебном коллективе.

Литература:

  1. Секретные техники для развития навыка говорения // Онлайн-доступ к семинару Дианы Семёнычевой– 2020. — 06.02.2021. — https://freekurs.ru/sekretnye-tehniki-dlja-razvitija-navyka-govorenija.html
  2. Ферстов Л. О развитии навыка говорения /Л. Ферстов // Интернет-журнал «Хабр». — 2020. — 27 марта. — https://habr.com/ru/post/494424/
  3. Поняева Н. В. Использование игровых методов для совершенствования навыков устной речи на уроках английского языка [Электронный ресурс] / Н. В. Поняева // Научное обозрение: электрон. журн. — 2017. — № 3.
  4. Каштанова, И. И. Обучение устной речи на основе модели коммуникативной ситуации в средней общеобразовательной школе / И. И. Каштанова, И. И. Некрасова // Теория и практика современной науки. — 2017. — № 6–2 (12). — С. 733–738.
  5. Бирюкова, О. А. Обучение говорению в старших классах: метод интервью на уроке английского языка / О. А. Бирюкова, Д. В. Семенова // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. — 2017. — № 2. — С. 1.
  6. Кошевая А. А., Мартынова А. Г. Использование метода опоры на физические действия как основы формирования лексического навыка говорения у младших школьников/ Кошевая А. А., Мартынова А. Г. // Новые технологии в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс]: сборник материалов научно-практической конференции / [отв. ред. А. Г. Мартынова]. — Электрон. текст. дан. — Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2017. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.
  7. Таран В. А., Мартынова А. Г. Обучающий потенциал интерактивного сервиса Quizlet / Таран В. А., Мартынова А. Г. // Новые технологии в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс]: сборник материалов научно-практической конференции / [отв. ред. А. Г. Мартынова]. — Электрон. текст. дан. — Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2017. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

Ключевые слова

английский язык, начальная школа, игровой метод, формирование навыка говорения
Задать вопрос