Сессия как фактор академической мотивации в связи с успешностью обучения. Профессиональные склонности, связанные с мотивацией
Авторы: Конюхова Екатерина Тимофеевна, Зволь Полина Евгеньевна, Туманова Анастасия Денисовна
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (35) октябрь 2021 г.
Дата публикации: 29.09.2021
Статья просмотрена: 48 раз
Библиографическое описание:
Конюхова, Е. Т. Сессия как фактор академической мотивации в связи с успешностью обучения. Профессиональные склонности, связанные с мотивацией / Е. Т. Конюхова, П. Е. Зволь, А. Д. Туманова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 4 (35). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/205/6611/ (дата обращения: 18.07.2024).
В статье авторы выявляют особенности сессии как фактора академической мотивации в связи с успешностью обучения студентов 1-го курса специальности Педагогическое образование: Иностранный язык (английский язык) и Иностранный язык (немецкий/французский язык) с помощью психологических методик на выявление мотивации студентов, в дальнейшем определяющая профессиональные склонности студентов.
Ключевые слова : мотивация, сессия, студенты, успешность обучения, методики, профессиональные склонности.
Формирование внутренней мотивации является ключевой проблемой в образовательной практике, поскольку именно от нее в достаточной степени зависит образовательный результат и формирование будущих специалистов, ориентированных на постоянный процесс саморазвития и познания. Особенно острым этот вопрос становится, когда у большинства студентов учебная деятельность чаще всего приобретает лишь формальный характер. Сессия является основным «движком» в мотивации среди студентов, так все возможные условия подготовки к сессии направляют студента усиливаться в учёбе, приобретать больше знаний и опыта, который можно будет представить на экзаменах, закрепить этот опыт и уже использовать его в будущей специальности.
Необходимо оценить, какие мотивы являются ведущими в учебной деятельности, и какими они являются: внутренними или внешними. Мы приходим к тому, что благоприятной базой для становления устойчивой мотивации к учебной деятельности является мотивация достижения цели, в том числе успешная сдача сессии. До тех пор, пока у студентов будет преобладать мотивация избегания неудач, мотивация к учебной деятельности не может получить развитие на глубоком личностном уровне. Тем более мотивация студента зависит от того, насколько осознанно он подошёл к выбору своей будущей специальности. Возможны такие факторы в жизни студента, когда он на месте уже выбранной специальности понимает, что она ему не подходит по некоторым профессиональным и личностным параметрам.
Цель данного научного исследования заключается в выявлении показателей мотивации группы студентов в отношении учебы, сессии и, в дальнейшем, в отношении своей профессии — насколько студенты замотивированы в учёбе, насколько они в ней успешны посредством их личностного направления на успехи или неудачи, что в дальнейшем может определить их профессиональные склонности к тем или иным сферам учебно-профессиональной деятельности.
Задачи исследования заключаются в проведении следующих методик и опросников на выявление уровня академической мотивации студента и определения его профессиональных склонностей:
1) Методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина);
2) Тест «Модель мотивационного профиля личности» (Ш. Ричи и П.Мартина);
3) Определение профессиональных склонностей (опросник Л.Йовайши в модификации Г.Резапкиной).
Объектом исследования рассматривается группа студентов НФИ КемГУ, факультета филологии, группы ИЯИЯа-20–1, 1 курс.
Предмет исследования : определение сессии как фактора академической мотивации в связи с успешностью обучения студентов данной группы.
I . Методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А. А. Реана, В.Якунина).
Данная методика состоит из исследования уровня развития внутренней мотивации деятельности учащихся в профессиональной учебной деятельности, внутреннем отношении студентов к учебным аспектам собственной деятельности.
Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Для повышения достоверности результатов все вопросы сбалансированы по количеству положительных и отрицательных ответов: по каждой шкале им соответствует равное количество пунктов опросника. Учащиеся проявляют свое отношение к происходящему на уроке и описывают испытываемое при этом состояние [1].
В ходе тестирования получены следующие результаты, представленные на круговой диаграмме (рис. 1):
Рис. 1.Круговая диаграмма результатов методики Реана и Якунина среди студентов группы ИЯИЯа-20–1, 1 курс.
Во-первых, люди, обладающие высоким уровнем мотивации деятельности, составляют 36 % группы. Стоит обратить внимание на то, что уровень мотивации у юношей гораздо выше, чем у девушек. Скорее всего, это объясняется их небольшим количеством в группе. Во-вторых, средний уровень мотивации в группе составляет 54 %, что говорит в дальнейшем о меньшем проценте мотивации у девушек в группе. В-третьих, низкий уровень в группе составляет 9 % — в это число входят только девушки. Из этого можно сделать вывод, что в группе присутствует процент девушек с низким уровнем мотивации или полным ее отсутствием.
Если же брать ответы студентов по количеству выставленных ими баллов, можно сказать следующее: высокий уровень составляет от 15 до 20 баллов (мотивация на успех), средний — от 6 до 14 (неопределённое состояние) и низкий — меньше 5 баллов (мотивация на неудачу).
II . Модель мотивационного профиля личности Ш. Ричи и П. Мартина.
Данный тест направлен на раскрытие мотивационного профиля личности, как основу обеспечения удовлетворенности работой и мотивации. В модели мотивационного профиля представляется уровень мотивации студента, исходя из его потребностей в высоком материальном достатке, общественном признании, свободе в творческой деятельности и других параметрах, обеспечивающих личностный рост студента. Тест состоит из 12 рангов (определённых потребностей). Выполняя тест, студент должен выставить в нужном для него порядке ранги потребностей, первые в порядке из которых он считает нужными для себя.
Ранги не должны повторяться [2].
Опираясь на результаты данной методики, можно сделать выводы, что в приоритете у студентов группы ИЯИЯа-20–1 следующие ранги, представленные в таблице № 1:
Таблица 1
Приоритетные ранги потребностей студентов группы ИЯИЯа-20–1, 1 курс
Ранг 5 |
Ранг 3 |
Ранг 12 |
Потребность в стойких длительных взаимоотношениях с небольшой группой людей; потребность в достижении и постановке для себя вызывающих целей — более преобладающий ранг |
Потребность в структурированной работе, обратной связи и информации о собственной работе, снижения степени неопределённости, связанной с работой — средне преобладающий ранг |
Потребность в интересной и полезной работе для общества — менее преобладающий ранг |
III . Опросник на определение профессиональных склонностей Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной.
Данный опросник состоит из 24 вопросов, каждый из которых направлен на конкретные профессиональные сферы и принципы. Задача студента заключается в ответах на каждый вопрос, исходя из собственных профессиональных предпочтений [3]. Студент может обладать следующими склонностями, что покажет по результатам пройденный опросник:
- Склонность к работе с людьми;
- Склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе;
- Склонность к практической деятельности;
- Склонность к эстетическим видам деятельности;
- Склонность к экстремальным видам деятельности;
- Склонность к планово-экономическим видам деятельности;
В ходе опросника можно выявить следующие критерии:
10–12 баллов — ярко выраженная профессиональная склонность.
7–9 баллов — склонность к определенному виду деятельности.
4–6 баллов — слабо выраженная профессиональная склонность.
0–3 баллов — профессиональная склонность не выражена.
В группе ИЯИЯа-20–1 выявлены следующие результаты опроса (рис. 2):
Рис. 2. Результаты профессиональных склонностей по опроснику Л.Йовайши (в модификации Г. Резапкиной)
Подводя итоги, полученные результаты можно использовать на практическом опыте, осуществляемом со стороны преподавателей вузов, следующим образом:
— скооперировать работу в группе, выдавая материал для осуществления совместной согласованной работы;
— профилактические психологические беседы о мотивации на неудачи и успех: необходимо рассуждать со студентами о том, что ошибки и неудачи ведут к ещё большей степени успеха, нежели избегание этих неудач;
— направлять профессиональные склонности студентов на осуществление конкретной деятельности в студенческих творческих мероприятиях.
Литература:
- Методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А. А. Реана, В.Якунина) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://testserver.pro/run/test/4995/5711 (дата обращения: 12.04.2021)
- Модель мотивационного профиля личности Ш. Ричи и П. Мартина [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tomanage.ru/library/articles/motivation/motiv_education/ (дата обращения: 12.04.2021)
- Опросник Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://metodkabi.net.ru/index.php?id=34 (дата обращения: 12.04.2021)