Проблемы формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей старшего дошкольного возраста и пути их решения | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (32) февраль 2021 г.

Дата публикации: 20.01.2021

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Золотухина, И. П. Проблемы формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей старшего дошкольного возраста и пути их решения / И. П. Золотухина, Н. С. Голубева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5963/ (дата обращения: 22.04.2021).



Встатье проанализированы исследования педагогов, психологов, методистов и федеральный государственный образовательный стандарт в аспекте проблемы освоения звуковой стороны языка детьми старшего дошкольного возраста. Перечислены условия организации образовательной деятельности, необходимые для успешного формирования звуковой аналитико-синтетической активности у детей старшего дошкольного возраста. В качестве доступного и эффективного средства предложена игровая проблемная ситуация.

Ключевые слова : дошкольный возраст, звуковая аналитико-синтетическая активность, звуковой анализ, звуковой синтез, старший дошкольный возраст, игровая проблемная ситуация.

Вопрос подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в настоящее время стоит особенно остро. На это указывает, в частности, и тот факт, что впервые в нормативно-правовых документах, главным из которых является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве одной из приоритетных задач речевого развития обозначено формирование предпосылок обучения грамоте, которое определяется термином «звуковая аналитико-синтетическая активность».

Аналитико-синтетическая деятельность без преувеличения является важнейшей и определяющей в постижении ребенком звуковой стороны языка. С нее начинается освоение родного языка, формирование орфографической зоркости и подготовка к обучению к чтению и письму.

Д. Б. Эльконин в своих исследованиях подчеркивал, что от того, как ребенку будут преподнесены звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависят все последующие этапы усвоения языка — усвоение грамматики и связанной с ней орфографии [2]. Он считал, что основа обучения грамоте — это, прежде всего, работа не с буквами, а со звуками. Но в то же время в литературе подчеркивается, что фонемный анализ становится способом действия при условии целенаправленного и осознанного его формирования. Очевидно наличие мотивации, способности понимать и принимать цель деятельности, контролировать и оценивать свои действия, что связано с понятием познавательной активности.

Однако, необходимо отметить, что в имеющихся в настоящий момент исследованиях понятие «звуковая аналитико-синтетическая активность» отсутствует, а также, соответственно, отсутствуют и исследования по изучению ее состояния у детей старшего дошкольного возраста. Вследствие этого в процессе организации образовательной деятельности существует ряд недостатков:

1) низкая компетентность педагогов по вопросам формирования звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников;

2) отсутствие преемственности в содержании работы по формированию аналитико-синтетической активности между возрастными группами в образовательном процессе;

3) использование недостаточно эффективных методов и приёмов;

4) несоблюдение последовательности этапов развития аналитико-синтетической активности дошкольников в образовательном процессе.

При оценке развития звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте недостаточно опираться только на качество выполнения действий звукового анализа и синтеза, а под звуковой аналитико-синтетической активностью понимать только операции звукового анализа и синтеза. Звуковую аналитико-синтетическую активность следует рассматривать еще и как проявление заинтересованности, самостоятельности, инициативности, и эмоциональной отзывчивости в процессе познавательной деятельности по постижению ребенком сложных форм фонематического анализа и синтеза. Авторы ФГОС ДО при формулировке понятия «звуковая аналитико-синтетическая активность» делают акцент не столько на содержании деятельности по формированию сложных форм звукового анализа и синтеза у дошкольников, сколько на то каким образом будут сформированы эти процессы. Поэтому задача педагога организовать эту деятельность таким образом, чтобы она стимулировала проявление инициативы, самостоятельности, познавательной активности, способствовала прочному и глубокому усвоению знаний, выработке соответствующих умений и навыков при знакомстве детей с особенностями фонематической стороны речи.

Вопрос формирования процессов фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста достаточно хорошо изучен и описан в психолого-педагогической и методической литературе. А вот вопрос активности ребенка в этом процессе пока остается открытым.

Идея активности всегда занимала видное место в отечественной педагогике и психологии. В разных традициях психологической науки существуют различные представления о природе и причинах активности. Проблемой изучения активности личности занимались такие исследователи как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Р. С. Немов, А. Маслоу и др.

Методологической основой ФГОС ДО является культурно — исторический подход к развитию, который был сформулирован Л. С. Выготским. Одно из положений данного подхода — положение об активности человека — является для нашего исследования определяющим. Согласно мысли Л. С. Выготского, в процессе эволюции у человека сложилось два типа поведения: реактивное (запускаемое извне) и активное (запускаемое изнутри). [1 Соответственно этому им выделяются два вида обучения: реактивное, когда ребенок учится по программе взрослого и спонтанное, когда ребенок учится по своей собственной программе. Реактивное обучение предполагает умение ребенка принимать учебную задачу и превращать ее в свою. Но для детей дошкольного возраста это не характерно. И задача взрослого состоит не в том, чтобы учить по своей программе, не ждать когда у ребенка возникнет интерес к чему-то, а в том, чтобы реактивное обучение стало спонтанным.

Поэтому образовательная деятельность на уровне дошкольного образования имеет свои специфические особенности. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ребенком истину, он должен учить ее находить.

Решению данной проблемы, на наш взгляд, будет способствовать использование в образовательной деятельности по формированию звуковой аналитико-синтетической активности игровых проблемных ситуаций.

Значительность использования проблемных ситуаций заключается в том, они доставляют детям радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивают развитие познавательной самостоятельности дошкольников, их творческой активности.

Роли проблемного обучения в развитии личности посвящено много работ, в частности, таких известных ученых, как А. М. Матюшкин, Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов, В. Т. Кудр.явцев, И. А. Колесникова и др.. Они теоретически обосновали возможность применения проблемного обучения в работе с дошкольниками. Чтобы применять в работе с дошкольниками проблемное обучение необходимо создавать для ребенка такие условия, которые будут пробуждать его потребность в решении проблем, и стимулировать мышление, используя усвоенные ранее знания и умения. Поэтому, чтобы у ребенка возникло желание открывать для себя новые знания, новую тему необходимо организовать таким образом, чтобы ребенку пришлось столкнуться с противоречиями.

В познании ценность противоречия заключается в том, что оно пробуждает потребность в познании нового, воздействуя на эмоции. С момента возникновения эмоции начинается работа мысли, котор.ая сталкивается с противоречием. Осознавая возникшие противоречия, каждый включается в поиск неизвестного. Принимая активное участие в беседе, организованной педагогом, дети, выдвигая различные гипотезы, самостоятельно откр.ывают для себя новые знание, делая из фактов обобщения и выводы.

Следует помнить, что технология проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии, что предлагаемая проблемная ситуация, находится в «зоне ближайшего развития», чтобы ребенок мог разрешить ее только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала [1].

Таким образом, анализ психолого-педагогической, методической и нормативной литературы позволяют нам сделать несколько выводов. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности одна из актуальных в речевом развитии дошкольников. Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития процессов фонематического анализа и синтеза. Эффективным и доступным средством организации процесса погружения дошкольников в фонетическую систему языка является игровая проблемная ситуация, которая позволяет сделать этот процесс интересным, личностно значимым для ребенка, стимулирует проявление самостоятельности и инициативности со стороны детей.

Литература:

  1. Выготский Л. С., собрание сочинений в 6томах // Л. С. Выготский М:Педагогика, 1984. — Т.4. — 432 с.
  2. Эльконин Д. Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста // Доклады АПН РСФСР. – 1957. — № 1. — С. 28–32.

Ключевые слова

дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, звуковая аналитико-синтетическая активность, звуковой анализ, звуковой синтез, игровая проблемная ситуация
Задать вопрос