Возможности использования сервисов Google для организации учебного процесса СПО в рамках учебной дисциплины «Информатика» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (30) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 03.10.2020

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Мальчер, А. О. Возможности использования сервисов Google для организации учебного процесса СПО в рамках учебной дисциплины «Информатика» / А. О. Мальчер. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5553/ (дата обращения: 26.01.2021).



В статье рассматриваются сетевые возможности использования сервисов Google для организации учебного процесса СПО в рамках учебной дисциплины «Информатика»

Ключевые слова: программное обеспечение, Google, сервисы Google.

В настоящее время происходит активный процесс информатизации общества, который характеризуется в первую очередь широким внедрением современных информационных технологий в образовательный процесс. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяет ориентированность на знания и использование новых технологий, в том числе активное использование сети Интернет. На сегодняшний день социальные сервисы и облачные технологии имеют массу возможностей. Их применение в педагогической деятельности обусловлено временем, увеличивающимися потоками информации, скоростью их обработки и ее поиском. Одним из таких сервисов является Google. Ресурсы данного сервиса можно использовать на отдельных этапах урока, в течение всего урока, при выполнении домашнего задания, для организации проектной деятельности студентов.

Для работы с сервисами Google необходим Google-аккаунт. Аккаунт Google — это учетная запись, дающая вам право пользоваться всеми сервисами компании Google без повторной авторизации. Для получения аккаунта Google необходимо завести электронный почтовый ящик компании Google, который называется Gmail (Gmail.com), адрес которого будет использоваться в качестве логина. Вместе с почтовым ящиком будет получена учетная запись (аккаунт, пропуск), которая предоставит доступ ко всем сетевым сервисам Google.

Сетевые сервисы Google позволяют работать с таблицами, презентациями, документами и изображениями совместно с другими пользователями, настраивая доступ по именам и адресам электронной почты или по ссылке. В настройках можно ограничить права, выбрав режим просмотра, комментирования или редактирования. Возможность задавать разрешения на уровне пользователей, групп или всего домена, ограничивать время доступа к контенту, а также запрещать скачивание, печать и копирование файлов для отдельных пользователей. Документы автоматически сохраняются на Google Диске. Результат можно опубликовать на сайте, прикрепить к сообщению электронной почты, скачать, отправить на печать. Встроена функция проверки орфографии, грамматики и пользовательский словарь. Специальные возможности позволяют работать с помощью программ чтения с экрана, дисплеев Брайля, экранной лупы, ввода текста с помощью голоса.

Рассмотрим возможности таких педагогических инструментов как Google-документы, Google-таблицы, Google-формы, Google-рисунки, Google-презентации, Google Hangouts, Google Arts & Culture.

Google Документы — сервис для создания и редактирования текстовых документов. Важными особенностями данного сервиса являются [2]:

– возможность создавать текстовые документы непосредственно на сервере или загружать готовые документы, созданные ранее;

– результаты можно сохранять в форматах DOCX, PDF, ODT, RTF, TXT, HTM;

– доступно большое количество средств форматирования: смена размера и стиля шрифта, выбор цвета, создание списков и таблиц, вставка картинок, формул, диаграмм, ссылок и специальных символов. Можно делать закладки, комментарии, сноски, разрывы страниц;

– возможность перевода документа на любой язык;

– документы сохраняются автоматически по ходу внесения изменений, можно пользоваться функцией отмены и возврата изменений так же, как и в обычном текстовом редакторе.

Сервис Google Таблицы — это сервис для создания и редактирования таблиц. Некоторые возможности таблиц Google [2]:

– импортировать и экспортировать файлы типов.xls,.csv,.txt; также можно экспортировать данные в PDF- или HTML-файл;

– форматировать ячейки и изменять формулы, вычисляя их результаты и представляя данные в нужном виде;

– функция автодополнения формул по мере их ввода позволяет экономить время и избегать ошибок;

– возможность вставки диаграмм, схем, рисунков, флажков, ссылок и функций;

– работа с макросами, скриптами и формами;

– использования сочетания быстрых клавиш, что и в Excel;

– возможность защиты листа или конкретного диапазона.

Сервис Google Презентации позволяет создавать, редактировать, и публиковать презентации. Вот некоторые возможности [1]:

– добавление существующих презентаций и их преобразование в формат документов Google;

– сохранение Google презентаций в формат PDF, PPTХ, PNG, ODP, JPEG;

– вставка изображений, видео, аудио, фигур, таблиц;

– форматирование слайдов, добавление переходов слайдов, анимации;

– публикация и встраивание презентаций в веб-сайты;

– рисование в презентации организационных и структурных диаграмм, блок-схем и многого другого;

– обозначение элементов, которые редактируют другие пользователи, цветными индикаторами;

Google Формы позволяют создавать опросы, тесты и анализировать их результаты. В процессе создания можно выбирать различные типы вопросов — от простых текстовых полей до сложных шкал и сеток, добавлять в форму видеоролики, фотографии, настраивать форму так, чтобы студенты попадали на разные страницы в зависимости от того, какой вариант они ответа выберут.

Google Рисунки — сервис для создания инфографики, презентаций, схем, диаграмм и рисунков. Редактор рисунков имеет схожий интерфейс с сервисом Google Docs. С помощью встроенных инструментов можно добавлять в документ изображения, фигуры, таблицы, диаграммы и объекты Word Art. Программа позволяет форматировать текст, упорядочивать содержимое, масштабировать фигуры, использовать выноски и формулы. Вставка и перемещение элементов осуществляется по принципу Drag and Drop. В числе возможностей — просмотр истории версий, экспорт в форматы PNG, SVG, JPEG и PDF, а также вложение файлов и добавление комментариев к полям/формам.

С помощью программного обеспечения Google Hangouts можно организовывать видеоконференции в режиме реального времени. Hangouts подходит для организации индивидуальных и групповых занятий с количеством участников до 100 человек. Истории чатов хранятся на серверах Google, что позволяет синхронизировать их между устройствами. Фотографии, которыми участники обмениваются во время конференции, автоматически загружаются в закрытые альбомы Google. Сервис позволяет участникам передавать своё местоположение.

Одним из способов повышения мотивации и развития самостоятельной работы студентов является виртуальная экскурсия. Проект Google Arts & Culture даёт возможность студентам самостоятельно совершать прогулки по залам музеев, знакомиться с материалами экспозиций, собирать необходимую информацию об истории ЭВМ и программного обеспечения [2]. Результатом такой самостоятельной работы является создание проекта в форме презентации, доклада, подготовка отчетов и сообщений. Ссылки на компьютерные музеи Google Arts & Culture представлены в таблице 1.

Таблица 1

Компьютерные музеи Google Arts & Culture

Название музея

Ссылка на электронный ресурс

Computer History Museum Mountain View, Соединенные Штаты Америки

https://artsandculture.google.com/partner/computer-history-museum

Heinz Nixdorf MuseumsForum Paderborn, Германия

https://artsandculture.google.com/partner/heinz-nixdorf-museumsforum

The National Museum of Computing Bletchley, Великобритания

https://artsandculture.google.com/partner/the-national-museum-of-computing

При использовании возможностей сервисов Google в образовательном процессе наблюдается:

– повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности и эффективности образовательного процесса, связанное с активным включением студентов в учебный процесс;

– организация совместной продуктивной работы в коллективе;

– овладение коммуникативной и ИКТ-компетенциями;

В заключении хочется отметить, что сервисы Google — это уникальная возможность создать информационно-образовательную среду, соответствующую требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), организовать учебный процесс, направленный на формирование у студентов колледжа личностных, метапредметных и предметных результатов.

Литература:

  1. А. В. Мартынова, Г. О. Киселевский / Использование сервисов google на уроках информатики и во внеурочной деятельности /А. В. Мартынова, Киселевский Г. О. — Текст: непосредственный //Информатика. Всё для учителя — 2016. — № 11–12. — С. 2–7.
  2. Google.ru [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.ru/sheets/about/
Задать вопрос