Культурные практики как средство профилактики экстремизма и терроризма в среде детей и подростков | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (4) октябрь 2015 г.

Дата публикации: 22.09.2015

Статья просмотрена: 1653 раза

Библиографическое описание:

Филатова, М. Н. Культурные практики как средство профилактики экстремизма и терроризма в среде детей и подростков / М. Н. Филатова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 4 (4). — С. 6-10. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/13/289/ (дата обращения: 25.04.2024).

 

Статья посвящена вопросам профилактики экстремизма и терроризма в молодежной среде средствами дополнительного образования.

Ключевые слова: культурные практики, дополнительное образование детей, внеурочная деятельность, профилактика экстремизма и терроризма.

 

Терроризм, как крайняя форма проявления экстремизма, превратился в одну из наиболее опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие.

Российская молодежь оказалась уязвимой перед массовым воздействием экстремистского характера. По мнению ученых-исследователей проявления экстремизма в молодежной среде в настоящее время стали носить более опасный для общества характер, чем за все прошлые периоды существования государства. Статистка показывает, что наиболее часто совершают преступления экстремисткой направленности молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет, среди рядовых боевиков порой встречаются вчерашние выпускники школ и даже ученики старших классов [5].

Сегодня экстремистское поведение молодежи связано с совершением действий насильственного и противоправного характера по национальным, религиозным и политическим мотивам. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей.

Именно молодежь наиболее подвержена воздействию экстремистской и террористической идеологии и представляет собой «группу риска», склонную к агрессивно-экстремистским действиям.

В силу различных социально-психологических, физиологических, демографических и иных особенностей молодые люди наиболее уязвимы к воздействию идеологии экстремизма и терроризма. У них нет достаточного жизненного опыта, не сформировались устойчивые представления о моральных принципах и нравственных ценностях. В частности, подростки в силу своих психологических и возрастных особенностей, таких как конфликтный характер переходного возраста, склонность к поступкам под воздействием эмоций, неспособность в полной мере осознать последствия своих действий, стремление к самостоятельности и самоутверждению, поиск единомышленников в большей степени подвержены влиянию экстремистских движений и групп.

Поэтому организаторы террора именно на молодое поколение делают первоочередную ставку в своих усилиях по расширению круга единомышленников, сторонников и пособников.

Не всегда позитивное влияние на формирование мировоззрения оказывает неформальная среда общения, где происходит социализация молодых людей. В условиях активной информатизации общества, растущей популярности социальных сетей наблюдается проникновение в сознание молодежи экстремистских взглядов, так как инфраструктура информационного общества обладает богатейшими возможностями для размещения материалов экстремистской и террористической направленности. Особенно, это касается подростков и молодежи, которые в наибольшей степени включены в интернет-пространство.

Происходящие асоциальные явления в молодежной среде являются также следствием недостаточной социальной адаптации и самореализации подрастающих поколений, обусловлены низким уровнем их культурного и духовно-нравственного развития.

Социальную базу экстремистских группировок составляют молодые люди, которые относятся к категории социальных аутсайдеров, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни, молодежь, не имеющая образования и достойного уровня жизни, беспризорные дети и подростки, которых в России от 1,5 до 2-х млн., безработные и др. [5].

Для эффективного противодействия молодежному терроризму в России необходима разработка и реализация комплексной программы, включающей различные аспекты: политический, социальный, экономический, правовой, идеологический и, конечно же, педагогический.

В активно формирующейся общегосударственной системе противодействия терроризму, его идеологии проблема социокультурного развития подрастающих поколений в современных условиях приобретает особую значимость.

В связи с этим необходимо уделять особое внимание воспитанию у подростков и молодежи таких социально-значимых личностных качеств, как познавательная активность, гражданская ответственность, социальная активность, коммуникабельность, нравственность, а также создавать условия и возможности для успешной их социализации и эффективной самореализации.

Широкие возможности для развития личности учащихся создает дополнительное образование детей, которое благодаря таким преимуществам как свободный выбор учащимися вида деятельности, вариативность организационных форм образовательного процесса, разнообразие содержания образовательных программ, общественно-значимая связь с социальной и профессиональной практикой является важным ресурсом в решении поставленных задач. В связи с этим оно представляет собой ту благоприятную полисферу социализации и социального воспитания, в условиях которой можно максимально осуществлять развитие каждого ребенка в ситуации успеха в значимой для него деятельности.

А. Г. Асмолов отмечает, что дополнительное образование — это персональное образование, источник формирования идентичности личности и ее мотивации к будущему, мотивации к развитию. «Дополнительное образование превращает творчество детей и подростковой субкультуры в ключевой ресурс развития общества» [1].

Одним из средств профилактики молодежного экстремизма и терроризма являются культурные практики учащихся; это разнообразные, основанные на свободном выборе ребенка, виды интересной, значимой для него деятельности (познавательной, коммуникативной, культурно-досуговой, художественно-издательской, проектной, игровой и др.), участие в которой обеспечивает его самореализацию, самоопределение, развитие. Организационной формой культурных практик могут быть различные детские объединения, созданные на основе общих интересов, где ребенок (подросток) практикует свои возможности и способности в разнообразных видах деятельности, при этом у него формируется круг культурных потребностей. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, стиль жизнедеятельности, система ценностей, которыми он будет руководствоваться в жизни. Поэтому содержание культурных практик должно быть нацелено на формирование ценностных ориентаций обучающихся, отбираться с опорой на лучшие национально-культурные традиции, образцы отечественной и мировой культуры, особенно с учетом интересов учащихся старшего подросткового возраста, периода включения их в решение сложных проблем самоопределения. Это особенно важно, так как большинство существующих программ ориентировано на детей дошкольного возраста и младших школьников.

Вместе с тем в целях приобретения учащимися первоначальных профессиональных навыков могут быть реализованы учебно-познавательные, практико-ориентированные образовательные программы по соответствующему профилю. Их содержание должно предусматривать утверждение ценности свободного и творческого труда, формирование у учащихся верного представления о труде, как необходимом условии их самореализации и гармоничного включения в общественные отношения.

Прочие мероприятия включают социально-психологические тренинги, различные конкурсы, творческие фестивали, концерты, дискуссии, проведение которых способствует формированию самостоятельности, ответственности, активности, эрудиции учащихся.

Что же является результатом освоения обучающимися таких культурных практик?

В теории образования в связи со сложностью оценивания личностных результатов нет однозначного мнения по этому вопросу. С точки зрения одних специалистов, уровень сформированности личностных результатов не измеряется количественно, о нем можно говорить лишь в общем, без конкретных параметров и показателей. По мнению других, измерение допустимо в том смысле, что всегда можно ответить на вопрос: проявляется то или иное качество ученика в его поведении, отношении к окружающим, какова динамика его развития по сравнению с предыдущими его проявлениями.

Опираясь на исследования в области психологии и педагогики, нами были выделены социально-значимые личностные качества, которые могут служить ориентировочными критериями оценки личностных и метапредметных результатов учащихся в дополнительном образовании детей и во внеурочной деятельности:

        когнитивные качества — познавательная активность (эрудиция, любознательность, ответственное отношение к учению и познанию);

        духовно-нравственные качества — нравственность (сознательность, справедливость, гуманность, духовность);

        социальные качества — социальная активность (самостоятельность, инициативность, решительность, организованность); гражданская ответственность (ответственность, исполнительность, дисциплинированность, требовательность к себе); коммуникабельность (общительность, выдержка, социальная мобильность);

        ценностно-смысловые качества (система установок, интересов, ценностей учащихся)– целеустремленность,настойчивость, которые способствуют развитию устойчивой мотивации к познавательной деятельности.

Показателями оценки личностных и метапредметных результатов являются приобретенные учеником знания, сформированные отношения и совершенные действия, т. е. (познавательные, ценностные, деятельностныекомпетенции).

Таблица 1

Критерии и показатели оценки личностных и метапредметных результатов учащихся в дополнительном образовании и внеурочной деятельности в процессе освоения культурных практик

Критерии оценки

(личностные качества)

Показатели оценки личностных и метапредметных результатов

УУД/развиваемые компетенции: познавательные, ценностные, деятельностные

Когнитивный (познавательный) компонент

Познавательная активность (эрудиция, любознательность, ответственное отношение к учению и познанию)

Развитие данного качества способствует самопознанию и саморазвитию учащихся.

- наличие сформированных познавательных интересов и общей эрудиции;

— умение самостоятельно находить, отбирать, анализировать необходимую информацию;

— овладение знаниями, умениями целеполагания, планирования, анализа учебно-познавательной деятельности;

— умение представлять результаты своей деятельности;

— усвоение знаний о культурных ценностях общества, о событиях, происходящих в стране и в мире,о социальной значимости профессий и др.

Духовно-нравственный компонент

Нравственность

(сознательность, справедливость, гуманность, духовность).

Акцент воспитания на данные характеристики позволяет учащимся осмысливать и осваивать в соотнесении со своими действиями такое образное понятие как культура, соблюдать этические нормы поведения, уметь управлять собой.

- выбор высоконравственных позиций при решении проблем;

— усвоение и соблюдение социальных норм, правил поведения, осознанное отношение к собственным поступкам (культура поведения с окружающими, культура речи, уважение других культур, самоконтроль и саморегуляция поведения, уважительное отношение к личности другого);

— приобретение опыта позитивного отношения к культурным и духовным ценностям общества.

—сформированные ценностные ориентации учащихся, определяющие их жизненные устремления.

— умение быть тактичным, знать и применять в жизни правила поведения;

Социально-адаптивный компонент.

Гражданская ответственность

(ответственность, исполнительность, дисциплинированность, требовательность к себе)

Развитие данного качества позволяет занимать нравственную гражданскую позицию, соотносимую с представлением о себе как гражданине своей страны, держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями. Основой развития гражданской ответственности является система отношений ребенка, определяющая его социальную направленность.

- способность брать на себя ответственность за решение социально-значимых проблем;

— проявление активной гражданской позиции; (способность отстаивать собственную нравственную позицию, проявляющуюся в чувстве долга и ответственности перед гражданским коллективом, обществом; проявление чувства гордости за свою страну,народ, историю);

— умение руководствоваться в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями, соблюдение прав и обязанностей ученика;

— добросовестное выполнение общественных поручений, участие в проведении мероприятий, имеющих гражданскую направленность;

— проявление потребности делать добрые дела и приносить пользу обществу.

Социальная активность

(самостоятельность, инициативность, решительность, организованность)

Характеристика процесса деятельности человека. Это те изменения, которые мы наблюдаем в действительности в результате деятельности.

Умение и способность адаптироваться в обществе, занимать активную жизненную позицию.

- умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, действовать на основе собственных взглядов и убеждений;

— умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину;

— умение принимать и претворять в жизнь обоснованные, твердые решения;

— умение разумно планировать и организовать свою деятельность, свободное время с целью собственного развития

Коммуникабельность

(общительность, выдержка, социальная мобильность).

Развитие данного качества позволяет самостоятельно организовывать ситуацию коммуникативного взаимодействия.

- приобретение коммуникативных навыков группового общения(способность работать в команде, умение общаться, дискутировать, защищать свою точку зрения, выступать публично, стремление устанавливать отношения

взаимопонимания);

— приобретение опыта коллективного планирования и анализа деятельности;

— способность к выполнению различных ролей в коллективе при решении учебных и социальных задач;

— умение четко и корректно излагать свои мысли; умение давать и получать обратную связь

— способность к анализу собственного поведения и поведения других, способность видеть свои сильные и слабые стороны.

— умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты.

Мотивационно-ценностный компонент

Целеустремленность,настойчивость

Каждый человек в той или иной степени

анализирует свою деятельность, подводит итоги, строит планы на будущее.

Благодаря развитию данного качества формируется устойчивая внутренняя мотивация к обучению и познанию.

- способность и умение подчинять свои действия поставленным целям;

— способность прилагать определенные усилия в процессе освоения новых видов деятельности;

— умение мобилизовать свои возможности для борьбы с трудностями;

— преобладание устойчивых личностных мотивов к познанию (например, знания, используемые для осуществления в будущем в профессиональной деятельности, самоутверждение, самооценка);

—осознанный выбор способов личностного самоопределения (стремление получить высокую оценку результатов своего труда).

 

Обобщая, можно сказать, что личностные и метапредметные результаты интегрируются в такую важную характеристику личности как социокультурная компетентность, включающую совокупность социально-значимых личностных качеств, проявляющуюся в деятельности и поведении учащихся и характеризующую их отношение к себе как личности, другим людям, обществу [8].

Социокультурная компетентность — одна из важнейших компетентностей, наиболее востребованных в современном обществе. В данном случае актуальны слова А. Г. Асмолова, который отмечает, что «общение, социальная компетентность, коммуникативная компетентность в коммуникативном веке наиболее востребованы ребенком. Ребенок, да и взрослый, не имеющий коммуникативной компетентности, неизбежно окажется аутсайдером» [1].

Представляемая концепция модели социокультурного развития учащихся посредством культурных практик предусматривает интеграцию ресурсов дополнительного образования детей и семьи, согласованное взаимодействие которых позволяет создать воспитательное пространство позитивной социализации детей, где каждый обретает опыт жизни в социуме.

Поэтому содержание работы с семьей также включает в себя использование разнообразных форм взаимодействия. Например, привлечение родителей и членов семьи к активному участию в планировании и организации всех видов совместной деятельности с детьми — экскурсий, выставок, праздников, конкурсов, диспутов, к совместному выполнению проектов.

С другой стороны, работа по данному направлению предусматривает проведение совместных мероприятий просветительского характера — бесед, консультаций, вечеров вопросов и ответов, лекториев, тренингов.

В рамках реализации данной модели для педагогов предусмотрено обучение на курсах повышения квалификации с целью оказания им научно-методической помощи. Новые знания о современном ребенке, о его возрастных особенностях являются фундаментом для реализации новых подходов к его воспитанию и развитию. В связи с этим работа с педагогическими кадрами предусматривает применение активных форм проведения занятий, таких как дискуссии, круглые столы, социально-психологические тренинги. Такие занятия дают возможность педагогам усвоить способы эффективного взаимодействия с учащимися в процессе совместной деятельности; освоить навыки поведения в нестандартных, конфликтных ситуациях; выработать умение создавать благоприятную атмосферу общения и взаимодействия с детьми и родителями.

К психолого-педагогическим условиям эффективности профилактики экстремизма и терроризма в молодежной среде следует отнести:

        признание приоритета личности ребенка всеми субъектами образовательного процесса — педагогами, родителями и самими учащимися;

        нацеленность культурных практик на развитие системы ценностных ориентаций учащихся, определяющих их личностные качества;

        учет психовозрастных особенностей учащихся;

        согласованное взаимодействие педагогов и родителей, предусматривающее социально-педагогическую помощь и поддержку учащихся.

Для решения этой проблемы образовательным организациям необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими институтами социализации, например, с семьей, без которых в полной мере невозможно обеспечить полноценное развитие и воспитание обучающихся.

 

Литература:

 

  1.                Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение. — Образовательная политика. — № 2 (64), 2014.
  2.                Вентцель К. Н. Новые пути воспитания и образования детей / К. Н. Вентцель. — Изд. 2-е. — М.: Земля и фабрика, 1923. — (Библиотека «Пути новой школы»; вып. 3. Из электронного каталога НПБ им.К. Д. Ушинского. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ventsel_novye-puti-vospitaniya_1923/go,0;fs,0/
  3.                Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р.
  4.                Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования» (приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03–296).
  5.                Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах Российской Федерации. Под общей редакцией В. В. Попова — Москва, 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=yaserp %3A %2F %2Fscienceport.ru %2Ffiless %2Fmetod2013.pdf&name=metod2013.pdf&c=55f09f8b6e59
  6.                Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс]. URL: http://www. mon.gov.ru.
  7.                Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. [Электронный ресурс]. URL: http://www. mon.gov.ru.
  8.                Филатова М. Н. Социокультурное развитие учащихся в учреждении дополнительного образования детей: Автореферат дис.... к.п.н.: 13.00.01. Московский педагогический государственный университет. — Москва, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): умение, гражданская ответственность, дополнительное образование, дополнительное образование детей, качество, молодежная среда, внеурочная деятельность, познавательная активность, показатель оценки, социальная активность.

Ключевые слова

дополнительное образование детей, внеурочная деятельность, культурные практики, профилактика экстремизма и терроризма

Похожие статьи

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения...

умение, гражданская ответственность, дополнительное образование, молодежная среда, дополнительное образование детей, качество, внеурочная деятельность, познавательная активность, социальная активность...

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

В среде педагогической общественности отмечается стойкая тенденция смешения и даже подмены понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность»: это не просто мелкие недочеты, а системная, сложная проблема...

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность — это способность человека производить общественно значимые

Российское образование не имеет единой стратегии формирования социальной активности и подростка.

Таким образом, воспитывалась гражданская ответственность школьников.

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одаренности. Известно, что примерно 70% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности.

Внеурочная деятельность как средство достижения...

Дополнительное образование и внеурочная деятельность — два самостоятельных и...

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, Основная образовательная программа, направление, начальная школа, дополнительное образование...

Образовательная среда учреждения дополнительного...

Образовательную среду учреждения дополнительного образования детей, включая сферы общения, деятельности и самопознания, исследовали Л.А. Баренбойм, Ф.М. Блуменфельд, В.Г. Воронцова, Г.А. Ковалев, В.А. Ясвин и др.

Проблема организации привлечения школьников к активной...

внеурочная деятельность, школа, образовательный процесс, социальная реальность, дополнительное образование детей, стандарт, ребенок, самостоятельное общественное действие, ролевая игра, художественное...

Оценка эффективности управления развитием учреждения...

В статье раскрыты подходы к понимаю сущности эффективности управления развитием учреждения дополнительного образования, характеристики качества дополнительного образования детей...

Организация внеурочной деятельности: проблемы, перспективы...

Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования...

Согласно ФГОС ООО организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в

Реализация целей гражданско-патриотического образования...

Похожие статьи

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения...

умение, гражданская ответственность, дополнительное образование, молодежная среда, дополнительное образование детей, качество, внеурочная деятельность, познавательная активность, социальная активность...

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

В среде педагогической общественности отмечается стойкая тенденция смешения и даже подмены понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность»: это не просто мелкие недочеты, а системная, сложная проблема...

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность — это способность человека производить общественно значимые

Российское образование не имеет единой стратегии формирования социальной активности и подростка.

Таким образом, воспитывалась гражданская ответственность школьников.

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одаренности. Известно, что примерно 70% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности.

Внеурочная деятельность как средство достижения...

Дополнительное образование и внеурочная деятельность — два самостоятельных и...

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, Основная образовательная программа, направление, начальная школа, дополнительное образование...

Образовательная среда учреждения дополнительного...

Образовательную среду учреждения дополнительного образования детей, включая сферы общения, деятельности и самопознания, исследовали Л.А. Баренбойм, Ф.М. Блуменфельд, В.Г. Воронцова, Г.А. Ковалев, В.А. Ясвин и др.

Проблема организации привлечения школьников к активной...

внеурочная деятельность, школа, образовательный процесс, социальная реальность, дополнительное образование детей, стандарт, ребенок, самостоятельное общественное действие, ролевая игра, художественное...

Оценка эффективности управления развитием учреждения...

В статье раскрыты подходы к понимаю сущности эффективности управления развитием учреждения дополнительного образования, характеристики качества дополнительного образования детей...

Организация внеурочной деятельности: проблемы, перспективы...

Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования...

Согласно ФГОС ООО организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в

Реализация целей гражданско-патриотического образования...

Задать вопрос