Развитие системы профессионального образования военных кадров для пограничных войск в Советский период | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (4) октябрь 2015 г.

Дата публикации: 02.08.2015

Статья просмотрена: 845 раз

Библиографическое описание:

Катунина, Ю. К. Развитие системы профессионального образования военных кадров для пограничных войск в Советский период / Ю. К. Катунина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 4 (4). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/13/253/ (дата обращения: 22.12.2024).

 

Революционные события в России в 1917 г. положили начало советской государственности, изменили территорию, общественный строй страны, что не могло не сказаться на прохождении государственной границы и характере ее охраны. Изменились задачи погранохраны, ее структура и система комплектования.

30 марта 1918 года на базе управления и штаба Отдельного пограничного корпуса было образовано Главное управление пограничной охраны (ГУПО). Декретом Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР от 28 мая 1918 года была учреждена Пограничная охрана республики.

Рассматривая развитие системы профессионального образования военных кадров для пограничных войск в советский период, выделим три основных этапа: довоенный, военный и послевоенный.

Первый период характеризуется созданием системы специальных военно-учебных заведений, предназначенных для подготовки, переподготовки и повышения квалификации военных кадров различного профиля и по отдельным специальностям.

Начало созданию пограничных военно-учебных заведений было положено в годы Гражданской войны и военной интервенции (1918–1922 гг.). Первоначально кадры для пограничной охраны РСФСР готовили: Инструкторские курсы при Главном управлении пограничной охраны (ГУПО) по подготовке руководителей и среднего комсостава; месячные курсы при управлениях пограничных округов и ряда пограничных районов, по подготовке начальников застав.

В 1919 году создаются Московские кавалерийские курсы комсостава Пограничных войск на 250 человек со сроком обучения 6 месяцев. В 1923 году была образована Высшая пограничная школа по подготовке высшего и старшего начальствующего состава. В период с 1924 по 1925 годы образовано 15 школ при окружных управлениях для подготовки командиров взводов и начальников застав. Кроме того, в пограничных округах действовало свыше 30 краткосрочных курсов по переподготовке среднего командного состава РККА [4, с. 368–369].

В начале 1930-х годов стали создаваться собственные пограничные школы (с 1936 г. — училища) по подготовке среднего начальствующего состава.

Особенность второго периода заключалась в том, что в годы Великой отечественной войны (1941–1945 гг.) руководство страны, несмотря на тяжелые условия и суровые испытания проявляло постоянную заботу о совершенствовании системы профессиональной подготовки военных кадров. Было обеспечено функционирование девяти пограничных училищ, в которых численность постоянного и переменного состава составляла около 14 тыс. человек. Действовали постоянные и краткосрочные курсы подготовки и усовершенствования начальствующего состава, курсы подготовки младших лейтенантов при Высшей пограничной школе, училищах и управлениях пограничных округов. С 1943 г. начался переход на довоенные сроки обучения офицерских кадров, была расширена номенклатура специальностей, увеличена сеть учебных заведений, начала осуществляться подготовка офицеров с высшим военным образованием на базе Военной академии им. М. В. Фрунзе (образован факультет войск НКВД).

В рамках профессионального образования военнослужащих, огромное внимание уделялось повышению качества методической работы, с тем, чтобы в короткий срок вооружить слушателей всеми необходимыми знаниями для осуществления ими профессиональной деятельности в войсках. На военные дисциплины отводилось 65 % всего учебного времени, изучались: тактика ведения боя, основы управления войсками в период боевых действий и другие специальные дисциплины. Важно заметить, что с целью формирования навыков и умений основными формами проведения занятий были практические. На дисциплины социально-экономического цикла приходилось 35 % учебного времени, в рамках которых изучались и основы воздействия на общественное сознание населения на оккупированных территориях. В свободное от учебы время пограничники помогали населению сооружать рвы, надолбы, обкладывали мешками с песком исторические памятники, участвовали в спасении граждан, заваленных обломками разрушенных домов и зданий. Все это свидетельствует о высоком патриотизме, гражданской позиции, высокой культуре советских пограничников.

Таким образом, развитие системы профессионального образования способствовало повышению качества выполнения служебных задач. Участие пограничников в боевых действиях и в деятельности по охране тылов армий и фронтов, является активной формой проявления профессионализма в экстремальных условиях. Итоги служебно-боевого применения пограничных войск в годы войны свидетельствуют, что специфика системы профессионального образования, условия и характер деятельности в мирное время формируют уникальный род войск, способный и в военное время решать широкий спектр специальных задач, проявляя невиданную стойкость, мужество и массовый героизм. В последующем многие компоненты в системе профессионального образования военных кадров для пограничных войск стали в определенной мере эталоном и примером для других силовых ведомств.

Характеризуя третий период важно отметить, что в послевоенные годы повышение образовательного уровня и профессионализма военных кадров для пограничных войск осуществлялось до 1960 года[1] в рамках многоуровневой системы военно-профессионального образования[2].

В основу содержания и методики обучения в вузах был положен опыт войны и служебно-боевой деятельности пограничных войск, что способствовало усилению профессиональной направленности содержания обучения, нацеленной на необходимость формирования, прежде всего, профессионально-важных качеств.

В ходе реорганизационных мероприятий 1957 г. пограничные войска передаются из Министерства внутренних дел (МВД) в Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете министров СССР, на который возлагается охрана границы. В 1958–1960 годы средние пограничные училища (Алма-Атинское и Калининградское) преобразуются в высшие пограничные командные училища с четырехлетним сроком обучения (Московское — с 1966 г.) [3].

С 1963 года вводятся курсы младших лейтенантов, партнабора, экстерната. Данные формы комплектования не лучшим образом сказались на уровне профессионального образования военных кадров, что, в свою очередь, отразилось на служебно-боевой деятельности пограничных войск. Поэтому в 1967 году воссоздается Высшее пограничное военно-политическое училище (ВПВПКУ) [2, с. 44]. В 1966 году образуются Высшие пограничные командные курсы (ВПКК) [1, с. 65], предназначенные для переподготовки и усовершенствования офицерских кадров. Помимо этого, в 1979 году создается адъюнктура при Московском высшем пограничном командном училище (ВПКУ), курсы усовершенствования офицерских кадров при пограничных училищах с 3–5 месячным сроком обучения, курсы младших лейтенантов со сроком обучения 3–11 месяцев, воссоздается экстернат.

Происходят значительные изменения и в системе высшего образования. Офицеры-пограничники оперативно-тактического звена управления стали обучаться в военных академиях Вооруженных Сил на факультетах пограничных и внутренних войск (Военная академия им. М. В. Фрунзе — 1974 г., Военная академия им. В. И. Ленина — 1979 г.) [5, с. 153].

Начиная с 1990 года, был придан новый импульс усилению пограничной профессионализации, что нашло отражение в содержании обучения в пограничных вузах. Здесь речь идет о практической направленности образования, обусловленной введением достаточно продолжительной войсковой практики и стажировки.

Училища перешли на подготовку офицеров с высшим военно-специальным образованием по новым квалификационным характеристикам.

Совершенствуется учебно-материальная база, методический фонд, активно внедряются в учебно-воспитательный процесс технические средства обучения, электронно-вычислительная техника. Актуализируется и вопрос совершенствования качества профессионального образования, в связи с этим активно используются комплексированные формы занятий кафедр военно-технических и общественных дисциплин. Данные формы занятий способствовали формированию научного мировоззрения офицеров, их морально-политической устойчивости, помогали не только ориентироваться, но и давать правильную оценку внешней и внутренней обстановки, что также необходимо для формирования творчески мыслящей личности офицера, руководства служебным коллективом, принятия управленческого решения, развития высокой профессиональной культуры.

Таким образом, реформы в системе образования военных кадров в Советский период осуществлялись по многим направлениям, но главным оставалось высокое требование к сочетанию качества военного образования с патриотическим воспитанием офицеров, как граждан Советского Союза.

В последующем, проходившие в нашей стране процессы перестройки политической системы общества наложили глубокий отпечаток на служебную и боевую деятельность пограничных войск. 6 ноября 1991 года пограничные войска были выведены из состава КГБ СССР и подчинены созданному Комитету по охране государственной границы СССР.

 

Литература:

 

  1. Высшие пограничные ордена Ленина, Краснознаменные командные курсы / Под ред. К. Н. Болдина, В. М. Сушкова. М., 1978. С. 65.
  2. Голицынский военный институт: краткий исторический очерк / Под ред. Ю. А. Коровенко. М.: Граница, 2000.
  3. Мзареулов В. История отечественных спецслужб и правоохранительных органов. Учебные заведения пограничных войск КГБ [Электронный ресурс] / В. Мзареулов. Режим доступа: http://shieldandsword.mozohin.ru/kgb5491/school.htm (дата обращения 20 апреля 2013 г.).
  4. Пограничная служба России / Энциклопедия / Формирование границ. Нормативная база. Структура. Символы / Под общ. ред. В. Е. Проничева. М.: Ассоциация «Военная книга» «Кучково поле», 2009.
  5. Шарый Л. Д. Профессиональное образование офицерских кадров в вузах Пограничной службы Российской Федерации и его совершенствование (социально-философский анализ): дис. … д-ра филос. наук: 09.00.11 / Шарый Леонид Дмитриевич. М., 2003.

[1]В 1960 году в результате очередной реорганизации была разрушена многоуровневая структура военно-профессионального образования. Военный институт, Высшее военно-морское пограничное училище, Калининградское пограничное училище, суворовское пограничное училище было ликвидировано, а оставшиеся два училища стали высшими вузами по типу высших общевойсковых командных училищ Советской Армии.

[2] Многоуровневая структура военно-профессионального образования офицеров пограничных войск, включала в себя: суворовские училища, военные училища, школы усовершенствования офицерского состава, Военный институт МВД-КГБ, а также сеть военно-политических училищ.

Основные термины (генерируются автоматически): войска, Военная академия, профессиональное образование, профессиональное образование военных кадров, Высшая пограничная школа, Главное управление, пограничная охрана, служебно-боевая деятельность, Советский период, учебное время.

Похожие статьи

Роль физического воспитания в процессе обучения курсантов высших учебных заведений ФСИН России

Функционирование системы подготовки банковских служащих среднего звена в Республике Беларусь

Роль огневой подготовки в процессе обучения курсантов вузов ФСИН России

Развитие межличностных отношений в процессе учебной, служебной и досуговой деятельности курсантов Учебного центра Вооружённых Сил Российской Федерации

Методологические основы системного подхода при подготовке учителей профессионального обучения

Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании и развитии профессиональных качеств обучающихся в образовательных учреждениях силовых ведомств

Физическое развитие как основа воспитания будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы

К вопросу о профессиональной подготовке будущих специалистов в условиях информатизации образования в Казахстане

Научно-теоретические основы управленческой деятельности по повышению качества образования в ДОО

Похожие статьи

Роль физического воспитания в процессе обучения курсантов высших учебных заведений ФСИН России

Функционирование системы подготовки банковских служащих среднего звена в Республике Беларусь

Роль огневой подготовки в процессе обучения курсантов вузов ФСИН России

Развитие межличностных отношений в процессе учебной, служебной и досуговой деятельности курсантов Учебного центра Вооружённых Сил Российской Федерации

Методологические основы системного подхода при подготовке учителей профессионального обучения

Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании и развитии профессиональных качеств обучающихся в образовательных учреждениях силовых ведомств

Физическое развитие как основа воспитания будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы

К вопросу о профессиональной подготовке будущих специалистов в условиях информатизации образования в Казахстане

Научно-теоретические основы управленческой деятельности по повышению качества образования в ДОО

Задать вопрос