Основные направления интеграции учебных дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура»
Авторы: Рахматов Александр Ахмедович, Рахматов Ахмеджан Ибрагимович
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (19) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 09.10.2018
Статья просмотрена: 790 раз
Библиографическое описание:
Рахматов, А. А. Основные направления интеграции учебных дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура» / А. А. Рахматов, А. И. Рахматов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3609/ (дата обращения: 22.12.2024).
Первая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) была разработана и реализована в 1991 году. В течение 15 лет программы неоднократно менялись, в результате чего количество часов, выделяемых на данную учебную дисциплину в школах, существенно сократилось.
В связи с этим возникла необходимость передачи знаний, умений, навыков по основам безопасности жизнедеятельности на предметах, сходных по содержанию с ОБЖ.
Значимость знаний, умений и навыков, приобретенных на уроках ОБЖ, возрастает по мере вхождения ученика во взрослую жизнь. Так, многим юношам предстоит воинская служба в рядах Вооруженных Сил. Служба в армии предъявляет высокие требования, как к физической подготовке призывников, так и к знаниям и умениям быстро адаптироваться в резко меняющихся ситуациях, требующих быстрого осмысленного принятия решения в ограниченное время, к готовности быстро мобилизовать все силы для выполнения поставленной задачи (И. Мишин, 2002).
Несмотря на это, не всеми учениками и их родителями осознается практическая значимость данного предмета. Особенно это касается учеников старших классов, так как ведущим аспектом их учебной деятельности является профессиональное самоопределение. Ни одно профессиональное учебное заведение не требует сдачи вступительного экзамена по ОБЖ, а усилия учеников и их родителей направлены на углубленную подготовку предметов, необходимых для поступления в вуз или колледж. Таким образом, ОБЖ «выпадает» из зоны учебных интересов старших школьников.
Исходя из вышесказанного, мы выявляем следующие объективно существующие противоречия между большим объемом учебного материала, подлежащего усвоению в рамках предмета ОБЖ, и недостаточным количеством часов, выделяемых на изучение этого курса в средней школе, жизненной значимостью знаний, умений и навыков, приобретаемых при изучении ОБЖ, и недостаточным уровнем мотивации учащихся на изучение этого предмета. Обозначенные противоречия обусловливают актуальность проблемы повышения эффективности преподавания ОБЖ в старших классах.
В основу содержания программы курса ОБЖ положена идея полицентризма опасных и вредных факторов среды обитания человека, а также идея предметной интеграции.
Проблему интеграции курса ОБЖ изучала Е. Н. Южакова (2002). В своей диссертационной работе автор просматривала пути интеграции предмета ОБЖ с различными предметами, в том числе и с физической культурой. Вот как она обосновывает место интеграции в обучении школьников. «Интеграция в современной науке понимается не просто как суммирование, сложение наук, интеграция — это их глубокое взаимодействие на основе научного мышления». Автор утверждает, что подготовить учащихся к безопасной жизнедеятельности можно через использование интегративного подхода, важнейшими функциями которого являются: методологическая (формирование целостности знаний, умений, целостности отношений, мировоззрения, интегративного стиля мышления); формирующая (образовательная, воспитывающая, развивающая); интегрирующая (объединяющая, системообразующая, синтезирующая, конструктивно-моделирующая); проектировочная (планирование интегральных целей и задач, интегративного методического обеспечения, отбор целостного содержания); прогностическая (предвидение интегративных результатов).
Поддержание здоровья на оптимальном уровне может рассматриваться как дополнительный доход общества в виде «экономической ренты здоровья», так как остро встал вопрос повышения качества подготовки специалистов к конкретным видам трудовой деятельности. В связи с этим возникла необходимость в профилировании физического воспитания. Данная постановка задачи физической культуры согласуется с одной из воспитывающих задач ОБЖ — воспитание готовности человека к предстоящей социально значимой деятельности, подразумевающей профессиональную готовность как специалиста, и психофункциональную и физическую готовность в соответствии с требованиями высокопроизводительного труда, уровня здоровья и адаптации к условиям современного производства.
Существенным компонентом содержания физического воспитания в рамках курса ОБЖ является также вооружение учащихся системой знаний о сущности и общественно-политическом значении физкультуры и спорта и их влиянии на всестороннее развитие личности. Такие знания расширяют умственный и нравственный кругозор учащихся, повышают их общую культуру. Видное место в физическом воспитании школьников занимает формирование санитарно- гигиенических навыков организации труда и разумного отдыха, правильного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятельностью. Сюда включается поддержание надлежащей гигиены тела и одежды, соблюдение правильного режима дня, а также санитарно-гигиенических требований в школе. Такие же задачи, по сути, решает курс ОБЖ.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что такие предметы как ОБЖ и физическая культура имеют широкие возможности для интеграции.
В. Семенова (2003) в статье «Межпредметная интеграция на уроках ОБЖ» так объясняет достоинства этого метода: «Преимущество интегративной модели обучения заключается в том, что она развивает системное, ассоциативное мышление; интегрирует ОБЖ в систему жизненно необходимых знаний; дает представление о путях решения и предотвращения опасных ситуаций; способствует выработке ситуативного опыта. И — что не менее важно — объективно поднимает престиж науки ОБЖ».
Предметная интеграция способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, рациональному использованию учебного времени. Интеграция может быть в различных формах: в системе — через создание специальных интегративных курсов, а также через использование элементов одного учебного предмета в структуре другого. В своем исследовании мы рассматриваем второй вариант, поскольку он не требует организации специальных управленческих условий, легко вписываясь в учебную программу школы любого типа.
Одна из основных задач курса ОБЖ — готовить обучающегося к действиям в экстремальных ситуациях, возникающих в мирное и военное время, с минимальными потерями, помочь приобрести опыт в выборе целесообразного поведения в условиях неопределенности и риска. Необходимо учить школьника эффективно использовать адаптационные возможности организма в осложненных, быстро изменяющихся условиях существования, вызываемых природными факторами, авариями, бедствиями, катастрофами и т. д., переносить повышенные физические и психические нагрузки, преодолевать усталость, стрессовые состояния.
В ряде случаев изучению нового программного материала по ОБЖ должна предшествовать определенная общефизическая подготовка, позволяющая более эффективно, а главное, правильно формировать двигательные навыки у учащихся. Поэтому целесообразно урок (или серию уроков) физической культуры с преимущественной направленностью на развитие физических качеств (выносливости, быстроты, силы) использовать для решения вышеназванных задач обучения ОБЖ.
Мы предлагаем путь интеграции ОБЖ с физической культурой, как наиболее близкий в содержательном аспекте учебным предметом, так как он решает сходную с ОБЖ задачу: развитие физических и волевых качеств, необходимых в различных жизненных ситуациях.
Человек, попадая в экстремальную ситуацию, способен адекватно себя вести в том случае, если он обладает определенными морально-волевыми и физическими качествами. Некоторые ситуации требуют от людей владения многими двигательными навыками. Именно поэтому целесообразно осуществлять интеграцию ОБЖ с физической культурой.
Литература:
- Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов учреждений средних профессиональных образования / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Г. В. Гуськов. — М.:ИЦАкадемия,2010.
- Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров. 19-е изд., пер. и доп. / Э. А. Арустамов. — М.: Дашков и К,2016.
- Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров, 19-е изд., перераб. и доп.(изд:19) / Э. А. Арустамов. — М.:ИТКДашковиК,2016..
- Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности. Терминология: Учебное пособие / С. В. Белов, В. С. Ванаев, А. Ф. Козьяков. — М.: МГТУим.Баумана,2007.
- Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): Учебник для бакалавров / С. В. Белов. — М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013.