Аспект личности в командных видах спорта
Автор: Рахматов Ахмеджан Ибрагимович
Рубрика: Теория и методика профессионального образования
Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (12) апрель 2018 г.
Дата публикации: 13.03.2018
Статья просмотрена: 512 раз
Библиографическое описание:
Рахматов, А. И. Аспект личности в командных видах спорта / А. И. Рахматов. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2018. — № 2 (12). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/86/3211/ (дата обращения: 16.12.2024).
Изучение спортивного мастерства в полной мере связано как со становлением и динамикой личности каждого члена команды, так и с обретением мастерства, опирающегося именно на личностные характеристики конкретных людей. Речь идет о развитии психики, основанном на взаимном опосредовании: с одной стороны свойств личности, приобретенных в процессе становления мастерства спортивной команды, а с другой — влияния достигнутого уровня мастерства на личность. При этом логическими слагаемыми личности в спорте, определяющими ее отношение к мастерству в виде спорта, служат опосредуемые социумом внутренние психические диспозиции человека, а также проявляющиеся внешне типичные и индивидуальные поведенческие реакции.
В исследовании мастерства спортивных команд в полной мере проявляется диалектика общего, отдельного и единичного. Прежде всего, мастерство — общий продукт, продукт совместной деятельности, включающий культурно-исторические и социальные предпосылки и условия. Далее, — оно достояние отдельного (далеко не всякого) члена команды или всей команды в зависимости от её численности, пола, возраста и прочих общих, типичных для всех его членов предпосылок спортивной подготовки. Наконец, мастерство — продукт реализации индивидуальности, где присутствует как обретение спортсменом персональной значимости именно вследствие его уникальности, неповторимости, так и обретение командой специфичного стиля, базирующегося на индивидуальности каждого из спортсменов.
В теоретическом рассмотрении этих диалектически значимых позиций по отношению к мастерству в спорте необходимо сохранить приверженность психологической теории деятельности. Она представляется менее противоречивой относительно базовых понятий психологии, таких как деятельность, сознание, личность. Во всяком случае, А. Н. Леонтьевым в его работе «Деятельность. Сознание. Личность» представлена отчетливая логика соотнесения и взаимного опосредования этих форм психического отражения.
Структурными единицами личности в психологической теории деятельности служат широта связей с миром, иерархия мотивов и их соотношение. Прежде всего, речь идет о роли связей личности с миром, т. е. с тем базисом личности, который призван обеспечивать обретение мастерства как системного качества.
Связь с миром — это связь с людьми, готовыми, способными и призванными помочь спортивной команде и отдельным его членам в обеспечении социальной поддержки личности в спорте, доступа к соответствующей информации, участия в соревнованиях, преемственности традиций и т. п. Сложно охватить весь круг связей спортсмена с миром, потенциально возможных при становлении и совершенствовании мастерства команды. Здесь и противостояние различных спортивных школ, и отношения в семьях, где воспитывались спортсмены, и организация соревнований, и влияние соперников, и личность тренера, и личные контакты с выдающимися спортсменами и т. п. Разумеется, далеко не все эти возможности бывают реализованы. Особое место в этом списке должны занять контакты с членами команды, каждый из которых имеет собственные каналы связей с миром, тем самым расширяет (хотя бы потенциально) сферу контактов остальных членов коллектива (команде, экипаж и т. д.). Именно в таком сложном переплетении судеб самых разных личностей и создается командное мастерство. С теоретических позиций здесь важен поиск разумной меры общения, избирательное отношение к контактам, дабы не превратить расширение связей с миром в бесцельное коллекционирование всех и вся. Представляется, что наиболее ценными в обретении мастерства на основе связей с миром могут стать контакты с тренерами и высококвалифицированными спортивными командами и спортсменами, мемуары звезд мирового спорта и их тренеров, опыт занятий другими видами спорта. В конечном счете, становление системы связей человека с миром остается одной из главных стратегий развития личности на основе присваивания (одобрения, причастности, принадлежности к группе, референтно, коллективистического самоопределения).
Можно предположить, что значимость этих контактов для обретения мастерства может быть существенно повышена при доброжелательном общении команды друг с другом. В ходе такого общения происходит сопоставление личностных смыслов совместной деятельности, коррекция личных мотивов.
Спортивная деятельность предоставляет занимающимся широкое поле выбора мотивов, которые далеко не равнозначны для личности. Часть спортсменов готова переносить большие нагрузки, жертвовать массу времени для победы в циклических видах спорта. Других привлекают игровые виды. Третьи тяготеют к состязаниям в сложности координации. Четвертые хотят состязаться, проявляя широкий спектр способностей (комбинации и многоборья). В мотивационной ориентации спортсмена среди многочисленных видов спорта ведущую роль играют подстрктурные элементы личности, ее особенности: темперамент, характер, способности. Эти особенности личности в значительной мере определяют контрольные вехи иерархизации мотивов, развития личности в ходе своеобразной примерки различных профессий, видов деятельности, спортивных амплуа. Развитая личность отличается многоступенчатым строением мотивов, высокой степенью определенности и аргументации в их соподчинении. Вместе с тем, эта структура не обязательно является раз и навсегда сложившейся, консервативной. Возможны целесообразные системные перестроения и дополнения, однако четкость иерархизации остается одной из главных стратегий развития личности на основе требований.
Личность, особенно в спорте высших достижений, отличается: волевыми качествами, состязательностью, нацеленностью на победу, на соперничество или сотрудничество, трудолюбием, переносимостью стрессов, собранностью, самоотдачей, требовательностью к себе, тревожностью. Строго говоря, эти качества в равной мере могут быть востребованы и развиты во многих других профессиях и видах деятельности.
С этих позиций логически оправдано построение тренировочного и соревновательного процессов в подготовке спортсменов по принципу отражения цели, где построение образа мастер, на в конкретном виде спорта предопределяется иерархизацией выполняемых нагрузок.
Вряд ли можно прийти к высоким показателям мастерства команд, воздействуя только варьированием и подбором тренировочных и соревновательных нагрузок, хотя это и немаловажно. Эго метод, адресованный всем вместе и никому в отдельности, — метод до поры до времени обезличенный. Достоянием личности он станет только после становления субъективного, личностного отношения, нахождения в совокупности нагрузок личностного смысла, устремленного к мастерству.
С позиций личностного подхода обретение спортивного мастерства должно получить достойное место в иерархии мотивов спортсмена, не только связанных со спортом, но и среди всех его мотивов. На наш взгляд именно в этом заключается основная ошибка и, одновременно, существенный резерв повышении мастерства в современном спорте. Как личность, член спортивной команды призван быть мастером почти во всем и почти всегда. Быть мастером по изначальному замыслу. Быть мастером своего дела. Владеть особым языком общения. Уметь вовремя и к месту заявить и о собственных притязаниях на успех общего дела.
Соотношение стратегий обеспечения широты связей с миром и иерархизации мотивов — третий структурный компонент личности. Речь идет либо о выраженности одной из этих стратегий, либо о некотором паритете обеих. Становление личности начинается раньше, чем человек приступает к регулярным занятиям спортом (примерно в 10–12 лет). Можно считать, что соотношение широты связей с миром и иерархии мотивов к моменту освоения вида спорта частично сформировано и процесс подготовки должен быть адаптирован к структурным особенностям личности либо за счет отбора и подбора спортсменов для данного вида спорта, либо за счет индивидуализации подготовки.
Рассматривая личностные аспекты мастерства команд в доступной нам научной литературе, мы чаще всего встречаемся лишь с возможностью некоторой проекции психологических знаний о личности на предмет нашего исследования — мастерства команд. Выше мы не раз говорили о личностном смысле, о букете личностных смыслов спортивного мастерства, об обеспечении динамики развития личности как движении в системе деятельностей, о ситуативной и устойчивой (личностной) тревожности, о связях мастерства и надежности соревновательной деятельности. Можно с уверенностью говорить о значимости уровня притязаний личности на успех в совместной деятельности, об экологии личности (психологическом значении микроклимата в команде), об эпизодических или устойчивых состояниях личности (фрустрация, гармония, трагизм, целостность, противоречивость).
Не будет большим авансом рассмотрение мастерства как одного из профилей культуры личности в спорте. Наконец, становление мастерства в спорте на личностной основе — это залог высокой стабильности спортивных достижений. Личностные качества более устойчивы в своем проявлении благодаря отражению в них культурно-исторических предпосылок развития психики человека. Выход мастерства на личностный уровень — признак подлинного системного построения мастерства (на социокультурном основании).
Литература:
- Гамидова С. К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий / Гамидова Светлана Константиновна; [Смол. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма]. — Смоленск, 2012.
- Герасимова Т. В. Формирование навыков здорового способа жизни методами оздоровительной физической культуры // Педагогика, психология и медико-биол. проблемы физич. воспитания и спорта. — 2009. — № 10.
- Евдокимов В. И. Оздоровительная физическая культура — средство оптимизации профессионального здоровья и качества жизни / В. И. Евдокимов, О. А. Чурганов // Актуальные проблемы физической подготовки. — 2007. — № 2.
- Иванов И. В. Оздоровительная профессионально-прикладная физическая культура: учеб. пособие / И. В. Иванов, А. И. Чистотин; Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Новосиб. гос. архит.- строит. ун-т (Сибстрин) — Новосибирск: Новосиб. гос. архитектурно-строит. ун-т, 2006.
- Кирпиченков А. А. Оздоровительно-развивающие занятия на основе комплексного применения физических упражнений. — Смоленск, 2012.