История и современность развития вуза инклюзивного образования | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (12) апрель 2018 г.

Дата публикации: 27.03.2018

Статья просмотрена: 388 раз

Библиографическое описание:

Пономарева, Г. Т. История и современность развития вуза инклюзивного образования / Г. Т. Пономарева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2018. — № 2 (12). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/86/3199/ (дата обращения: 16.11.2024).



Аналитическая статья подготовлена по материалам, собранным в ходе двадцатипятилетнего периода развития МГГЭУ. Предложен краткий исторический экскурс по вопросам становления вуза как ведущего центра инклюзивного образования в России. Подготовлен обзор задач, стоящих перед вузом. Проведена оценка достижений МГГЭУ и определены перспективы развития инклюзивной модели образования с учетом 25-летнего опыта автора.

Ключевые слова: инклюзия, высшее образование, история МГГЭУ, итоги внедрения инклюзивной модели

В настоящее время инклюзия признана перспективным направлением высшего образования для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов. В связи с этим представляет интерес опыт вузов, стоящих у истоков инклюзивной модели в России.

В связи с 25-летием Московского государственного гуманитарно-экономического университета необходимо отметить, что инклюзивное обучение в России следует рассматривать как переход всей системы образования на высшую ступень развития.

В октябре 1990 года был основан единственный в России специализированный вуз для инвалидов-опорников — Московский институт-интернат, в настоящее время МГГЭУ.

В 1992 г. в институте было открыто подготовительное отделение, а в 1993 г. он принял первых студентов из разных регионов России на все пять факультетов. На момент образования вуза общее число студентов дневной формы обучения в России составляло 1,64 млн. чел., а число студентов-опорников из них не превышало 300 чел.

Были созданы факультеты: экономический, иностранных языков, юридический, прикладной математики и информатики, книгоиздания и редактирования.

Первый набор студентов в количестве 50 чел. и начало первого учебного года состоялось 1 сентября 1993 г.

МГГЭУ был первым вузом, реализующим модель инклюзивного образования. вуз стразу предложил набор специальностей, актуальных для абитуриентов — инвалидов, дающих им возможности дальнейшего трудоустройства с учетом их нозологий.

Нашей кафедрой была выбрана специальность «Экономика труда», позже появилась специализация «Управления персоналом», что значительно расширило наши возможности. Специальность «Экономика труда» предоставляла инвалидам — выпускникам уникальную возможность работать в самых разных областях, связанных с экономикой, поскольку труд рассматривается в качестве основной формы жизнедеятельности человеческого общества, как исходное условие его бытия. Труд лежит в основе всех общественных явлений и процессов.

Первоначально учебные группы состояли из одних инвалидов, по 10 человек в каждой, что позволяло обеспечить индивидуальный подход к каждому студенту. Преподавателям приходилось работать в сложнейших условиях. Помимо инфраструктурных и вообще экономических проблем, приходилось сталкиваться с психологическими проблемами, вызванными спецификой 1990-х годов. Среди студентов случались нервные срывы.

Исследования показали: что касается интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум, то эффект гораздо выше, если инвалиды обучаются в смешанных группах, что практикуется в МГГЭУ с 2006 г. Такая практика приводит к более глубокой интеграции лиц с инвалидностью в молодежное сообщество России.

В настоящее время работа по совершенствованию учебного процесса в МГГЭУ продолжается, сотрудники вуза активно используют интерактивные технологии для обеспечения доступности образовательного процесса как для здоровых студентов, так и для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Основной целью научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и студентов, помимо чисто профессиональных направлений, является разработка проблем инклюзивного образования, а также более широких проблем, связанных с социально-экономической реабилитацией и адаптацией инвалидов, их профессионального образования и трудоустройства.

Профессиональное образование в рамках концепции медико-социальной реабилитации инвалидов представляет систему и процесс овладения знаниями, навыками и умениями в области рекомендуемой профессиональной деятельности. Профессиональное образование не гарантирует занятости инвалида, но высокий уровень профессионального образования делает инвалида конкурентоспособным на рынке труда и предоставляет ему равные возможности. В условиях рыночной экономики необходимо, чтобы профессиональное образование инвалидов предусматривало обучение конкурентоспособным и престижным профессиям, основам предпринимательской деятельности, что будет служить обеспечению равенства возможностей инвалидов в плане занятости.

Недостатком современной образовательной системы является неадаптированность инвалидов к рынку труда. Внедрение инклюзивного элемента позволяет инвалиду получить не только теоретическую, но и практическую подготовку в ходе образовательного процесса.

В нашем учебном заведении для решения проблем доступности профессионального образования были реализованы следующие мероприятия:

  1. Создана эффективная инфраструктура для обучения инвалидов-опорников, а также внедрены инновационные методы, апробированные преподавателями на собственном опыте.
  2. Обеспечена интеграция между здоровыми студентами и студентами с инвалидностью, что обеспечивает большую результативность конкуренции и взаимодействия в учебных группах.
  3. Подготовлен и внедрен в образовательный процесс авторский комплекс методик и документов, обеспечивающих интеграцию инвалидов с первого курса.
  4. Создана эффективная система трудоустройства студентов с инвалидностью за счет использования потенциала баз практик.
  5. МГГЭУ активно делится наработанным опытом, организует конференции с участием широкого спектра работников образования, интересующихся вопросами инклюзии.
  6. Разработана и успешно апробирована система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза, подготовлены документация для организации аналогичных курсов для работников других вузов.
  7. Создана система непрерывного обучения, предусматривающая получение талантливыми студентами с инвалидностью образования в магистратуре и аспирантуре с использованием инфраструктурного, педагогического и человеческого потенциала вуза; создана эффективная система непрерывного образования.

Реализация указанных пунктов в высшем образовании позволяет обеспечивать развитие человеческого потенциала людей с инвалидностью.

Жизнь коллектива нашего вуза в многогранном ее проявлении является мощным социализирующим и реабилитационным фактором.

Профессорско-преподавательский состав выполняет особую миссию по социализации лиц с ограниченными возможностями и занимает гуманистическую позицию. Не каждый работник образования обладает компетенциями по организации учебной и воспитательной работы с инвалидами.

Педагогическая поддержка для наших студентов — особая сфера педагогической деятельности: это разработка новых технологий образования, отличающиеся от традиционных методов обучения и воспитания. Другие вузы не обладают такой спецификой. Авторитарная педагогика с инвалидами не дает эффективного результата, они очень чувствительны к поведению педагога, чутко реагируют на его компетентность и искренность. Если педагог не обладает необходимыми компетенциями для работы с инвалидами, студенты замкнутся на своих проблемах.

Важное значение имеет также использование интерактивных технологий при работе со студентами. Двадцатипятилетний опыт автора по работе с различным контингентом студентов позволяет утверждать, что именно эти формы обучения наиболее эффективны. Основные принципы и преимущества интерактивных технологий обучения заключаются в обеспечении постоянной активности студентов на занятиях, повышении уровня усвоения материала.

Комплекс мер включает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и обучение самих педагогов и других учащихся взаимодействию с инвалидами. Необходима разработка специальных программ, направленных на ускорение процесса адаптации лиц с поражением опорно — двигательной системы, а также учет их специфики в образовательных программах.

Получение инвалидами современного образования в комплексе с требуемыми работодателем и апробированными на занятиях компетенциями позволяет успешно конкурировать на рынке труда. Наряду с формальными причинами принятия инвалидов на работу, к которым относятся квотирование рабочих мест, предоставление целевого финансирования на создание работникам — инвалидам специализированных рабочих мест инвалид сможет предложить работодателю возможность осуществлять трудовую деятельность не хуже, чем его здоровые конкуренты. Это позволит решить проблему формального трудоустройства. Государство заинтересовано в эффективном трудоустройстве инвалидов, поэтому необходимо на всех уровнях государственной власти поддерживать идею инклюзии.

Вузы также должны пройти общественную и экономическую оценку на предмет их приспособленности к нуждам данной категории студентов. Необходимо обратить особое внимание на проведение реабилитационной работы с инвалидами во всех учебных заведениях, где учатся инвалиды.

Таким образом, инклюзивное образование — это процесс развития, который подразумевает доступность образования для лиц с особыми потребностями, как в общеобразовательных школах, колледжах, так и в высших учебных заведениях. Важным направлением развития отечественной инклюзивной системы является обмен опытом между преподавателями.

Основные термины (генерируются автоматически): инвалид, Россия, инклюзивное образование, профессиональное образование, студент, высшее образование, образовательный процесс, рынок труда, инклюзивная модель, профессорско-преподавательский состав.

Ключевые слова

высшее образование, инклюзия, история МГГЭУ, итоги внедрения инклюзивной модели

Похожие статьи

Усиление роли инженерного образования и практической составляющей образовательных программ в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов усиления роли инженерного образования и практической составляющей образовательных программ в техническом вузе. Автор делает акцент на необходимости повышения имиджа инженерной профессии в реалиях современ...

Содействие профессиональному самоопределению в педагогической профессии учащимся психолого-педагогических классов

Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения в педагогической профессии учащимися педклассов. Раскрыта актуальность допрофессиональной подготовки школьников к выбору педагогической профессии в форме педагогического класса. О...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества: опыт и готовые решения

В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описаны инновационные продукты и услуги, разработанные на...

Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода» на базе КГБ ПОУ КСМТ (г. Комсомольск-на-Амуре). Рассмотрен вариант создания образовател...

Усовершенствование системы мотивации по вовлечению молодежи в науку на уровне высших учебных заведений

В статье рассмотрены роль и значение научно-исследовательской деятельности в вузах, актуальность проблемы мотивации труда молодых ученых в условиях современных отечественных вузов. Предложены возможные мероприятия и система мотивации по вовлечению мо...

Проблемы развития детского самоуправления в России: анализ практик работы с детским самоуправлением

В статье рассматриваются проблемы ученического самоуправления. Представлен опыт внедрения и развития данной технологии в МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов». Предлагается использование ученического самоуправления ка...

Кредитная система обучения как фактор развития высшей школы Республики Казахстан

Авторы статьи теоретически обосновали развитие высшей школы Республики Казахстан на основе внедрения КТО (кредитной системы обучения) в Жетысуском государственном университете им. И.Жансугурова. Выявили проблемы, противоречия и перспективы развития в...

Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...

К вопросу адаптации методики ХАССП для сферы услуг дополнительного профессионального образования

В работе рассматривается разработанная автором методика АКТОУ, представляющая собой адаптацию методики ХАССП для учреждений дополнительного профессионального образования. Описаны методы идентификации и управления критическими точками, анализ проблемн...

Похожие статьи

Усиление роли инженерного образования и практической составляющей образовательных программ в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов усиления роли инженерного образования и практической составляющей образовательных программ в техническом вузе. Автор делает акцент на необходимости повышения имиджа инженерной профессии в реалиях современ...

Содействие профессиональному самоопределению в педагогической профессии учащимся психолого-педагогических классов

Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения в педагогической профессии учащимися педклассов. Раскрыта актуальность допрофессиональной подготовки школьников к выбору педагогической профессии в форме педагогического класса. О...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества: опыт и готовые решения

В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описаны инновационные продукты и услуги, разработанные на...

Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода» на базе КГБ ПОУ КСМТ (г. Комсомольск-на-Амуре). Рассмотрен вариант создания образовател...

Усовершенствование системы мотивации по вовлечению молодежи в науку на уровне высших учебных заведений

В статье рассмотрены роль и значение научно-исследовательской деятельности в вузах, актуальность проблемы мотивации труда молодых ученых в условиях современных отечественных вузов. Предложены возможные мероприятия и система мотивации по вовлечению мо...

Проблемы развития детского самоуправления в России: анализ практик работы с детским самоуправлением

В статье рассматриваются проблемы ученического самоуправления. Представлен опыт внедрения и развития данной технологии в МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов». Предлагается использование ученического самоуправления ка...

Кредитная система обучения как фактор развития высшей школы Республики Казахстан

Авторы статьи теоретически обосновали развитие высшей школы Республики Казахстан на основе внедрения КТО (кредитной системы обучения) в Жетысуском государственном университете им. И.Жансугурова. Выявили проблемы, противоречия и перспективы развития в...

Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...

К вопросу адаптации методики ХАССП для сферы услуг дополнительного профессионального образования

В работе рассматривается разработанная автором методика АКТОУ, представляющая собой адаптацию методики ХАССП для учреждений дополнительного профессионального образования. Описаны методы идентификации и управления критическими точками, анализ проблемн...

Задать вопрос