Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проектная деятельность по биологии как способ достижения метапредметных результатов обучения в основной школе

Спецвыпуск
28.11.2017
372
Поделиться
Библиографическое описание
Харитонова, С. С. Проектная деятельность по биологии как способ достижения метапредметных результатов обучения в основной школе / С. С. Харитонова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2921/.


В статье рассмотрены возможности проектной деятельности, организуемой при изучении школьного курса биологии основной школы в формировании метапредметных результатов обучения.

Ключевые слова: метапредметные результаты обучения биологии основной школы, универсальные учебные действия.

ФГОС основного общего образования изменяет подходы к организации проектной деятельности обучающихся. Это выражается в возрастании роли данного вида деятельности в достижении трех групп образовательных результатов – предметных, метапредметных и личностных. Каждая из обозначенных групп результатов имеет свою специфику, обусловленную широким спектром видов деятельности, которые формирует проектная деятельность. Особо существенно результативность проектной деятельности выражается в метапредметных результатах, которые представляют собой «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями» [3]. Достижение метапредметных результатов в с учетом требований Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, реализующего программы основного образования [2] обеспечивается именно через организацию проектной деятельности, в том числе индивидуального характера. Это существенное отличие проектной деятельности, реализуемой в условиях действия Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО), так как накопленный школами страны опыт проектной деятельности в предшествующие года, как правило, носил коллективный характер исполнения.

Кроме этого, ФГОС акцентирует внимание школьных учителей на необходимость формирования опыта проектной деятельности в основном во время урока, что отличает проектную деятельность прошлых лет, когда этот вид деятельности носил преимущественно внеурочный, внеклассный характер [1].

Проектная деятельность, соответствующая ФГОС, обеспечивает достижение широкого спектра УУД.

Так, на этапе выбора темы, формулировки целей и задач будущего небольшого собственного исследования у ученика развивается умение самостоятельно определять цели обучения, ставить новые задачи, развивать интересы и мотивы своей познавательной деятельности.

На этапе планирования исследования формируется умение планировать самостоятельно пути достижения цели и выбирать способы решения познавательных задач.

Во время работы с теоретическим материалом школьник учится определять понятия, классифицировать, обобщать, рассуждать, овладевает навыками смыслового чтения. При поиске информации в настоящее время ребенок активно использует информационные технологии, что способствует формированию его ИКТ-компетентности. Затем собранная и отобранная информация оформляется в виде теоретической основы проекта – происходит совершенствование у ребенка способности выражать в письменной речи мысли и умозаключения, овладение монологической контекстной речью.

Следующим этапом в организации работы над учебным проектом является проведение собственного эксперимента или выполнение творческого задания, направленного на получение субъективно новых для ребенка знаний и создание продукта его самостоятельной творческой и исследовательской деятельности. На этом этапе формируется умение соотносить свои действия с планируемым результатом, контролировать и корректировать свои действия в зависимости от ситуации, работать индивидуально и в группе.

Для представления полученной информации школьник использует знаково-символические средства, средства ИКТ, совершенствует свое владение письменной речью.

При формулировке выводов школьник учится строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы, демонстрирует умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Если говорить о школьных проектах по биологии, то этот предмет имеет наибольшие возможности для формирование и метапредметной компетентности, предусмотренной ФГОС ОО – развитию экологического мышления у школьника и умения применять его [3].

Проектная деятельность обеспечивает также достижение предметных образовательных результатов, которые выражаются в овладении содержательной составляющей школьного курса биологии основной школы и формировании у учеников широкого спектра УУД познавательной направленности, таких как: практическое освоение основ проектной деятельности, развитие навыков смыслового чтения, работы с информацией, овладение методами познания [2].

Таким образом, обобщая все вышеизложенное, мы можем выявить отличительные особенности проектной деятельности в контексте требований ФГОС (Таблица )

Таблица

Отличительные особенности проектной деятельности в контексте требований ФГОС

№ п/п

Сравниваемый признак

ГОС

ФГОС

1

количество участников

коллективный

индивидуальный коллективный

2

время проведения

чаще внеклассная работа

на уроке,

во внеурочной деятельности

3

позиция ученика

исполнитель

активный участник

4

роль учителя

организационная

консультативная

Знание специфики проектной деятельности по ФГОС требует иного методического инструментария ее реализации, в основу которого будет положена организация проектной работы не только вне урока, но и на самом уроке, а также вовлечение в проектную деятельность каждого ученика и создание условий для его активной самостоятельной творческой деятельности, в которой учитель лишь направляет исследовательскую деятельность учеников.

Литература:

  1. Марина А.В. Вопросы школьного учителя биологии к проектной деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС /А.В.Марина, С.Н.Трифонова, Т.В. Новаева // Биология школе. – 2014. – №5. – С. 16-25.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) // Система ГАРАНТ: Адрес доступа: http://base.garant.ru/55170507/#ixzz4z5t3q7
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
метапредметные результаты обучения биологии основной школы
универсальные учебные действия

Молодой учёный