Роль учебно-воспитательной работы в развитии социальной ответственности студентов технологического вуза | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание в высшей школе

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 03.04.2017

Статья просмотрена: 699 раз

Библиографическое описание:

Донева, О. В. Роль учебно-воспитательной работы в развитии социальной ответственности студентов технологического вуза / О. В. Донева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/55/2295/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена раскрытию основных направлений, форм и методов учебно-воспитательной работы, способствующих развитию социальной ответственности у студентов технологического вуза. В статье представлено краткое описание содержания учебно-воспитательной работы вуза с учетом выдвинутых и обоснованных педагогических условий: организационно-педагогические, дидактические, психолого-педагогические, коррекционно-развивающие.

Ключевые слова: ответственность, социальная ответственность, педагогические условия, студенты технологического вуза, профессиональное образование, учебно-воспитательная работа

С целью исследования развития социальной ответственности студентов вуза в рамках учебно-воспитательной работы, необходимо обозначить её место и роль в этом процессе взаимовлияния. Следует выделить ряд педагогических условий развития социальной ответственности студентов и проследить отражение их учебно-воспитательной работе. К организационно-педагогическим условиям относятся психолого-педагогическое исследование начального уровня сформированности социальной ответственности, степень совершенствования инновационной образовательной среды образовательного учреждения, прогноз системы профессиональных ценностей и индивидуальных стратегий студентов в процессе обучения.

Дидактические условия содержат проект модели взаимодействия субъектов образовательного процесса по фасилитации ответственности на основании специализации при моделировании ситуаций степени проявления личной ответственности в учебной и профессиональной среде.

Группа психолого-педагогических условий включает мотивированность ответственного отношения студента к выбранной профессиональной деятельности, жизненному пути, к проектированию личностно-профессиональной траектории своего развития; оказание педагогической поддержки в развитии способности в субъект-субъектном педагогическом взаимодействии, осознании себя в обществе, профессии, развитии инструментальной и мотивационной основ для принятия ответственности за свой рост.

К группе коррекционно-развивающих условий относится формирование опыта социальной ответственности обучающихся в условиях практико-ориентированной деятельности технологического вуза, профилактика личностных деформаций в области развития ответственности [2, с. 581].

Для реализации обозначенных условий необходимо использование специфических образовательных технологий, таких как диалогические, игровые; формы и методы обучения, способствующих проявлению активности и самостоятельности студентов вуза.

К группе активных форм обучения, вместе с деловой игрой, относим также метод проектов, который в последнее время становится всё более актуальным. Чтобы получить определённый результат, необходимо сформировать у студентов умение креативно мыслить, находить и решать трудности, применяя знания из различных сфер и областей, ставить прогноз результатов и возможных последствий различных решения [6, с. 227].

На процессы социализации и развития социальной ответственности обучающихся оказывает влияние не только учебная деятельность, но и внеучебная воспитательная работа. Многие исследователи отмечают, что именно взаимодействие внеучебной деятельности, вузовского сообщества и социальной среды способствует формированию профессионально важных качеств личности и развивает её социальную активность, оказывает психологическую помощь и поддержку студенту в том, чтобы он мог самоопределиться, самореализоваться, творить, стремиться к независимости, быть самостоятельным, повысить личную ответственность [3, 4, 5, 7]. К основным направлениям внеучебной воспитательной деятельности относятся общественно полезная, творческая и спортивная сферы общественной жизни.

Одним из приоритетных направлений деятельности СКФ БГТУ им. В. Г. Шухова является воспитательная работа со студентами. С момента основания филиала была поставлена задача — создание воспитательной системы, способной сформировать студента как личность, стремящуюся к самореализации и самосовершенствованию.

В СКФ БГТУ им. В. Г. Шухова воспитательная деятельность осуществляется на основе Концепции воспитательной работы, Стратегического плана, Плана воспитательной работы филиала, планов кураторов. Координацию воспитательной работы в вузе осуществляет специалист по работе с молодёжью, который работает совместно с заведующими кафедрами, кураторами групп и органами студенческого самоуправления.

В рамках нравственно-этического воспитания педагогический коллектив вуза стремится к формированию у студентов таких чувств, как долг, совесть, ответственность, толерантность. Проводится ознакомление первокурсников с правилами внутреннего распорядка в институте, организация студенческой взаимопомощи. Данное направление реализуется на культурно-массовых мероприятиях, где студентам прививаются традиции вуза, края; где студенты могут продемонстрировать свои творческие способности. Администрация филиала организует встречи студентов с политическими деятелями, работниками науки, ведущими специалистами предприятий.

Гражданско-патриотическое воспитание реализуется путём проведения встреч студентов с представителями общественных организаций, заслуженными людьми и участниками войн. Студенты участвуют в митингах памяти павших в Великой Отечественной войне, Вахте памяти, в Первомайской демонстрации, в мероприятиях, посвященных Дню народного единства. Обучающиеся принимают активное участие в акции «Дом, в котором живёт ветеран». Студенты и преподаватели являлись участниками митинга в поддержку жителей Крыма. В тематику студенческих часов включены патриотические темы: «Основные направления патриотического воспитания молодёжи в современных условиях», «Этот день Победы» и др. Студенты участвуют в акции «Милосердие» по сотрудничеству с детскими домами «Золотой ключик» с. Розовка, «Колосок» с. Н. Александровка Минераловодского района Ставропольского края. Студенты ежегодно посещают выездной лагерь студенческого актива «Лидер Ставрополья. XXI век», участвуют в сборе актива молодёжных общественных объединений России «Будущее начинается сегодня», форумах «Машук», «Селигер», «Казачье единство». Участвуют в акции «Кавказ — наш общий дом».

Ежегодно проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участвовавшими в освобождении Минеральных Вод зимой 1943 года, выпускаются фоторепортажи, посвящённые этому событию. Организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане и Чечне, в честь праздника «День защитника Отечества» проводится военно-спортивная игра «А ну-ка, парни», которая вызывает живой интерес как у участников, так и у зрителей.

В целях культурно-эстетического воспитания администрация филиала организует работу поэтического клуба «Русколань», литературного конкурса «Лира», поэтических вечеров, ансамблей русского, восточного и кавказского танцев. С 2005 г. ежемесячно выходит студенческая газета «Шуховская башня». Проводятся конкурсы и выставки: конкурс фотографий «У природы нет плохой погоды…», поздравительной открытки, стенгазет ко Дню Св. Валентина, выставки студенческого художественного творчества «Нескучная лекция», «3D-формат в нашей жизни», «3D гении». Традиционно, 1 сентября, проводится «День знаний», который включает торжественную линейку, вручение грамот отличникам, спортсменам и активистам, а также праздничный концерт и кураторские часы.

Правовое воспитание студентов осуществляется путём освещения правовых вопросов, привития студентам уважительного отношения к закону в ходе занятий по учебным дисциплинам. В рамках кураторского часа проводятся беседы со студентами на темы: «Деятельность специалиста-выпускника института по предупреждению правонарушений среди коллег по работе и подчинённых», «Уголовно-правовые отношения и порядок привлечения к уголовной ответственности».

Экологическое и экономическое воспитаниереализуетсячерезвовлечение студентов в работу по сохранению и бережному отношению к окружающей среде, материально-техническим и природным ресурсам. Студенты принимают участие в природоохранительных мероприятиях в филиале и в городе. Кураторами и студентами организована виртуальная выставка «Погода, климат и вода — движущая сила нашего будущего».

Учитывая потребности студентов в физическомвоспитании, сохранении здоровья и пропаганде здорового образа жизни в филиале построен физкультурно-оздоровительный центр. Ежегодно проводятся соревнования, посвящённые «Дню физического и психологического здоровья. Студенты активно участвуют в городских, краевых и региональных спортивных соревнованиях различных уровней, неоднократно становились победителями в спартакиадах города по волейболу, гиревому спорту, шашкам, настольному теннису, шахматам, мини-футболу, пауэрлифтингу.

В рамках формирования здорового образа жизни фельдшером филиала проводятся беседы о физической культуре, об охране здоровья, гигиене учебного труда и отдыха студентов, по профилактике гриппа и ОРЗ, профилактике ВИЧ, гепатита, туберкулёза, оказанию первой медицинской помощи. В институте разработаны, утверждены и успешно реализуются программы профилактики правонарушений, экстремизма и межнациональных конфликтов; алкоголизма, наркомании и других видов зависимостей; распространения ВИЧ-инфекции. Ежегодно со студентами проводятся занятия на темы: «О вреде наркотиков, профилактика наркомании», «Правонарушения и ответственность за их совершение», «Культура народов Северного Кавказа». Мероприятия проводятся при участии представителей учреждений здравоохранения и правоохранительных органов. Эффективно работает совет кураторов, совет по воспитательной работе, комиссия по предупреждению правонарушений.

На факультетском уровне воспитательной работой руководят заместители деканов, отвечающие за степень организации внеучебной работы с обучающимися на факультете и в общежитии, а также координирующие деятельность кураторов групп. Начало учебного года знаменуется проведением «Дня факультета», в котором студенты старшекурсники с помощью художественной презентации представляют факультет, а первокурсники знакомятся с жизнью и деятельностью факультета.

В соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях ВПО по инициативе студентов, в 1999 году создан и функционирует Студенческий совет, состоящий из 26 человек. Студенческий совет представлен следующими секторами: учебный, научный, культурно-массовый, спортивный, редакционно-информационный, по связям с выпускниками, старостат, профориентационный. Каждую неделю проводятся заседания совета, где отводится время на рассмотрение вопросов, касающихся учебной, научной и досуговой сфер жизни студентов. Члены Студенческого совета организуют и проводят все, проводимые на базе института, культурно-массовые мероприятия.

Традиционными ежегодными формами воспитательной работы выступают праздничные тематические вечера, дискотеки: «Посвящение в студенты», «Давайте познакомимся», «Я — студент», «Первый блин», «Дни открытых дверей», «Осенний» и «Новогодние» балы и другие мероприятия.

Большое внимание уделяется работе с первокурсниками, вопросам взаимоотношений в коллективе. За каждой учебной группой закреплен куратор, который взаимодействует со студентами и их родителями в течение всего учебного года; ведут учёт по успеваемости студентов, содействуют развитию творческих и профессиональных способностей, вовлекают в научную деятельность.

Студенты вуза принимают активное участие в городской игре «Лидеры Ставрополья», а также в «Дне дублера», где замещают сотрудников администрации города. Студенты СКФ БГТУ им. В. Г. Шухова принимают участие в межрегиональном молодежном форуме «Ног фалтар» с проектами «Филиал TV» и «Университетское радио».

В контексте культурно-массовой работы ежегодно для студентов проводятся традиционные культурно-массовые мероприятия: «День знаний», «Посвящение в студенты», «Алло, мы ищем таланты», «Новогодний балл», «Татьянин день», «Первый блин», «День Св. Валентина», «А ну-ка, парни», «Девчонки нашего ВУЗа», «Студенческая весна», «Мисс Минеральные Воды», «Вручение дипломов», Фестиваль команд КВН, конкурсы фотографий, тематических студенческих стенгазет.

По результатам каждого учебного года студенты, активно проявившие себя в учебной, научной, общественной, творческой и спортивной жизни вуза, награждались дипломами и медалями, бесплатными экскурсиями по КМВ и близлежащим республикам Северного Кавказа.

Научно-исследовательская работа в вузе выступает главным фактором укрепления собственной значимости и проявления себя, которая приближает молодых людей к профессии, научному творчеству. Студенты, активно занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, отличаются высокой профессиональной мотивацией, планированием и предвосхищением применения своих знаний в выбранной профессиональной деятельности.

Научно-исследовательская работа в СКФ БГТУ им. В. Г. Шухова организована на нескольких уровнях: кафедральном, факультетском и академическом.

Студенты участвуют в межрегиональных олимпиадах, в научно-практических и региональных конференциях. Кафедрами ежегодно проводятся круглые столы с привлечением видных учёных, представителей администрации и социальных служб города. В сборниках к конференциям опубликованы тезисы докладов студентов и преподавателей филиала. Успешно действует студенческое научное общество. По итогам работы секций научными руководителями определяются и награждаются студенты, подготовившие и представившие лучшие научные работы.

Развитию социальной ответственности у будущего специалиста будет также способствовать включение его в реальные условия трудовой деятельности. Известный факт, что многие студенты, в частности старшекурсники, совмещают учёбу и работу, таким образом оказываются осознанно включенными в социально-значимую деятельность. Нередко избранная ими трудовая деятельность не соответствует профилю их будущей специальности, при этом такие обучающиеся отличаются более ответственным отношением к учёбе, поступкам по отношению к самим себе и окружающим. Результаты проведённых бесед и анкетирования позволили установить, что в экспериментальной группе количество обучающихся, которые совмещают учёбу и работу, на IV курсе составляет 40,3 %, в контрольной — 16 % от общего числа респондентов.

Совмещение трудовой деятельности и учёбы имеет социальную значимость для обучающихся и способствует адаптации к работе, выполнению производственных и социальных функций, умению принимать профессиональные решения и нести ответственность за них.

Практика студентов выступает как составная часть основной образовательной программы высшего образования и рассматривается как одна из форм организации учебного процесса вуза, включающая профессионально-практическую подготовку студентов на базах практики.

Организация всех видов практик обеспечивает непрерывность и последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью с учётом требований к уровню подготовки выпускника вуза.

Выпускающие кафедры устанавливают связь с руководителями предприятий и организаций города и осуществляют распределение обучающихся по рабочим местам с целью прохождения практики, согласовывают тематику дипломных работ совместно с руководителями предприятий, и организуют публичную защиту с обязательным участием этих руководителей.

Таким образом, в СКФ БГТУ им. В. Г. Шухова созданы благоприятные условия для включения студентов в социально значимую деятельность, которая способствует практической реализации педагогических условий развития социальной ответственности у студентов в пространстве вуза. Нам близко мнение Байлука В. В. о том, что формирование у всех абитуриентов ответственного отношения к выбору профессии в соответствии со своим призванием является одним из основных направлений модернизации современного образования [1, с. 23].

Практические аспекты развития социальной ответственности студентов технологического вуза заключены в создании и реализации совокупности педагогических условий стратегического характера.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рациональная организация учебного и воспитательного процесса, создание атмосферы уважения и доброжелательности к личности каждого студента, тщательный отбор учебного материала и выбор методов и форм работы со студентами способствует изменению уровня сформированности представлений о социальной ответственности и развития её у студентов технологического вуза. Это свидетельствует о том, что для развития социальной ответственности студентов необходима интенсификация учебных занятий, активизация роли субъектов педагогического взаимодействия в образовательном пространстве вуза.

Литература:

  1. Байлук В. В. Свобода, ответственность и социальная ответственность студентов // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 2 — С. 7–23.
  2. Донева О. В. Критерии сформированности социальной ответственности студентов вуза // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 3–3 — С. 580–584.
  3. Кочетова И. Д. включение студентов в социально значимую деятельность как одно из условий развития социальной ответственности будущих специалистов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2008. — № 3. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/vklyuchenie-studentov-v-sotsialno-znachimuyu-deyatelnost-kak-odno-iz-usloviy-razvitiya-sotsialnoy-otvetstvennosti-buduschih http://cyberleninka.ru/article/n/vklyuchenie-studentov-v-sotsialno-znachimuyu-deyatelnost-kak-odno-iz-usloviy-razvitiya-sotsialnoy-otvetstvennosti-buduschih (дата обращения: 27.01.2017).
  4. Сабанцева В. А. Социальная активность студенческой молодежи России // Социологические науки. — 2012. — № 3, — С. 51–56.
  5. Страдзе А. Е. Социальная активность в Российском обществе: аксиологический аспект //Историческая и социально-образовательная мысль. — 2013, — № 4(20), — С. 179–182.
  6. Супрунова Л. Л., Лидак Л. В., Тарасова О. А. Основы педагогического мастерства: уч. пособие. — Пятигорск: ПГЛУ, 2009. — 314 с.
  7. Тарасова, О.А., Образцова, Л. В. Самообразование как важнейший фактор личностного и профессионального роста современного вузовского преподавателя // Международный научно-исследовательский журнал. — 2013. — № 7(14). — Режим доступа: http://research-journal.org/pedagogy/samoobrazovanie-kak-vazhnejshij-faktor-lichnostnogo-i-professionalnogo-rosta-sovremennogo-vuzovskogo-prepodavatelya (дата обращения: 11.02.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): студент, воспитательная работа, социальная ответственность, технологический вуз, учебно-воспитательная работа, Великая Отечественная война, Студенческий совет, трудовая деятельность, социальная ответственность студентов, День.

Похожие статьи

Особенности профессионального развития педагогов в процессе внедрения технологий и проектной деятельности

В статье представлена и раскрыта специфика профессионального роста и развития педагогических работников в процессе внедрения, использования и руководства проектной деятельностью в рамках дошкольного учреждения; раскрыто значение использования инновац...

Эколого-краеведческая направленность учебно-исследовательской деятельности учащихся в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматривается роль и значение эколого-краеведческого подхода в предметном обучении учащихся, направленных на формировании знаний у учащихся эколого-краеведческого характера. Авторы предлагают систему заданий, направленных на развитие ЭКУИД...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении

В статье поднимаются проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении. Анализируется научная литература и диссертационные исследования по теме. Дается описание экспериментальному исследованию...

Психолого-педагогическое обеспечение воспитательной работы с учащимися старших классов в контексте модернизации образования

В статье исследуется проблема психолого-педагогического обеспечения воспитательной работы со старшеклассниками на современном этапе развития образования. В ходе предложенного экспериментального исследования доказывается, что специально разработанная ...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Теоретико-методологические основы подготовки будущих учителей к духовно-нравственному развитию студентов

В данной статье рассматривается вопрос подготовки будущих учителей к духовно-нравственному развитию студентов вуза. Также представлен проделанный теоретический анализ существующих подходов к подготовке учителей к духовно-нравственному развитию личнос...

Подходы к организации военно-научной работы курсантов на современном этапе

В статье представлен опыт внедрения новых подходов при организации научно-исследовательской работы курсантов военного вуза за счет применения современных педагогических технологий, с целью их активного включения в процесс научного познания, развития ...

Психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе

В статье исследуется проблема психолого-педагогического сопровождения будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе, выделяются направления психолого-педагогические сопровождения и психолого-педагогические условия, котор...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Похожие статьи

Особенности профессионального развития педагогов в процессе внедрения технологий и проектной деятельности

В статье представлена и раскрыта специфика профессионального роста и развития педагогических работников в процессе внедрения, использования и руководства проектной деятельностью в рамках дошкольного учреждения; раскрыто значение использования инновац...

Эколого-краеведческая направленность учебно-исследовательской деятельности учащихся в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматривается роль и значение эколого-краеведческого подхода в предметном обучении учащихся, направленных на формировании знаний у учащихся эколого-краеведческого характера. Авторы предлагают систему заданий, направленных на развитие ЭКУИД...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении

В статье поднимаются проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении. Анализируется научная литература и диссертационные исследования по теме. Дается описание экспериментальному исследованию...

Психолого-педагогическое обеспечение воспитательной работы с учащимися старших классов в контексте модернизации образования

В статье исследуется проблема психолого-педагогического обеспечения воспитательной работы со старшеклассниками на современном этапе развития образования. В ходе предложенного экспериментального исследования доказывается, что специально разработанная ...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Теоретико-методологические основы подготовки будущих учителей к духовно-нравственному развитию студентов

В данной статье рассматривается вопрос подготовки будущих учителей к духовно-нравственному развитию студентов вуза. Также представлен проделанный теоретический анализ существующих подходов к подготовке учителей к духовно-нравственному развитию личнос...

Подходы к организации военно-научной работы курсантов на современном этапе

В статье представлен опыт внедрения новых подходов при организации научно-исследовательской работы курсантов военного вуза за счет применения современных педагогических технологий, с целью их активного включения в процесс научного познания, развития ...

Психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе

В статье исследуется проблема психолого-педагогического сопровождения будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе, выделяются направления психолого-педагогические сопровождения и психолого-педагогические условия, котор...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Задать вопрос