Филателистическая выставочная деятельность как форма работы общественного музея факультета
Автор: Громов Юрий Владимирович
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 31.10.2016
Статья просмотрена: 145 раз
Библиографическое описание:
Громов, Ю. В. Филателистическая выставочная деятельность как форма работы общественного музея факультета / Ю. В. Громов. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1447/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматривается опыт выставочной деятельности разного уровня: от демонстрационной филателистической выставки в детской библиотеке до межрегиональной филателистической выставки в ЦМС им. А. С. Попова силами филателистической образовательной площадки, работающей на базе общественного музея факультета.
Ключевые слова: демонстрационная филателистическая выставка, филателистическая выставка, одностендовая коллекция, выставочный экспонат, новые выставочные категории.
С 2009 года на базе общественного музея факультета безопасности жизнедеятельности действует образовательная площадка «Герценовский филателист», проект воспитательной деятельности Герценовского университета. На рисунке 1 показано помещение общественного музея факультета безопасности жизнедеятельности. Результаты научной, проектной и исследовательской деятельности студентов демонстрируются на филателистических выставках разного уровня. На рисунке 2 показана тематическая демонстрационная выставка в коридоре Администрации Центрального района г. Санкт-Петербурга, посвященная вопросам гражданской обороны.
Л. Н. Бакаютова обоснованно считает, что филателия как технология коммуникации современного мира содержит наиболее интересные и привлекательные дополнительные широкие возможности для коммуникации и сотрудничества, которые раскрываются с помощью потенциала музея [1, с. 9].
Первое знакомство с возможностью использовать филателистические средства в образовательном процессе младший школьник может получить в детской библиотеке.
На рисунках 3–5 показаны возможности компоновки материала для наибольшей доступности материала. Такая выставка под названием «Филателия в школе» была проведена на базе Детской библиотеки № 7 Выборгского района г. Санкт-Петербурга, где директор музея оказала всестороннюю помощь в организации выставки.
Рис 1. Рис.2
Рис. 3 Рис. 4
Большой интерес представляет опыт работы сотрудников ЦМС им. А. С. Попова. С. В. Серебрякова, заведующая отделом музейной педагогики ЦМС им.А. С. Попова реализует программу, рассчитанную на детей младшего школьного возраста. Программа состоит из двух частей: беседы экскурсии по музейной экспозиции и мастер-класса по созданию собственного эскиза почтовой марки. Все созданные детьми эскизы отдаются педагогам, которые часто устраивают в школах отчетный вернисаж о посещении музея [4, c.75].
Рис. 5
Студенческие одностендовые экспонаты (коллекции) можно выставлять и в Домах молодежи и культурно-досуговых центрах. Примером такого сотрудничества может служить выставка экспоната студентки Гончаровой Анастасии «Первое десятилетие космической эры» в Доме молодежи «Купчино». Данный экспонат был посвящен 45-летию со дня первого полета человека в космос. На рисунке 6 показаны возможности компоновки стенда. Филателистические экспонаты могут выставляться и на творческих выставках. Так в период проведения международного конкурса творческих работ, посвященных 70-летию годовщине победы в Великой Отечественной войне, «Мир и война в искусстве» на итоговой выставке 29 апреля — 15 мая 2015 года в Голубом зале Герценовского университета были выставлены экспонаты образовательной площадки «Герценовский филателист», которые были удостоены награждения Дипломами этой выставки. На рисунке 7 показан фрагмент экспоната на столе в Голубом зале Герценовского университета.
Лучшие работы студентов могут выставляться и на выставке научных достижений университета в номинации студенческие работы. На рисунке 8 — стенд с методическими разработками студентов на 20-й университетской выставке научных достижений.
Действительный член Национальной академии филателии В. Я. Бойко констатирует, что еще в конце прошлого века в мировую филателию вошло понятие одностендовых коллекций, выделенных в самостоятельный экспозиционный класс как на национальных, так и на международных филателистических выставках.
Рис. 6 Рис. 7
Он считает, что одностендовые экспонаты можно и нужно использовать в качестве наглядных пособий в рамках школы, «когда в любом школьном классе без больших затруднений может быть размещен экспозиционный филателистический стенд, для демонстрации той или иной тематической разработки, позволяющей языком почтовой марки рассказать и наглядно показать содержание изучаемого школьного предмета» [2,c. 30]
Рис 8.
Образовательная площадка «Герценовский филателист» участвовала в региональных и межрегиональных филателистических выставках «Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций» в 2014, 2015, 2016 годах, проводимых Центральным музеем связи им. А. С. Попова. На межрегиональной филателистической выставке «Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций 2016 года» под название «Молодежь и филателия» 24 экспоната студентов были удостоены награждения Дипломами выставки. На рисунках 9–10 стенды с работами студентов и преподавателей на выставке «Молодежь филателия» в атриуме ЦМС им. Попова.
Рис. 9–10
Потенциальные возможности в выставочной деятельности общественного музея факультета сегодня расширяются с появлением выставочных категорий: «Открытая филателия» (Open Philately) и «Современная филателия» (Modern Philately), введенные Международной федерацией филателии (ФИП) с 2013 года. Эти категории нами пока изучаются. Как отмечает советник Генерального Директора по филателии ФГУП Издатцентр «Марка», член жюри ФИП А. А. Бородин, что положительная динамика развития новых категорий была отмечена на всемирной выставке «NEW YORK 2016», где демонстрировались 20 экспонатов [3, c.42].
Студенческие работы, выполненные по критериям в новых выставочных категориях, позволят выйти студенческим экспонатам на новый уровень и расширить возможности общественного музея.
Литература:
- Бакаютова Л. Н. Филателия как технология коммуникации современного мира // «Молодежь и филателия»: Материалы 7-го научно-практического семинара по истории почты и филателии, Санкт-Петербург, 11 октября 2016 года/ Л. Н. Бакаютова, Н. Н. Курицина. — СПб.: ЦМС им.А. С. Попова, 2016. С. 82- 85.
- Бойко В. Я. Одностендовые и выставочные экспонаты как основа развития молодежной филателии//«Молодежь и филателия»: Материалы 7-го научно-практического семинара по истории почты и филателии, Санкт-Петербург, 11 октября 2016 года/ Л. Н. Бакаютова, Н. Н. Курицина. — СПб.: ЦМС им.А. С. Попова, 2016. С. 29–31.
- Бородин А. А. Новые выставочные категории доступные молодежи// «Молодежь и филателия»: Материалы 7-го научно-практического семинара по истории почты и филателии, Санкт-Петербург, 11 октября 2016 года/ Л. Н. Бакаютова, Н. Н. Курицина. — СПб.: ЦМС им.А. С. Попова, 2016. С. 32–42.
- Серебрякова С. Б. Увлечь филателией сегодня: из опыта работы отдела музейной педагогики ЦМС им. А. С. Попова // «Молодежь и филателия»: Материалы 7-го научно-практического семинара по истории почты и филателии, Санкт-Петербург, 11 октября 2016 года/ Л. Н. Бакаютова, Н. Н. Курицина. — СПб.: ЦМС им.А. С. Попова, 2016. С. 75–77.
Ключевые слова
филателистическая выставка, демонстрационная филателистическая выставка, одностендовая коллекция, выставочный экспонат, новые выставочные категориПохожие статьи
Методическая разработка филателистического экспоната «Образование в Италии»
В статье продолжается обобщение опыта создания филателистической образовательной площадки школы студентами педагогического вуза в период прохождения педагогической практики в школе, а также использование филателистических средств при проведении иссле...
Методическая разработка творческого субфилателистического экспоната «Герценовцы в российской и мировой литературе» для филателистической образовательной площадки вуза
В статье продолжается обобщение опыта работы студентов на филателистической образовательной площадке вуза. Впервые рассматривается возможность создания образовательного экспоната на основе субфилателистических средств.
Методическая разработка учебного филателистического экспоната «Великий педагог Ян Амос Коменский» для филателистической образовательной площадки вуза
В статье продолжается обобщение опыта использования филателистических средств в образовательном процессе вуза на примере создания секции педагог-психолог института педагогики и психологии РГПУ им. А. И. Герцена на базе образовательной площадки «Герце...
Методическая разработка учебного филателистического экспоната «Почтовые марки Китайской Народной Республики 1998 года» для филателистической образовательной площадки школы
В статье продолжается обобщение опыта создания филателистической образовательной площадки школы студентами педагогического вуза в период прохождения педагогической практики в школе.
Методическая разработка учебного филателистического экспоната «Использование филателистических средств во внеклассной работе в школе 1890–1930» для филателистической образовательной площадки вуза
В статье продолжается обобщение опыта студентов на филателистической образовательной площадке вуза. Рассмотрена возможность использования филателистических средств во внеклассной работе в школе и история их использования в нашей стране и за рубежом.
Методическая разработка филателистического экспоната «Дни воинской славы России» для филателистической образовательной площадки школы
В статье продолжается обобщение опыта создания филателистической образовательной площадки школы студентами педагогического вуза в период прохождения педагогической практики в школе. Методическая разработка помогает раскрыть содержание Дней воинской с...
Методическая разработка филателистического экспоната «Всероссийские филателистические выставки «Православие и культура» для филателистической образовательной площадки школы»
Статья посвящена Всероссийским филателистические выставкам «Православие и культура», которые проводятся в России с 1993 года, и входит серию статей, посвященных филателистическим выставкам.
Методическая разработка учебного филателистического экспоната «Почтовые марки СССР 1991 года» для филателистической образовательной площадки школы
В статье представлена методическая разработка одностендового филателистического экспоната (16 листов формата А-4) для образовательной площадки школы, выполненная студентами 1 курса для использования в период педагогической практики в школе. Разработк...
Методика организации филателистической образовательной площадки в школе
В статье обобщается новый опыт создания филателистической образовательной площадки студентами в период прохождения педагогической практики в школе. Выделены уровни достижений школьников, через создание филателистического экспоната на выставку различн...
Методическая разработка учебного филателистического экспоната «Почтовые марки СССР 1974 года» для филателистической образовательной площадки школы
В статье представлена методическая разработка филателистического экспоната для образовательной площадки школы. Разработка предназначена для составления экспоната школьниками для филателистической выставки в школе. Коллекция служит материалом для прое...
Похожие статьи
Методическая разработка филателистического экспоната «Образование в Италии»
В статье продолжается обобщение опыта создания филателистической образовательной площадки школы студентами педагогического вуза в период прохождения педагогической практики в школе, а также использование филателистических средств при проведении иссле...
Методическая разработка творческого субфилателистического экспоната «Герценовцы в российской и мировой литературе» для филателистической образовательной площадки вуза
В статье продолжается обобщение опыта работы студентов на филателистической образовательной площадке вуза. Впервые рассматривается возможность создания образовательного экспоната на основе субфилателистических средств.
Методическая разработка учебного филателистического экспоната «Великий педагог Ян Амос Коменский» для филателистической образовательной площадки вуза
В статье продолжается обобщение опыта использования филателистических средств в образовательном процессе вуза на примере создания секции педагог-психолог института педагогики и психологии РГПУ им. А. И. Герцена на базе образовательной площадки «Герце...
Методическая разработка учебного филателистического экспоната «Почтовые марки Китайской Народной Республики 1998 года» для филателистической образовательной площадки школы
В статье продолжается обобщение опыта создания филателистической образовательной площадки школы студентами педагогического вуза в период прохождения педагогической практики в школе.
Методическая разработка учебного филателистического экспоната «Использование филателистических средств во внеклассной работе в школе 1890–1930» для филателистической образовательной площадки вуза
В статье продолжается обобщение опыта студентов на филателистической образовательной площадке вуза. Рассмотрена возможность использования филателистических средств во внеклассной работе в школе и история их использования в нашей стране и за рубежом.
Методическая разработка филателистического экспоната «Дни воинской славы России» для филателистической образовательной площадки школы
В статье продолжается обобщение опыта создания филателистической образовательной площадки школы студентами педагогического вуза в период прохождения педагогической практики в школе. Методическая разработка помогает раскрыть содержание Дней воинской с...
Методическая разработка филателистического экспоната «Всероссийские филателистические выставки «Православие и культура» для филателистической образовательной площадки школы»
Статья посвящена Всероссийским филателистические выставкам «Православие и культура», которые проводятся в России с 1993 года, и входит серию статей, посвященных филателистическим выставкам.
Методическая разработка учебного филателистического экспоната «Почтовые марки СССР 1991 года» для филателистической образовательной площадки школы
В статье представлена методическая разработка одностендового филателистического экспоната (16 листов формата А-4) для образовательной площадки школы, выполненная студентами 1 курса для использования в период педагогической практики в школе. Разработк...
Методика организации филателистической образовательной площадки в школе
В статье обобщается новый опыт создания филателистической образовательной площадки студентами в период прохождения педагогической практики в школе. Выделены уровни достижений школьников, через создание филателистического экспоната на выставку различн...
Методическая разработка учебного филателистического экспоната «Почтовые марки СССР 1974 года» для филателистической образовательной площадки школы
В статье представлена методическая разработка филателистического экспоната для образовательной площадки школы. Разработка предназначена для составления экспоната школьниками для филателистической выставки в школе. Коллекция служит материалом для прое...