Об оценивании метапредметных образовательных результатов в обучении основам безопасности жизнедеятельности
Автор: Шаталов Максим Анатольевич
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 31.10.2016
Статья просмотрена: 1495 раз
Библиографическое описание:
Шаталов, М. А. Об оценивании метапредметных образовательных результатов в обучении основам безопасности жизнедеятельности / М. А. Шаталов. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 210-213. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1444/ (дата обращения: 15.11.2024).
В работе рассматриваются вопросы, связанные с оцениванием в обучении основам безопасности жизнедеятельности метапредметных образовательных результатов на основе единого подхода к оценке результатов предметных и метапредметных. Предлагаются уровни сформированности универсальных учебных действий (УУД), виды метапредметных заданий, а также приводятся особенности оценивания разных групп УУД.
Ключевые слова: внутришкольный мониторинг, образовательные результаты, метапредметные образовательные результаты, УУД, уровни сформированности УУД, виды метапредметных заданий, индивидуальный итоговый проект, самооценка.
Одной из актуальных проблем научно-методического характера, связанных с реализацией в обучении основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО), является проблема оценивания меры достижения учащимися запланированных образовательных результатов [1 и др.]. ФГОС ОО предусматривает достижение трёх взаимосвязанных групп таких результатов – предметных, метапредметных и личностных [2, 3 и др.]. В данной работе хотелось бы рассмотреть подходы к оцениванию метапредметных образовательных результатов в силу их объективной новизны для современного учителя.
К метапредметным результатам, прежде всего, относят освоенные школьниками группы универсальных учебных действий (УУД) – познавательных, регулятивных и коммуникативных. В свою очередь, познавательные УУД включают такие их подгруппы как общеучебные (в том числе знаково-символические), логические и проблемно-поисковые УУД. Все они формируются в процессе обучения каждому учебному предмету, в том числе и ОБЖ, что требует технолого-методического сотрудничества всего педагогического коллектива школы в определении стратегии достижения метапредметных результатов, в разработке системы разноуровневых метапредметных заданий и, конечно, в оценивании качества получаемого образовательного результата в его динамике.
Определяя оценочные процедуры учителю ОБЖ важно помнить, что оценивание метапредметных результатов должно осуществляться не только в процессе обучения тому или иному учебному предмету, но и на общешкольном уровне в рамках внутришкольного мониторинга, который должен включать [2 и др.]:
- текущие и итоговые метапредметные контрольные работы, ориентированные на выявление уровня сформированности у учащихся УУД; текущие учебные проекты и исследования; индивидуальный итоговый проект и другие позиции.
С учётом этого учитель ОБЖ должен выстроить свою систему оценочной деятельности в процессе обучения. Для этого ему необходимо представление о параметрах оценивания, которые формируют ответы на такие вопросы, как «Что оценивать?», «По каким уровням, критериям и показателям?», «С помощью какого инструментария?». Попробуем дать на них ответы.
Как уже отмечалось, согласно ФГОС ОО оцениванию подлежат предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты, что наглядно отображает рисунок 1. При этом представленные на рисунке 1 элементы каждой группы результатов во взаимодействии могут обеспечить становление предметной, а затем и общей компетентности школьников, которую, в логике компетентностного подхода, можно связывать с представлением о современном качестве общего образования.
Образовательные результаты по ФГОС ОО |
|||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||
Знания. Умения. Навыки. Опыт творческой деятельности (в рамках предметной области). |
Познавательные УУД (общеучебные, логические, знаково-символические, проблемно-поисковые). Регулятивные УУД. Коммуникативные УУД. |
Научное мировоззрение. Культура здорового и безопасного образа жизни. Экологическая культура. Профессиональное самоопределение. |
|||
Межпредметные понятия. |
|
|
|
||
|
|
|
Способности, потребности, мотивы, ценности |
|
|
Предметная составляющая |
Метапредметная составляющая |
|
|
|
|
Личностная составляющая |
|||||
Компетентность школьника в области безопасности жизнедеятельности |
|||||
Рис. 1. Объекты оценочной деятельности учителя
основ безопасности жизнедеятельности.
Условные обозначения: ФГОС ОО – Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования; УУД – универсальные учебные действия.
Оценивание каждой группы результатов имеет свои особенности. Так, оценивание личностных результатов не может и не должно завершаться выставлением отметки, а оценивание метапредметных результатов может и должно осуществляться в единой логике с результатами предметными.
Правомочность такого единого подхода к оценке предметных и метапредметных результатов определяется тем, что выполнение учеником любого учебного действия – предметного / метапредметного (универсального) – базируется на знаниях – предметных / метапредметных – об этом действии и вариативных способах его реализации в деятельности. Важно также понимать, что формирование действия в процессе обучения приведёт в итоге к выработке умения (предметного или метапредметного). Неслучайно в одном из вариантов определений умение трактуется как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых им знаний и навыков.
В логике заявленного подхода, в практике оценивания можно учитывать следующие основные уровни сформированности УУД:
I. Уровень «воспроизведения»: ученик воспроизводит метапредметные знания, то есть знания о самом УУД (например, определение) и способе (алгоритме) его выполнения.
II. Уровень «понимания»: ученик может свободно транслировать и интерпретировать то, что он знает о том или ином УУД (объясняет, уточняет, приводит примеры и т.д.).
III. Уровень «применения» метапредметных знаний в типовой ситуации: ученик выполняет типовые метапредметные задания на основе известного ему алгоритма.
IV. Уровень «применения» метапредметных знаний в нетиповой ситуации: ученик выполняет нетиповые, нестандартные метапредметные задания, выбирая и применяя наиболее эффективный способ выполнения действия исходя из условий; комбинирует разные способы действий.
Данные уровни являются основой построения стратегии формирования того или иного УУД, а также разработки системы усложняющихся метапредметных заданий разного вида. Представление о возможных видах таких заданий даёт таблица 1. При этом следует отметить, что представленные в таблице 1 виды заданий в большей мере будут востребованы на III и IV уровнях освоения УУД. На первых двух уровнях могут быть применены обычные виды заданий, такие как вопросы, тесты и другие.
Схематично проиллюстрируем предлагаемый подход к оцениванию метапредметных результатов на примере такого УУД, как сравнение.
Итак, сравнение – это одно из логических УУД, связанное с выявлением признаков сходства и/или различия между чем-либо. Уровневая динамика достижений учащихся в освоении действия сравнение отражает таблица 2. При прохождении представленных в таблице 2 уровней на уроках ОБЖ будут использоваться соответствующие задания (задания на I и II уровни могут также войти в состав общешкольных метапредметных промежуточных и итоговых контрольных работ).
Сказанное ещё раз иллюстрируют утверждение о том, что формирование любого УУД требует сознательного освоения школьниками вариативных способов его выполнения на основе соответствующих метапредметных знаний. Это определяет необходимость:
- отбора и обоснования метапредметного содержания общего образования; выявления чётких критериев и показателей для оценки меры сформированности каждого УУД (в том числе в режиме самооценки); включения метапредметного содержания и параметров для оценивания уровня сформированности УУД в процесс обучения каждому предмету, в том числе и ОБЖ.
Таблица 1
Виды метапредметных заданий
Метапредметные задания |
||
1) по построению самого задания: |
||
Типовые задания (в формулировке задания содержится прямое указание на действие/я, необходимое/ые для его выполнения) |
Нетиповые задания (в формулировке задания отсутствует прямое указание на действие/я, необходимое/ые для его выполнения, что побуждает ученика к его/их самостоятельному выбору и применению) |
|
2) по особенностям учебного содержания: |
||
Задания, не требующие для своего выполнения «знаний» из какого-либо предмета (оценивается правильность выполнения самого «действия»; выставляется одна отметка) |
Задания, требующие для своего выполнения «знаний» из какого(их)-либо предмета/ов (оцениваются как «предметные» знания, так и правильность выполнения «действия»; выставляется две отметки) |
|
Комбинированные задания (включают «предметную» и «метапредметную» части) |
Интегрирован-ные задания |
|
Таблица 2
Уровни овладения действием «сравнение»
Уровни |
Проявление действия «сравнение» в учебной деятельности |
|
Ученик «научится» |
I |
Знает общее определение сравнения; называет и определяет виды сравнения, порядок сравнения. |
II |
Объясняет отличия видов сравнения, раскрывает взаимосвязь вида сравнения и содержания вывода как итога сравнения; различает существенные и несущественные признаки объектов при сравнении; приводит свои примеры. |
|
III |
Выполняет типовые задания на сравнение; сравнивает отдельные объекты; формулирует вывод по итогам сравнения. |
|
Ученик «получит возможность научиться» |
IV |
Выполняет нетиповые задания на сравнение; сравнивает группы объектов; сочетает сравнение с другими видами действий. |
Следует также подчеркнуть, что важным элементом системы оценивания образовательных результатов в условиях нового ФГОС ОО становится оценочная деятельность самого ученика, т.е. его самооценка. В этой связи учителю ОБЖ предстоит продумать приёмы её включения в процесс обучения, а также разработать соответствующие диагностические материалы. Последние могут быть выстроены наподобие диагностических карт, эталонных образцов выполнения метапредметных заданий и в других формах.
Представленный нами подход к оцениванию метапредметных образовательных результатов позволяет оценить уровень освоения школьниками познавательных и частично регулятивных УУД в обучении ОБЖ. Однако для более полной и объективной оценки меры сформированности регулятивных и коммуникативных УУД необходимо использовать несколько иной диагностический инструментарий. В этом плане (помимо решения ситуационных и сюжетных задач, составления портфолио и т.д.) следует обратить особое внимание на потенциал проектной деятельности учащихся во внеурочной деятельности по ОБЖ. Именно этот вид деятельности учащихся, согласно идеологии ФГОС ОО, является и средством совершенствования УУД, и средством оценивания уровня их сформированности [2, 3 и др.].
В развитие сказанного напомним, что согласно ФГОС ОО, каждый выпускник должен защитить свой индивидуальный итоговый проект. При этом наиболее общими критериями для оценки итогового проекта предложены следующие критерии [2 и др.]:
- способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем; сформированность предметных знаний и способов действий; сформированность регулятивных УУД; сформированность коммуникативных УУД.
Данные общие критерии должны быть конкретизированы образовательной организацией в положении об индивидуальном итоговом проекте. Тогда учитель ОБЖ сможет использовать их в своей работе для диагностики и оценивания уровня сформированности УУД названных групп.
Подводя итог, отметим, что на основе предложенного нами единого подхода к оцениванию метапредметных и предметных результатов учитель сможет выстроить или модернизировать уже имеющуюся систему оценки учебных достижений школьников в обучении ОБЖ. При этом важно, чтобы она не противоречила общешкольной системе оценивания и требованиям к оценке качества общего образования, определяемым политикой государства в сфере образования.
Литература:
- Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьника: Учебно-методическое пособие / Под общ.ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2008.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН РФ №1897 от 17.12.2010г.).
Ключевые слова
УУД, самооценка, образовательные результаты, внутришкольный мониторинг, метапредметные образо-вательные результаты, уровни сформированности УУД, виды метапредметных заданий, индивидуальный итоговый проектПохожие статьи
Исследовательская работа по русскому языку в школе: формы, этапы, значение
В статье рассматриваются особенности организации исследовательской работы по русскому языку в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Особое внимание уделяется формированию у учащихся метапредметных и предметных ко...
Формирование метапредметных естественнонаучных компетенций обучающихся посредством организации лабораторных исследований (на примере изучения санитарного состояния столового инвентаря)
В статье рассматривается опыт работы учителей биологии по организации цикла лабораторных работ по теме «Оценка санитарного состояния столового инвентаря» с применением оборудования экспресс-лаборатории «СПЭЛ». Данная работа развивает у учащихся навык...
Организация проектной деятельности обучающихся в системе среднего профессионального образования
В статье рассматривается один из способов достижения метапредметных результатов по ФГОС, названный проектной деятельностью обучающихся, раскрываются характеристики проектного метода, излагаются трудности его реализации, в частности, происходит сравни...
Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода
В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной ...
Формирование ключевых компетенций учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности в рамках школьного курса биологии
В статье описаны методы формирования компетенций учащихся на уроках биологии через организацию проектно-исследовательской деятельности.
Критериальный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы
В статье рассматривается критериально-оценочный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы в условиях модернизации образования, структура и особенности. Выделяются критерии и уровни учебной компетенции, а также дается оце...
Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка
В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...
Формирование метапредметных образовательных результатов в процессе решения ситуационных заданий по химии
В статье автор рассматривает ситуационные задания на уроках химии, как эффективное средство формирования метапредметных и личностных достижений учащихся.
Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся 5–9-х классов на уроках технологии через реализацию проектно-технологических задач
В статье рассматривается развитие познавательных универсальных учебных действий у школьников среднего звена через реализацию проектно-технологических задач. Согласно новым образовательным стандартам, в качестве главных образовательных результатов у о...
Анализ и синтез методик определения доминирующего канала восприятия информации при реализации дистанционного адаптивного интеллектуального обучающего комплекса по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
В рамках данной статьи рассматривается возможность и целесообразность реализации психофизиологической диагностики модальности нервной системы для примене-ния в составе обучающих систем различного вида (автоматизированные, адаптивные, дистанционные) н...
Похожие статьи
Исследовательская работа по русскому языку в школе: формы, этапы, значение
В статье рассматриваются особенности организации исследовательской работы по русскому языку в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Особое внимание уделяется формированию у учащихся метапредметных и предметных ко...
Формирование метапредметных естественнонаучных компетенций обучающихся посредством организации лабораторных исследований (на примере изучения санитарного состояния столового инвентаря)
В статье рассматривается опыт работы учителей биологии по организации цикла лабораторных работ по теме «Оценка санитарного состояния столового инвентаря» с применением оборудования экспресс-лаборатории «СПЭЛ». Данная работа развивает у учащихся навык...
Организация проектной деятельности обучающихся в системе среднего профессионального образования
В статье рассматривается один из способов достижения метапредметных результатов по ФГОС, названный проектной деятельностью обучающихся, раскрываются характеристики проектного метода, излагаются трудности его реализации, в частности, происходит сравни...
Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода
В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной ...
Формирование ключевых компетенций учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности в рамках школьного курса биологии
В статье описаны методы формирования компетенций учащихся на уроках биологии через организацию проектно-исследовательской деятельности.
Критериальный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы
В статье рассматривается критериально-оценочный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы в условиях модернизации образования, структура и особенности. Выделяются критерии и уровни учебной компетенции, а также дается оце...
Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка
В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...
Формирование метапредметных образовательных результатов в процессе решения ситуационных заданий по химии
В статье автор рассматривает ситуационные задания на уроках химии, как эффективное средство формирования метапредметных и личностных достижений учащихся.
Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся 5–9-х классов на уроках технологии через реализацию проектно-технологических задач
В статье рассматривается развитие познавательных универсальных учебных действий у школьников среднего звена через реализацию проектно-технологических задач. Согласно новым образовательным стандартам, в качестве главных образовательных результатов у о...
Анализ и синтез методик определения доминирующего канала восприятия информации при реализации дистанционного адаптивного интеллектуального обучающего комплекса по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
В рамках данной статьи рассматривается возможность и целесообразность реализации психофизиологической диагностики модальности нервной системы для примене-ния в составе обучающих систем различного вида (автоматизированные, адаптивные, дистанционные) н...