Использование технологии профайлинга в обучении специалистов служб безопасности для транспортной отрасли
Авторы: Молодцова Евгения Юрьевна, Алексеенко Ирина Алексеевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.
Дата публикации: 07.11.2015
Статья просмотрена: 3109 раз
Библиографическое описание:
Молодцова, Е. Ю. Использование технологии профайлинга в обучении специалистов служб безопасности для транспортной отрасли / Е. Ю. Молодцова, И. А. Алексеенко. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (3.1). — С. 116-120. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/408/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье раскрываются возможности применения технологий профайлинга в целях эффективного обеспечения безопасности транспортной отрасли. Дается описание дополнительного модуля «Основы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте», который может входить в программы подготовки специалистов служб безопасности транспорта с целью формирования специальных компетенций, необходимых для предотвращения актов незаконного вмешательства и различных криминальных проявлений.
Ключевые слова: транспортная безопасность, профайлинг, обучение специалистов служб безопасности транспорта.
Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, изменений, происходящих в политической, экономической, социальной жизни, крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности транспортной отрасли. Системное изучение опасных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства, позволяют сделать вывод, что противодействие террористическим угрозам возможно только на основе качественной подготовки специалистов в области транспортной безопасности. Значительное увеличение в современном мире террористической и экстремистской угрозы требует новых подходов к организации формирования профессиональных компетенций специалистов, которые будут организовывать и обеспечивать высокое качество безопасности в различных отраслях транспорта [2].
Учитывая важность, и в тоже время уязвимость транспортной системы Российской Федерации, государством был принят Федеральный закон РФ от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Согласно Федеральному закону от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является определение угроз совершения актов незаконного вмешательства [6].
Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст.7 Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации [6]. Данный закон предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. На наш взгляд, современный подход к решению проблемы безопасности объектов транспорта заключается в едином подходе к решению проблем безопасности и объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Соответственно, безопасность может быть достигнута только при абсолютном и четком взаимодействии всех объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта.
Основные цели, задачи, положения Федерального закона о «Транспортной безопасности» должны закладываться в профильных высших учебных заведениях и учебных центрах подготовки специалистов для транспортной отрасли. В результате профессиональной подготовки и переподготовки работники служб безопасности транспорта получают знания, позволяющие с максимальной эффективностью их использовать в деле предотвращения актов незаконного вмешательства, а в случае возникновения чрезвычайной ситуации принять своевременные и верные решения.
Существующие на данный момент и используемые технические средства защиты объектов транспорта ориентированы в основном на обнаружение опасных предметов и веществ, поддельных документов, при этом данные технологии не позволяют выявлять возможные противоправные намерения. Стремление создать технологии, которые позволяют идентифицировать противозаконные действия с помощью анализа психофизиологических реакций человека, ведутся не одно десятилетие. В настоящие время на практике используются следующие методики выявления изменений психоэмоционального состояния человека:
- классический полиграф, анализирующий сердечно-сосудистую, дыхательную и кожную системы человека;
- технология виброизображения, позволяющая определить крайние эмоции;
- методика психозондирования – методики идентификации лжи;
- детекторы психоэмоционального состояния биологических объектов,
- голосовые детекторы лжи – стрессовые изменения голоса,
- метод биорадиолокации, основанный на модуляции радиолокационного сигнала колебательными движениями и перемещениями органов биологического объекта и другие.
К сожалению, данные технологии используются весьма ограниченно по причине отсутствия специалистов, хотя могут быть достаточно эффективны при обнаружении противоправных намерений. Возможность применения подобного оборудования ориентирована на специфику функционирования объектов транспортной инфраструктуры, к которой могут относиться: ограниченное время, отведенное для проверки пассажиров, стоимость подобного оборудования, необходимость обучения персонала для работы на нем. На сегодняшний день только человек с определенной долей вероятности способен к считыванию внутренней информации, определению особенностей и динамики поведения других людей и к оперативному принятию соответствующих решений [3].
В целях эффективного обеспечения транспортной безопасности целесообразно использовать не только классические методы оперативно-розыскной деятельности и технические средства видеонаблюдения, но и современные методы, такие как профайлинг, который применяется для выявления лиц, имеющих противоправные намерения.
Профайлинг (от англ. «profile» – профиль) – это комплекс методов и методик оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа наиболее информативных признаков, характеристик внешности и поведения; технология наблюдения и опроса пассажиров с целью выявления потенциально опасных лиц [3].
Этот метод является достаточно новым направлением в психологической науке, но уже сейчас можно сказать, что он дает возможность получать объективную информацию о потенциальной опасности личности, «считывать» невербальные компоненты, межличностного общения, и может быть эффективно использован для мер по предупреждению актов незаконного вмешательства на транспорте и террористической опасности в местах массового скопления людей.
Данная технология впервые начала применяться в конце 1970-х гг. израильской авиакомпанией Эль-Аль (El-Al) и изначально служила для обозначения технологии наблюдения и опроса пассажиров в ходе предполетного досмотра с целью выявления потенциально опасных лиц при авиаперелетах. Она была ориентирована на снижение вероятности появления возможных рисков, связанных с авиаперевозками пассажиров, и применялась во время предполетного досмотра. На тот момент в данной технологии пользовался небольшой набор базовых психологических паттернов (стереотипов поведения) и представляла собой процедуру психологического тестирования. Позже, в 1984 г. методика была «смоделирована» в англоязычном варианте компанией ICTS и стала использоваться службами авиационной безопасности в большинстве европейских стран и США [4].
Основная часть экспериментальных исследований, направленных на выявление конкретных поведенческих признаков говорящих неправду людей, принадлежит П. Экману, В. Фризену, К. Шереру. Методологическими основами профайлинга являются также исследования М. Цукермана, который в 1975 г. описал общий паттерн поведения, связанный со склонностью к поиску впечатлений, и определил его как "потребность в различных новых впечатлениях и переживаниях и стремление к физическому социальному риску ради этих впечатлений" (Zuckerman, 1975, 1986). В.А. Лабунская предложила описание личностно-динамического подхода к феномену «экспрессии человека».
В России особое внимание на данную технологию было обращено после террористических актов 24 августа 2004 г., когда террористы взорвали самолёты Ту-154 авиакомпании «Сибирь» (рейс SBI1047 Москва—Сочи) и Ту-134 авиакомпании «Волга -Авиаэкспресс» (рейс WLG1303 Москва—Волгоград). Всего в этих катастрофах погибло 89 человек — 43 на борту рейса 1303 и 46 на борту рейса 1047. Распоряжением начальника Федеральной службы по надзору в сфере транспорта было рекомендовано ввести группы профайлинга в службы авиационной безопасности.
Опыт применения профайлинга на территории Российской Федерации и в некоторых странах СНГ уже имеется на международных рейсах в аэропортах Пулково и Шереметьево (психологическое тестирование), Домодедово (система голосового профайлинга) и др. Данная технология применяется и за рубежом: в США, Израиле, других странах в основном авиакомпаниями для обеспечения безопасности в аэропортах.
На данный момент специалисты-профайлеры это, прежде всего опытные психологи, имеющие профильное образование и большой опыт практической деятельности в области обеспечения безопасности. Владение данным методом позволяет сотрудникам различных объектов транспорта «увидеть» потенциального правонарушителя и выстроить модель его действий.
В связи с тем, что метод профайлинга дает возможность сделать достаточно точное предположение о потенциальной опасности личности, он может использоваться не только в аэропортах, но и на железнодорожных вокзалах, автостанциях, морских портах, метрополитене, в местах массового скопления людей для предупреждения как актов не законного вмешательства, так и любых противоправных действий.
Уже выделены в отдельные направления авиационный профайлинг, который занимается выявлением пассажиров, имеющих намерение совершить террористический акт на борту воздушного судна, в здании аэропорта, выявление признаков скрытоносимого оружия и взрывчатки; пассажиров, способных в силу своих психологических особенностей, совершить правонарушение либо хулиганские действия. Профайлинг на железнодорожном транспорте, цель которого - профилактика и предотвращение противоправных действий на железнодорожном транспорте, в здании железнодорожных вокзалов, на перронах и прилегающих территориях. Криминальный профайлинг, в рамках которого происходит составление психологического портрета предполагаемого преступника.
Исходя из анализа опыта обучения сотрудников служб безопасности на воздушном и водном транспорте, можно сделать вывод, что обучение профайлингу позитивно влияет как на самих обучаемых, так и на их последующую профессиональную деятельность.
Вместе с тем, практика показывает, что степень антитеррористической и экстремистской защищенности транспортного объекта зависит от применения как можно более широкого спектра научно-практических методик и технологий, охватывающих различные области знаний. Именно поэтому учебный курс обучения специалистов безопасности объектов транспорта должен включать не только разделы, связанные с оперативно-розыскной деятельностью:
- получение и анализ оперативной информации;
- оперативно-поисковый сыск в местах массового скопления;
- взаимодействие транспортной полиции со службами и ведомствами, обеспечивающими безопасность на транспорте;
- использование технических средств для обнаружения взрывоопасных предметов;
- использование животных в охране объектов транспорта и обнаружение взрывчатых и наркотических веществ [5], но и разделы, связанные с психологической подготовкой для обнаружения потенциально опасной личности:
- основная психология и мотивация лжи, её определения и формы;
- особенности типов личности;
- определение профайлинга;
- эмоции собеседника как один из источников определения правдивости информации;
- позы и жесты собеседника, кинетическое поведение;
- изучение речевых маркеров.
Сотрудники объектов транспорта, имеющие навыки профайлинга, с большой степенью вероятности могут описать черты характера, особенности личности, поведения преступника, делают предположения о его возрасте, расе, семейном и служебном положении, сексуальной зрелости, могут назвать его привычки, наклонности, описать стиль поведения в быту и при общении с окружающими.
Обеспечение безопасности включает в себя две основные сферы: технические средства и «человеческий фактор». К сожалению, в подготовке персонала служб безопасности для предотвращения угроз на транспорте уделяется недостаточное внимание в области обучения профайлингу, совмещающего в себе анализ объективных фактов и невербальной информации передаваемой человеком.
Делая вывод из всего вышесказанного, очень важным фактором при обучении специалистов безопасности различных объектов транспорта, является обширная психологическая подготовка.
Внедрение дополнительного модуля «Основы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте» в программы подготовки специалистов служб безопасности транспорта позволит сформировать специальные компетенции, необходимые для предотвращения актов незаконного вмешательства и различных криминальных проявлений.
Программа дополнительного модуля «Основы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте» должна быть построена таким образом, чтобы в конце прохождения курса специалист знал теоретические основы различных областей психологии, психологический портрет личности террориста; способы взаимодействия различных подразделений по обеспечению правопорядка и безопасности железнодорожных вокзалах, аэропортах, морских и речных портов; способы получения информации для выявления лиц, подозреваемых в причастности к террористической и экстремистской деятельности (таблица 1).
Также в результате обучения специалисты научатся определять связь психологических особенностей человека с его внешними данными; правильно строить общение с гражданами; выстраивать социальные и профессиональные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий.
Таблица 1
Содержание модуля
«Основы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте»
с указанием тем и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы
№ п/п |
Наименование темы, её краткое содержание |
Виды занятий, часы |
Самостоятельная работа, часы
|
Всего часов |
||
Лекции |
Практические занятия |
Лабораторные занятия |
||||
|
Тема 1. Теоретические основы психологии. Общая психология. Дифференциальная психология. Гендерная психология. |
2 |
- |
- |
4 |
6 |
|
Тема 2. Основы теории личности. Типология личности. |
2 |
2 |
- |
4 |
8 |
|
Тема 3. Профайлинг. Психологические основы применения бесконтактной детекции намерений. |
2 |
2 |
- |
4 |
8 |
|
Тема 4. Типы и виды коммуникаций. Невербальное поведение. Оптико-кинетические средства. |
2 |
2 |
- |
4 |
8 |
|
Тема 5. Основы экстралингвистики. Внеречевые системы. |
2 |
2 |
2 |
4 |
10 |
|
Тема 6. Психологический портрет личности террориста. |
2 |
2 |
2 |
4 |
10 |
|
Тема 7. Использование технологии профайлинга в обеспечение правопорядка и безопасности на объектах транспорта. |
2 |
2 |
- |
4 |
8 |
|
Тема 8. Специализированные программы психодиагностика личности. Основы инструментальной детекции лжи. |
- |
2 |
4 |
4 |
10 |
|
Зачет |
- |
- |
- |
- |
4 |
|
ИТОГО |
14 |
14 |
8 |
36 |
72 |
Основным видом занятий при реализации данной программы должны быть практические занятия с анализом смоделированных ситуаций с целью отработки навыков будущей профессиональной деятельности. Для закрепления теоретических знаний необходимо использовать интерактивные формы проведения занятий: работа в группах, дискуссия, кейс-метод, просмотр и обсуждение видеосюжетов, ролевые игры.
Овладение специалистами служб безопасности компетенциями, направленными на выявление из числа пассажиров лиц, имеющих противоправные намерения, может повлиять не только на пресечение актов незаконного вмешательства и террористической угрозы на отдельных видах транспорта, но и обезопасить транспортную отрасль в целом.
Литература:
- Аминов И.И., Волынский-Басманов Ю.М., Волынский В.Ю., Каменева М.Е., Эриашвили Н.Д. Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий: Учебное пособие — М.: ЮНИТИ — ДАНА: Закон и право, 2010.
-
Безопасность жизнедеятельности для педагогических и гуманитарных направлений
/ Соломин В.П., Абрамова С.В., Буйнов Л.Г., Громов Ю.В., Киселева Э.М., Макарова Л.П., Маликова Т.В., Малков С.П., Молодцова Е.Ю., Попова Р.И., Ребко Э.М., Станкевич П.В. Учебник и практикум / Москва, 2015. Сер. 60 Бакалавр. Прикладной курс (1-е изд.). - Волынский-Басманов Ю.М. Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий/ Ю.М. Волынский-Басманов, Н.Д. Эриашвили. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2012. –183 с.
- Статный В.М. Основы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте. Психология и право: № 2, 2013 г.
- Транспортная безопасность: учеб. пособие. В 2 ч. Ч.1 /авт.-сост. Т.Н. Каликина, А.И. Ташлыкова, Н.А. Кузьмина [и др.]. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2015.
- Федеральный закон от 09 июля 2007 г. N 16-ФЗ ФЗ РФ «О транспортной безопасности» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс].
Ключевые слова
транспортная безопасность, профайлинг, обучение специалистов служб безопасности транспортаПохожие статьи
Вопросы внедрения искусственного интеллекта в разделы криминалистики
Данная научная статья посвящена исследованию внедрения искусственного интеллекта в разделы криминалистики. Автор рассматривает применение различных методов и технологий искусственного интеллекта, таких как машинное обучение, анализ больших данных и к...
Математические пакеты как средство формирования профессиональной компетентности у бакалавров профиля «Математика, информатика»
В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования профессиональной компетентности у бакалавров направления «Педагогическое образование профиля «Математика и информатика» на основе математических пакетов. Авторы приходят к выводу,...
Разработка модели информационного кейса в информационной системе профориентирования
Одну из ключевых проблем современного высшего образования можно сформулировать как недостаточность функционала профориентационных информационных систем, предназначенного для демонстрации примеров профессиональной деятельности и связанных с нею образо...
Применение имитационных моделей в учебном процессе при изучении основ электроники
В статье рассматриваются методы подготовки бакалавров по направлению 27.03.05 Инноватика с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Рассмотрено применение имитационной электронной модели при изучении дисциплины «Эле...
Внедрение компьютерных технологий для анализа учебно-педагогической деятельности
В статье показывается целесообразность использования компьютерных технологий как одного из методов информационных технологий в контексте образования для анализа методического материала, используемого в учебно-педагогической деятельности. Применение д...
Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку
В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...
Развитие функциональной грамотности на уроках биологии с использованием цифровых технологий
В данной статье рассматривается применение педагогом цифровых технологий для развития у обучающихся функциональной грамотности в общем и естественно-научной грамотности в частности. Современные требования к образованию являются отражением к этапу раз...
Учет компетенций современных студентов колледжей в процессе обучения специальностям в области телекоммуникаций
Новые образовательные стандарты Минобразования России (3+) выдвигают еще более жесткие требования к уровню подготовки специалистов для всех отраслей экономики страны. В статье рассматриваются качества и компетенции, необходимые специалисту радиотехни...
Модели онлайн-медиации в условиях образовательной системы
В статье рассматриваются модели онлайн-медиации, использующиеся в образовательной среде как эффективный и оперативный способ урегулирования конфликтов между всеми участниками образовательного процесса. Дается краткий обзор медиативных практик с приме...
Применение компьютерных технологий в работе медсестер
В статье раскрываются основные принципы работы врачей и среднего медперсонала в службах ПМСП с применением компьютерных технологий. Поскольку компьютеризация медицины — процесс неотвратимый, очень полезными могут оказаться исследования, освещающие ра...
Похожие статьи
Вопросы внедрения искусственного интеллекта в разделы криминалистики
Данная научная статья посвящена исследованию внедрения искусственного интеллекта в разделы криминалистики. Автор рассматривает применение различных методов и технологий искусственного интеллекта, таких как машинное обучение, анализ больших данных и к...
Математические пакеты как средство формирования профессиональной компетентности у бакалавров профиля «Математика, информатика»
В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования профессиональной компетентности у бакалавров направления «Педагогическое образование профиля «Математика и информатика» на основе математических пакетов. Авторы приходят к выводу,...
Разработка модели информационного кейса в информационной системе профориентирования
Одну из ключевых проблем современного высшего образования можно сформулировать как недостаточность функционала профориентационных информационных систем, предназначенного для демонстрации примеров профессиональной деятельности и связанных с нею образо...
Применение имитационных моделей в учебном процессе при изучении основ электроники
В статье рассматриваются методы подготовки бакалавров по направлению 27.03.05 Инноватика с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Рассмотрено применение имитационной электронной модели при изучении дисциплины «Эле...
Внедрение компьютерных технологий для анализа учебно-педагогической деятельности
В статье показывается целесообразность использования компьютерных технологий как одного из методов информационных технологий в контексте образования для анализа методического материала, используемого в учебно-педагогической деятельности. Применение д...
Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку
В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...
Развитие функциональной грамотности на уроках биологии с использованием цифровых технологий
В данной статье рассматривается применение педагогом цифровых технологий для развития у обучающихся функциональной грамотности в общем и естественно-научной грамотности в частности. Современные требования к образованию являются отражением к этапу раз...
Учет компетенций современных студентов колледжей в процессе обучения специальностям в области телекоммуникаций
Новые образовательные стандарты Минобразования России (3+) выдвигают еще более жесткие требования к уровню подготовки специалистов для всех отраслей экономики страны. В статье рассматриваются качества и компетенции, необходимые специалисту радиотехни...
Модели онлайн-медиации в условиях образовательной системы
В статье рассматриваются модели онлайн-медиации, использующиеся в образовательной среде как эффективный и оперативный способ урегулирования конфликтов между всеми участниками образовательного процесса. Дается краткий обзор медиативных практик с приме...
Применение компьютерных технологий в работе медсестер
В статье раскрываются основные принципы работы врачей и среднего медперсонала в службах ПМСП с применением компьютерных технологий. Поскольку компьютеризация медицины — процесс неотвратимый, очень полезными могут оказаться исследования, освещающие ра...