Учебный комплекс «Имитатор работы автоматизированной линии производства сливочного масла» | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 25.10.2015

Статья просмотрена: 99 раз

Библиографическое описание:

Прохасько, Л. С. Учебный комплекс «Имитатор работы автоматизированной линии производства сливочного масла» / Л. С. Прохасько, В. И. Боган, Н. Г. Догарева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3 (3). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/384/ (дата обращения: 16.12.2024).

 

Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить студента к творческому участию в обучающем процессе. В активных методах обучения особое место отводится системам обучения с элементами моделирования, различным имитаторам реальных технологических процессов. Это позволяет на лабораторных стендах имитировать процессы и технологии, максимально приближенные к реальным, что не только развивает мышление обучаемых, расширяет и углубляет их профессиональные знания, но и одновременно развивает практические навыки и умения. С этой целью на кафедре «Прикладная биотехнология» в учебном процессе, научно-исследовательской деятельности ППС, аспиранты и магистранты активно используют учебно-исследовательский комплекс «Имитатор работы автоматизированной линии производства сливочного масла». По результатам исследований технологических свойств молока и масла сливочного опубликованы работы [1–5]. Комплекс позволяет изучать технологические участки работы производственной линии: прием и оценка сырья и направление переработки; охлаждение с промежуточное хранение; подготовка сырья; сепарация; пастеризация; дезодорация; созревание; сбивание; сортировка и упаковка; контроль качества продукции.

В состав комплекса входит: действующая физическая модель производственного участка автоматизированной линии по приемке и оценке качества сырья; программно-аппаратный комплекс «Имитатор работы автоматизированной линии производства сливочного масла». Физическая модель производственного участка предназначена для лабораторного анализа молока (проверяется внешний вид и цвет, содержание белка, жиров, плотность, содержание воды, точка замерзания). Результаты измерений позволяют технологу подобрать оптимальные настройки и параметры оборудования производственной линии. В состав физической модели входит Автоматизированный измерительный комплекс «Лактан 1–4».

Комплекс предназначен для быстрого контроля поступающего сырья за счет автоматизации процесса подготовки и подачи анализируемых проб. Комплекс позволяет определять массовую долю жира, белка, добавленной воды и точку замерзания в пробе цельного свежего, консервированного, пастеризованного, нормализованного, восстановленного, обезжиренного молока и молока длительного хранения.

Возможности комплекса: анализ молока в автоматическом режиме по всем основным показателям качества; автоматизированный процесс подготовки (подогрев и перемешивание) и подачи проб; управление системой с помощью компьютера и программного обеспечения на русском языке: получение и обработка данных, формирование отчетов.

В состав программно-аппаратного комплекса «Имитатор работы автоматизированной линии производства сливочного масла» входят:

— Программное обеспечение (ПО) «Лактан 1–4»: предназначено для управления автоматизированным комплексом Лактан 1–4 и позволяет осуществлять сбор результатов измерений, которые можно сохранить в файл и использовать для последующей статистической обработки. Данные могут быть получены как в цифровом виде, так и в виде графиков. Пользователь имеет возможность произвести градуировку анализатора по своим данным химического анализа и типу молока.

Специализированное ПО «Моделирование качественных показателей масла», предназначено для выполнения следующих функций:

−              внесение данных о качестве сырья (содержание белка, жиров, плотность, содержание воды, точка замерзания) и подбор оптимальных настроек и параметров агрегатов производственной линии, с учетом вида вырабатываемой продукции в автоматическом и ручном режиме;

−              автоматическое поддержание заданной температуры сырья в емкости хранения и перемешивание с заданными промежутками времени;

−              регулирование скорости вращения центрифуги при сепарации молока;

−              регулирование температуры пастеризации, с учетом специфики вырабатываемой разновидности масла и качества сливок;

−              регулирование температуры и давления в дезодораторе, с учетом специфики вырабатываемой разновидности масла и качества сливок;

−              выбор режима подготовки сырья (одноступенчатый, многоступенчатый или ускоренный) и регулирования характеристик режимов, с учетом специфики вырабатываемой разновидности масла и качества сливок;

−              регулирование времени сбивания, степени наполнения емкости и числа оборотов маслоизготовителя, с учетом вида вырабатываемого масла, массовой доли жира в сливках, режима их физического созревания;

−              учет количества отведенной пахты;

−              регулирование содержания влаги, частоты вращения шнеков, температуры масла и разрежения в вакуумной камере при механической обработке, с учетом вида вырабатываемого масла;

−              выбор типа фасовки готовой продукции;

−              вывод данных о готовой продукции, сравнение их с эталонными данными.

Специализированное ПО «Имитатор работы автоматизированной линии производства сливочного масла», предназначено для исследования процессов настройки и наладки производственной линии, а также контроля производственных процессов и мониторинга состояния во время ее работы. ПО демонстрирует влияние изменения параметров линии на качество готовой продукции производства сливочного масла. В программе реализована анимированная 3D модель-симулятор производственной линии, включающая следующие элементы (рис. 1–3): насос, фильтр и счетчик; приемная емкость; пластинчатый теплообменник; сепаратор-сливкоотделитель; пластинчатый пастеризатор-охладитель; вакуум-дезодоратор; емкость для созревания; маслоизготовитель непрерывного действия; бак для пахты; устройство для дозирования воды в масло; емкость для готовой продукции; фасовочно-упаковочная машина; ленточный транспортёр упакованной продукции.

Рис. 1. Главное меню ПО.

 

Рис. 2. 3D-модель отдельных элементов конструкции деталей и узлов

 

Рис. 3. Панели управления и сообщения аварийной сигнализации автоматизированной линии

 

По каждому элементу приведена справочная информация о назначении и принципе действия. ПО позволяет выводить на экран анимированные 3D модели отдельных элементов с целью изучения конструкции деталей и узлов, принципов их действия. Реализованы трехмерные разрезы основных элементов. Обеспечена возможность настройки различных рабочих параметров линии с учетом качественных характеристик используемого сырья, визуальная демонстрация влияния регулируемых процессов на продукт с использованием системы частиц трехмерного движка программы, как на каждом отдельно взятом этапе производства, так и в конечном результате. Программа позволяет моделировать неисправности, наступающие вследствие неправильного выбора режимов работы, выхода из строя оборудования по причине его износа, поломки, и отображать их с применением визуальных эффектов трехмерного движка. Реализована возможность ручного создания неисправности, с реализацией ее по заданному времени, а также в виде случайного события в промежутке времени. Реализована функция ускорения времени с соответствующим динамическим отображением процессов и его остановка (пауза). В состав ПО входит компонент технической поддержки по неисправностям, обеспечивающий интерактивный поиск и доступ к технической документации помогающей установить и устранить выявленную неисправность. Документация содержит мультимедийные описания элементов в виде электронных руководств, с текстами, гиперссылками, чертежами, фото и видео. Для поиска документации используется экспертная система, которая сопоставляет признаки неисправности, учитывает время и стоимость ремонта, оценивает варианты устранения неисправности. В результате вырабатывается оптимальное решение, и формируются инструкции по поэтапному устранению неисправности с показом видеороликов и слайдов, соответствующих страниц текста. В режиме реального времени создаются отчеты о работе следующих элементов виртуальной производственной линии: насосы (скорость вращения двигателя, температура); охладитель (температура, влажность); взбиватель (скорость вращения, температура). Доступ к отчетам может быть получен в любой момент времени. Информация может быть представлена как в текстовом виде в форме таблиц, так и в виде графиков и диаграмм.

Комплекс разработан сотрудниками компании НПП «Учтех-Профи» (http://labstand.ru) совместно с сотрудниками кафедры «Прикладная биотехнология» ЮУрГУ (НИУ).

 

Литература:

 

  1.      Коротина А. В., Губер Н. Б., Абуова А. Б. Средства и критерии идентификации масла сливочного / Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 158–161
  2.      Альхамова Г. К., Залилов Р. В., Асенова Б. К. Построение «дома качества» для сливочного масла / Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 7–1 (38). С. 6–10.
  3.      Кондратьева А. В., Прохасько Л. С., Мазаев А. Н., Богатова О. В. Характеристика пороков сырого молока, наиболее часто встречающихся на производстве / Молодой ученый. 2014. № 10 (69). С. 156–158.
  4.      Догарева Н. Г., Ребезов М. Б., Салихова Э. М., Ткачук О. В., Канарейкина С. Г. Основные направления развития исследований по переработке молока / Молодой ученый. 2015. № 14. С. 147–149.
  5.      Ребезов М. Б., Альхамова Г. К., Максимюк Н. Н., Талеб Б. Н. Качество и безопасность молочного сырья / Современное состояние и перспективы развития пищевой промышленности и общественного питания: Материалы IV Международной конференции. Челябинск, 2010. С. 278–282.
Основные термины (генерируются автоматически): производственная линия, сливочное масло, автоматизированная линия производства, Имитатор работы, вырабатываемая разновидность масла, готовая продукция, качество сливок, учет вида, учет специфики, Программное обеспечение.

Похожие статьи

Учебный комплекс «Имитатор работы автоматизированной линии производства макаронных изделий»

Учебный комплекс «Имитатор работы автоматизированной линии производства колбасных изделий»

Автоматизированная система контроля и анализа механических испытаний лаборатории изготовления и испытания образцов на ОАО «Волжский трубный завод»

Система интеграции инженерного оборудования предприятия по производству микроэлектромеханических систем

Автоматизированная система учёта выполненных ремонтных работ на участке ремонта металлургических печей ЭСПЦ ОАО «ВТЗ»

Учебный практико-ориентированный проект на тему «Расчет и сравнительный анализ вариантов систем отопления многоквартирного жилого дома»

Методическая разработка «Технологическая карта внеурочного мероприятия по ФГОС»

Перспективная система контроля технологического процесса работы картофелеуборочных машин

Практикум «Организация работы по детскому экспериментированию в условиях дистанционного обучения»

Похожие статьи

Учебный комплекс «Имитатор работы автоматизированной линии производства макаронных изделий»

Учебный комплекс «Имитатор работы автоматизированной линии производства колбасных изделий»

Автоматизированная система контроля и анализа механических испытаний лаборатории изготовления и испытания образцов на ОАО «Волжский трубный завод»

Система интеграции инженерного оборудования предприятия по производству микроэлектромеханических систем

Автоматизированная система учёта выполненных ремонтных работ на участке ремонта металлургических печей ЭСПЦ ОАО «ВТЗ»

Учебный практико-ориентированный проект на тему «Расчет и сравнительный анализ вариантов систем отопления многоквартирного жилого дома»

Методическая разработка «Технологическая карта внеурочного мероприятия по ФГОС»

Перспективная система контроля технологического процесса работы картофелеуборочных машин

Практикум «Организация работы по детскому экспериментированию в условиях дистанционного обучения»

Задать вопрос