Организация профессиональной подготовки преподавателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 07.11.2015

Статья просмотрена: 1915 раз

Библиографическое описание:

Гребенникова, Е. В. Организация профессиональной подготовки преподавателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций / Е. В. Гребенникова, А. А. Айол. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (3.1). — С. 42-46. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/360/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

В статье рассматривается проблема организации профессиональной подготовки преподавателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» образовательных организаций Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: повышение квалификации в области безопасности жизнедеятельности образовательных организаций, программы повышения квалификации по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», дисциплина «Безопасность жизнедеятельности».

Проблема обеспечения безопасности жизни населения как социальная функция существовала с тех пор, как образовались социальные системы. В настоящее время в системе российского образования этому направлению уделяется все больше и больше внимания: в качестве обязательного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» введены в школьную программу, «Безопасность жизнедеятельности» преподается во всех высших учебных заведениях, на всех специальностях.

В содержании образовательных программ многих стран мира есть разделы, касающиеся обеспечения здоровья и безопасности человека и общества. Они предназначаются для подготовки молодёжи к жизни в условиях, возросших в последнее время опасностей техногенного, природного и социального характера. Однако ни здоровый образ жизни, ни рациональное поведение в складывающихся опасных ситуациях, заложенные в основу содержания образовательных программ, не гарантируют человеку безопасность в будущих жизненных условиях. В условиях, когда человек стремительно ускоряет индустриальные преобразования окружающей среды, чтобы повысить уровень своего комфорта, но вместе с тем создаёт и новые угрозы, в том числе и угрозу собственному существованию. Для выхода из этой ситуации, как считают учёные, необходима «глобальная революция» — такое изменение общественного сознания, которое первым условием любой жизнедеятельности сочтёт безопасность человека, общества и окружающей среды. Необходимо ориентировать людей на осознание проблем духовного здоровья, быстро утрачиваемого ими с ростом техносферы и комфорта заострять внимание на том, что надёжное индивидуальное благополучие невозможно, в условиях кризиса общества. Объективно возникшие вопросы, безопасности жизнедеятельности касаются всех образовательных областей, каждая из которых отражает определённую сферу деятельности человека и общества. В то же время во взаимосвязи в целом эти вопросы составляют главную проблему наступающей постиндустриальной эпохи развития цивилизации.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека — насущная потребность современного общества. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация и ведение гражданской обороны является одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации в области национальной безопасности и обеспечения устойчивого развития страны. Уровень подготовки педагогических кадров к решению этих задач в значительной степени зависит от эффективности профессиональной подготовки всех категорий работников образования, целью, которой является формирование у них профессионализма, направленного на обеспечение личной и коллективной безопасности в образовательных организациях.

Основная роль в этом принадлежит преподавателю-организатору основ безопасности жизнедеятельности (далее - ОБЖ), на которого возложено как проведение занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях, так и проведение мероприятий по гражданской обороне, защите от чрезвычайных ситуаций различного характера, организации пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Ежегодно в Российской Федерации по разным причинам гибнут и травмируются сотни тысяч детей. Уровень их безопасности зависит от уровня профессиональной подготовки педагогических и руководящих кадров.

Важным является формирование у педагогических и руководящих кадров в системе образования профессиональной направленности в сфере обеспечения личной и коллективной безопасности, которая является компонентом их профессиональной компетентности.

Преподаватель-организатор ОБЖ призван способствовать обеспечению личной и коллективной безопасности персонала и обучающихся, а также безопасности образовательной организации в целом от внутренних и внешних угроз в региональных условиях. Возможные чрезвычайные ситуации преимущественно обусловлены особенностями региона, что диктует необходимость их учета в повышении квалификации преподавателя-организатора ОБЖ.

Профессионализм преподавателя-организатора ОБЖ представляет собой личностное качество педагога, необходимое ему для успешного выполнения профессиональной деятельности, в том числе для обеспечения личной и коллективной безопасности обучающихся и персонала образовательной организации от внутренних и внешних угроз.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования» был разработан Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, который определил должностные обязанности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности.

Он обязан:

•разрабатывать план гражданской обороны (далее - ГО) образовательной организации;

•организовывать занятия по ГО с работниками образовательной организации;

•готовить и проводить командно-штабные, тактико-специальные учения и другие мероприятия по ГО;

•участвовать в обеспечении функционирования образовательной организации при возникновении различных чрезвычайных ситуаций;

•обеспечивать содержание защитных сооружений, индивидуальных средств защиты и формирований ГО в надлежащей готовности;

•проводить практические занятия и тренировки обучающихся, воспитанников и работников образовательной организации по действиям в экстремальных ситуациях;

•обеспечивать создание и совершенствование учебно-материальной базы, соблюдение обучающимися, воспитанниками правил безопасности при проведении занятий по курсам основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки, сохранность имущества ГО.

Должен знать:

•законодательство в области ГО и обеспечения функционирования образовательной организации при чрезвычайных ситуациях;

•организационные структуры систем предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;

•основные принципы и методы защиты населения при стихийных и экологических бедствиях, крупных производственных авариях, катастрофах, а также защиты от современных средств поражения;

•порядок оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

•правила и методы проведения мероприятий при чрезвычайных ситуациях;

Правительство Российской Федерации в своем постановлении от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» с изменениями и дополнениями от 9 апреля 2015 г. определило:

1. Лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы:

а) руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций (далее именуются - руководители);

б) должностные лица гражданской обороны, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной (далее именуются - должностные лица и работники гражданской обороны), преподаватели курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования;

в) личный состав формирований и служб;

г) работающее население;

д) обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования (кроме программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) (далее именуются - обучающиеся);

е) неработающее население.

2. Обучение является обязательным и проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее именуются - учебно-методические центры) и в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее именуются - курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

Повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны проводится не реже одного раза в 5 лет, повышение квалификации преподавателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» организаций, осуществляющих образовательную деятельность, - не реже одного раза в 3 года.

Для данных категорий лиц, впервые назначенных на должность, повышение квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы является обязательным.

3. Виды обучения в области гражданской обороны для руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны:

а) самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;

б) дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны и в других организациях;

в) участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне.

В Санкт-Петербургском государственном казенном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациями пожарной безопасности» на цикле обучения слушателей № 4 осуществляется подготовка по программе повышения квалификации «Основы безопасности жизнедеятельности» по категории Преподаватели - организаторы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в объеме 72 часов. В течение 2014 учебного года повышение квалификации прошли 123 преподавателяв составе 5 учебных групп, а в 2015 учебном году 90 преподавателя - организатора по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в составе 4 учебных групп образовательных организаций подведомственных Комитету по образованию Правительства Санкт-Петербурга.Настоящая Программа разработана в соответствии с Примерной программой обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, МЧС России, 2013г. и Примерной программы для повышения квалификации преподавателей-организаторов курса ОБЖ в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям», МЧС России, 2001г. и предназначена для повышения квалификации преподавателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Цель: Совершенствование и получение новых компетенций, необходимых для внедрения полученных знаний и умений в учебный процесс по обучению и подготовке обучающихся образовательных организаций к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Программа состоит из 4-х модулей:

Модуль 1. Среда обитания и безопасность человека.

Модуль 2. Планирование мероприятий гражданской обороны и защиты обучающихся и персонала от чрезвычайных ситуаций.

Модуль 3. Способы защиты обучающихся и персонала образовательных учреждений, материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях.

Модуль 4. Организация обучения в области безопасности жизнедеятельности.

Также с 2014 учебного года в Учреждении организована подготовка по программе повышения квалификации преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». В 2014 г. прошли обучения 20 преподавателей, в 2015 г. 21 преподаватель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» образовательных организаций, согласно плану комплектования на 2015 год, утвержденным Губернатором Санкт-Петербурга.Программаразработана в соответствии с Примерной программой повышения квалификации преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» учреждений высшего и среднего профессионального образования», МЧС России, 2013г. и предназначена для повышения квалификации преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Цель: Совершенствование и получение новых компетенций, необходимых для внедрения полученных знаний и умений в учебный процесс по обучению и подготовке студентов образовательных организаций высшего образования к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Программа состоит из 6-х модулей:

Модуль 1. РСЧС и безопасность России.

Модуль 2. Гражданская оборона Российской Федерации.

Модуль 3. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

Модуль 4. Организация ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Модуль 5. Основы обеспечения экологической, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.

Модуль 6. Обучение населения по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.

Образовательная деятельность слушателей предусматривает следующие виды учебных занятий: лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, деловые игры, семинары по обмену опытом, консультации.

Современная материальная база Учреждения позволяет качественно проводить практические занятия со слушателями. Для реализации программ повышения квалификации по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» созданы материально-технические условия:аудитории -

«Медицинской защиты», «Противопожарной подготовки»,«Радиационной и химической защиты»«Подготовки должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС образовательных учреждений», «Оповещения и связи», компьютерные классы, кабинет мультимедийного сопровождения учебного процесса. Все аудитории оснащены специализированным оборудованием и программным обеспечением.

Преподавателями цикла обучения организуются выездные занятия со слушателями с использованием материальной базы других организаций:

Невский Спасательный центр МЧС России;

Специализированная пожарно-спасательная часть Санкт-Петербурга;

Поисково-спасательная служба Санкт-Петербурга;

Санкт-Петербургский Пожарно-спасательный колледж «Центр подготовки спасателей»;

НОУ ДПО «Центральный институт повышения квалификации Госкорпорации Росатома».

Совершенствование профессионализма преподавателя-организатора ОБЖ, преподавателя дисциплины БЖД это, прежде всего, процесс целенаправленного профессионального развития и саморазвития специалиста, направленный на получение новых и специальных знаний, умений и навыков организаторской и учебной работы, а также накопленного опыта в соответствии с требованиями к его профессиональной компетентности в процессе непрерывного повышения квалификации.

Существует общепринятое убеждение, что будущее общества, его прогресс и успешность развития зависят от качества образования, уровня образованности людей, наличия квалифицированных специалистов, их профессионализма. В свою очередь профессионализм любого работника зависит от уровня его образования, профессиональной направленности и личностных характеристик. Вместе с тем в современных условиях экономики высокое качество образования - один из факторов успешного развития демократических преобразований Российского общества. Как конечный результат функционирования образовательной системы качество образования, с одной стороны, определяет уровень квалификации работников, их способность к адаптации, мобильность, профессиональную пригодность. Между тем ставится образовательная сверхзадача подготовки не просто профессионалов, а специалистов высокого уровня профессионализма. Высокий профессионализм требует для своего становления других подходов и предпосылок, более совершенных с точки зрения качества и надежности. События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, низкий уровень профессиональной подготовки специалистов, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отразились на состоянии здоровья и жизни людей. В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них привычек здорового образа жизни,обеспечение мотивации деятельности обучающихся по вопросам безопасности, проведение работы по пропаганде знаний в области безопасности жизнедеятельности.

 

Литература:

  1. Постановление Правительство Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»;
  2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
  3. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.10.2007 № 1393 «Об организации подготовки и обучения населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера».
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская оборона, ситуация, образовательная организация, Российская Федерация, модуль, МЧС России, область безопасности жизнедеятельности, повышение квалификации, программа, высшее образование.

Ключевые слова

повышение квалификации в области безопасности жизнедеятельности образовательных организаций, программы повышения квалификации по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»

Похожие статьи

Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету

В статье рассматривается методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», рассмотрен курс по выбору ...

Применение педагогической технологии «Метод проектов» в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В статье рассматриваются вопросы организации и проведения учебных занятий с использованием педагогической технологии «Метод проектов» в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупрежден...

Физическая подготовка бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности в содержании основной образовательной программы

В данной статье рассмотрены вопросы физической подготовки бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности, основная образовательная программа обучения бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности. Также, на основании анализа основной обр...

Обучение организации культурно-просветительской работы учителя ОБЖ по профилактике информационной зависимости школьников как важный компонент подготовки бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассмотрена роль культурно-просветительской работы учителя основ безопасности жизнедеятельности при осуществлении профилактики информационной зависимости учащихся, место культурно-просветительской работы в профессиональном стандарте педагога...

Современное состояние проблемы формирования знаний и умений здорового образа жизни учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассматривается современное состояние проблемы формирования знаний и умений здорового образа жизни учащихся 5–7 классов при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Формирование предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматривается логика конструирования структуры и содержания предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в рамках основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности», разработанной в ...

Неграмотность населения как проблема безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме отсутствия грамотности в сфере безопасности жизнедеятельности. Целью статьи является повышение общего уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, а в частности грамотности в этой ...

Подготовка бакалавров к организации массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются методические аспекты подготовки студентов педагогического университета к организации и проведению массовой работы в общеобразовательной школе по основам безопасности жизнедеятельности, а именно: определяется значение массовой...

Применение деловой игры в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В статье рассматриваются вопросы организации и проведения деловых игр в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Статья содержит методичес...

Необходимость введения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» как отдельной дисциплины в образовательном учреждении

В процессе написания настоящей статьи были изучены и проанализированы такие пункты и моменты как: степень изученности основ безопасности жизнедеятельности среди предметов российской системы образования; обоснование необходимости и пути введения в уче...

Похожие статьи

Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету

В статье рассматривается методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», рассмотрен курс по выбору ...

Применение педагогической технологии «Метод проектов» в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В статье рассматриваются вопросы организации и проведения учебных занятий с использованием педагогической технологии «Метод проектов» в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупрежден...

Физическая подготовка бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности в содержании основной образовательной программы

В данной статье рассмотрены вопросы физической подготовки бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности, основная образовательная программа обучения бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности. Также, на основании анализа основной обр...

Обучение организации культурно-просветительской работы учителя ОБЖ по профилактике информационной зависимости школьников как важный компонент подготовки бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассмотрена роль культурно-просветительской работы учителя основ безопасности жизнедеятельности при осуществлении профилактики информационной зависимости учащихся, место культурно-просветительской работы в профессиональном стандарте педагога...

Современное состояние проблемы формирования знаний и умений здорового образа жизни учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассматривается современное состояние проблемы формирования знаний и умений здорового образа жизни учащихся 5–7 классов при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Формирование предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматривается логика конструирования структуры и содержания предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в рамках основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности», разработанной в ...

Неграмотность населения как проблема безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме отсутствия грамотности в сфере безопасности жизнедеятельности. Целью статьи является повышение общего уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, а в частности грамотности в этой ...

Подготовка бакалавров к организации массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются методические аспекты подготовки студентов педагогического университета к организации и проведению массовой работы в общеобразовательной школе по основам безопасности жизнедеятельности, а именно: определяется значение массовой...

Применение деловой игры в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В статье рассматриваются вопросы организации и проведения деловых игр в процессе подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Статья содержит методичес...

Необходимость введения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» как отдельной дисциплины в образовательном учреждении

В процессе написания настоящей статьи были изучены и проанализированы такие пункты и моменты как: степень изученности основ безопасности жизнедеятельности среди предметов российской системы образования; обоснование необходимости и пути введения в уче...

Задать вопрос