Разговор о правильном питании
Автор: Горовая Анна Валерьевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.
Дата публикации: 27.04.2017
Статья просмотрена: 765 раз
Библиографическое описание:
Горовая, А. В. Разговор о правильном питании / А. В. Горовая. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2.1 (9.1). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2416/ (дата обращения: 24.11.2024).
Вид деятельности: познавательная
Форма: фитнес-клуб
Направление воспитания: воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
Направление развития личности: общекультурное
Пояснительная записка
Программа включает в себя разделы, освещающие наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста. Занятия строятся с учётом возрастных особенностей и возможностей. Дети узнают о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах, о традициях русской народной кухни, о режиме и культуре питания. Программа предполагает активное вовлечение в работу родителей: конкурс фотографий, конкурс блюд.
Выбор содержания программы не случаен, т. к. правильное питание — один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье и жизнь человека.
Программа направлена на работу с учащимися 5–6 классов и рассчитана на 34 часа.
Цель: формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Задачи:
- Формирование и развитие представления младших подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей.
- Освоение детьми практических навыков рационального питания.
- Информирование школьников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем.
- Развитие творческих способностей и кругозора подростков, их интересов и познавательной деятельности.
Таблица 1
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Форма проведения |
1 |
Здоровье — это здорово |
5 |
Работа в группах Дискуссия Мини-проект |
2 |
Продукты разные нужны, продукты разные важны |
6 |
Ситуационные игры Мини-проекты |
3 |
Режим питания |
3 |
Мини-проект |
4 |
Энергия пищи |
4 |
Работа в группах |
5 |
Где и как мы едим |
8 |
Ролевая и ситуационная игра Мини-проект |
6 |
Ты — покупатель |
8 |
Ролевая игра |
Содержание тем
Тема 1. Здоровье— это здорово (5 часов)
Здоровье, здоровый образ жизни, привычки, характер, поведение, правильное питание, наследственность, рацион. Высказывания знаменитых людей о здоровье. Примеры о знаменитых людях, преодолевших тяжелый недуг. 5 правил правильного питания. Движение и здоровье.
Тема 2. Продукты разные нужны, продукты разные важны (6 часов)
Пищевые вещества, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, рацион, пищевая тарелка. Анализ меню на содержание белков, углеводов, жиров. Информация на упаковке. Продукты -источник питательных веществ.
Тема 3. Режим питания (3 часа)
Режим питания, варианты режима питания, регулярность, «пищевая тарелка». Правила для организации дня. Распределение калорийности суточного рациона при разных режимах питания.
Тема 4. Энергия пищи (4 часа)
Калорийность, калория, энергия пищи, высококалорийные и низкокалорийные продукты. Энерготраты организма при составлении рациона питания. Физиологические нормы веса для людей разного возраста.
Тема 5. Где икак мы едим (8 часов)
Сфера общественного питания, гигиена питания, режим питания. Правила поведения в местах общественного питания. Правила гигиены. Употребление продуктов быстрого приготовления. Поход — не повод для сухомятки.
Тема 6. Ты— покупатель (8 часов)
Покупатель, потребитель, торговля, права, обязанности. Информация о продаваемом продукте. Пищевые добавки и их виды. Штрих-код на упаковке товара. Информация зашифрованная в штрих-коде. Внимательность покупателя при выборе продуктов.
Контрольно-измерительные материалы
Тема 1. Здоровье— это здорово.
Задание для самостоятельной работы дома «Цветик-семицветик» Вопросы для дискуссии «Цветик-семицветик».
Вопросы для обсуждения «От чего зависит наше здоровье».
Задания: «Здоровье и характер человека», «Здоровье и привычки человека».
Игра «Голосование»
Игра «Угадай»
Задание для самостоятельной работы дома «Мой образ жизни».
Задание «Правила правильного питания».
Мини-проект «Правильное питание и здоровье».
Тема 2. Продукты разные нужны, продукты разные важны.
Игра «Разноцветные столы».
Задание «Пищевые круги».
Задание «Анализ рациона питания».
Задание для самостоятельной работы дома «Разноцветный стол».
Конкурс рекламы витамина или минерального вещества.
Задание для самостоятельной работы дома «Анализ рациона питания».
Тема 3. Режим питания.
Задание «Варианты режима питания».
Задание «Мой режим питания».
Вопросы для обсуждения «Что может нарушить наш режим питания и как этого избежать?»
Тема 4. Энергия пищи.
Задание «Энергия пищи».
Вопросы для обсуждения «Как и почему меняется потребность в энергии с возрастом?».
Исследовательская работа «Вкусная математика».
Задание «Проверь свой вес и рост».
Тема 5. Где икак мы едим.
Работа в группах «Правила, которые необходимо соблюдать в местах общественного питания».
Ролевая игра «Кафе».
Задание для самостоятельной работы дома: творческий мини-проект «Мы не дружим с сухомяткой».
Вопросы для обсуждения «Питание в походе».
Игра «Собираем рюкзак».
Вопросы для осуждения «Питание на экскурсии».
Работа в группах «Правила безопасности».
Тема 6. Ты— покупатель.
Вопросы для обсуждения «Где можно сделать покупку».
Задание «Срок хранения продуктов».
Вопросы для обсуждения «Упаковка продуктов».
Ситуационная игра «Выбор продуктов».
Ситуационная игра «Ты — покупатель».
Итоговый контроль
Тест «Правильно ли вы питаетесь»
- Ежедневно ли вы завтракаете, обедаете и ужинаете?
а) Да. 1
б) Зависит от моей занятости в конкретный день. 2
в) Нет, далеко не всегда. 3
- Возвратившись после школы домой, сколько в среднем времени проходит перед тем, как вы садитесь за стол?
а) Не менее получаса. 2
б) Час и больше. 1
в) Сразу стараюсь что-нибудь перекусить. 3
- И как вы выбираете блюда?
а) Ем то, что есть под рукой. 3
б) Исходя из их питательной ценности. 1
в) Ем все, что нравится. 2
- Обычно во время приема пищи, вы:
а) придерживаюсь правила: «Когда я ем, я глух и нем». 1
б) отвлекаюсь на всевозможные разговоры. 2
в) читаю прессу или смотрю телевизор. 3
- Всегда ли вы тщательно пережевываете пищу?
а) Нет, это не про меня. 3
б) Раз на раз не приходится, во многом зависит от времени, которым я располагаю. 2
в) Разумеется, да. 1
- После приема горячей пищи вы, как правило, сразу переходите к чаепитию?
а) Нет, откладываю чаепитие минимум на полчаса — час. 1
б) По-разному. 2
в) Да, сразу. 3
- Едите ли вы на ночь?
а) Да, бывает. 3
б) Позднее шести вечера не ем. 1
в) Прекращаю прием пищи не менее чем за два часа до сна. 2
- Вы следуете принципу раздельного питания?
а) Да. 1
б) Время от времени, но в целом не придаю этому большого значения. 2
в) Нет. 3
- Часто ли питаетесь всухомятку?
а) Такое случается нередко. 3
б) Иногда. 2
в) Практически никогда. 1
- Вы стараетесь придерживаться правила: «В течение дня не ограничивать себя в еде, но есть небольшими порциями»?
а) Да, конечно. 1
б) Правило мне известно, но следую ему не всегда. 2
в) Нет. 3
Подсчитайте баллы
10–16 баллов. Остроумный Сократ заметил: «Мы не для того живем, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Вы, вероятно, прилежны в вопросе, как и когда есть, тем самым помогая вашему организму жить и работать с максимальной отдачей.
17–23 балла. Вам знакома истина, что чрезмерное увлечение едой, так же, как и высокомерное невнимание к ней, неразумно, но иногда вы об этом забываете. Вам не помешает относиться к тому, как вы едите, более ответственно, чтобы гарантировать себя в будущем от проблем со здоровьем, связанных с неправильным питанием.
24–30 баллов. Пришла пора задуматься над тем, чтобы начать менять свои привычки, потому что, судя по всему, вы не очень заботитесь о том, как едите. В качестве первых шагов старайтесь не садиться за стол, когда очень устали или раздражены. Такой прием пищи не пойдет впрок. Не ешьте наскоро, это позволит вам не переедать. Возьмите себе за правило, минимум дважды в день не пренебрегать горячей пищей.
Литература:
- Программа «Разговор о правильном питании» М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
- М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь для школьников — М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2011 г.
- М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева. Формула правильного питания. Методическое пособие для учителя — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2011 г.
- Сайт Nestle «Разговор о правильном питании» http://www.food.websib.ru/