Программа элективного курса для учащихся 6 классов «Введение в экономику»
Автор: Раков Александр Евгеньевич
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (8) март 2017 г.
Дата публикации: 07.01.2017
Статья просмотрена: 1429 раз
Библиографическое описание:
Раков, А. Е. Программа элективного курса для учащихся 6 классов «Введение в экономику» / А. Е. Раков. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 79-85. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/1875/ (дата обращения: 16.12.2024).
Программа факультативного курса «Введение в экономику» призвана формировать экономическую компетентность, познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, формированием ее бюджета, правилами ведения семейного хозяйства, «домашней бухгалтерией», функцией и значением денег, развивать экономическое мышление, воспитывать экономическую культуру и проявлять ее в нравственно обоснованном поведении.
Целью курса является формирование у школьников общих представлений об основах развития экономики, для того чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению будущих социальных ролей — потребителя, производителя, гражданина.
Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:
− помочь учащимся овладеть основными навыками анализа и решения бытовых экономических проблем семьи.
− показать экономические отношения семьи с рыночными структурами, возможности семейного предпринимательства, рассмотреть взаимоотношения семьи и государства.
− научить школьников выполнять несложные экономические расчеты, работать с семейной документацией, осуществлять рациональный выбор, в условиях ограниченности ресурсов.
− способствовать освоению школьниками простейших приемов осознанного и целесообразного потребительского выбора.
− воспитывать бережливость, аккуратность, ответственность; развивать умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.
− формировать понимание школьниками роли труда в жизнедеятельности семьи; оказать помощь в осознании ими своих интересов, способностей, общественных ценностей; способствовать их профессиональному самоопределению.
Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные школьниками при изучении учебных курсов обществознания, истории, литературы, технологии, математики и др.
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия строятся на сочетании индивидуальной работы и групповой. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий, деловых игр, тренингов, диагностической работы, разбора ситуаций; создание и защита проектов.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через выполнение практических заданий, участие в играх, создание проектов.
Преподавание курса рассчитано на 35 часов для учащихся 5 класса (1 час в неделю).
Требования крезультатам обучения.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.
Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников экономической информации для составления экономических характеристик деятельности человека и общества — таблиц, графиков, моделей, отражающих экономические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
Личностные результаты обучения основам экономике в 6 классе, предполагают, что учащийся должен обладать:
− мировоззрением и нравственным сознанием, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, основанным на диалоге культур, а также осознанием своего места в поликультурном мире на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
− коммуникативными навыками сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
− готовностью и способностью к образованию, в том числе самообразованию, сознательным отношением к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные результаты обучения формируют регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, и включают в себя:
- Регулятивные:
− ставить учебные задачи, вносить изменения в содержание учебной задачи и выбирать наиболее рациональную последовательность ее выполнения;
− планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
− оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
− пользоваться различными способами самоконтроля.
- Познавательные
− классифицировать в соответствии с выбранными признаками, систематизировать и структурировать информацию;
− формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
− пользоваться навыками анализа и синтеза;
− искать и отбирать необходимые источники информации;
− представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
− работать с разными видами текстов (учебным текстом и внетекстовыми компонентами) — научно-популярными, публицистическими, художественными: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления;
− переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
− использовать различные виды моделирования исходя из учебной задачи;
− создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами.
- Коммуникативные
− выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
− вести дискуссию, диалог;
− находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Предметные результаты обучения:
− сформированность представлений об экономической науке как системе знаний теоретических и прикладных наук;
− понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки;
− сформированность системы знаний об экономической системе жизни общества, как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, предприятий и государства;
− понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;
− понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;
− сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
− сформированность экономического мышления: умение принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
− владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая интернет;
− анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
− сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать экономические проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
− умения применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
− способность к личному самоопределению и самореализации в экономической деятельности;
− знание основ рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
− понимание места России в современной мировой экономике, умение ориентироваться в текущих экономических событиях;
− владение приемами работы со статической, аналитической и фактической экономической информацией;
− умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;
умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
|||
Теоритический |
Практический |
Проверочный |
Всего |
||
1. |
ЭКОНОМИКА И ВЫБОР |
4 |
3 |
1 |
8 |
2. |
ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ |
3 |
2 |
1 |
6 |
3. |
СЕМЬЯ И ЭКОНОМИКА |
4 |
2 |
1 |
7 |
4. |
ЭКОНОМИКА ВОКРУГ НАС |
4 |
2 |
1 |
7 |
5. |
МИР ПРОФЕССИЙ |
3 |
3 |
1 |
7 |
|
ИТОГО: |
18 |
12 |
5 |
35 |
Календарно-тематическое планирование «введение вэкономику» 6 класс
№п/п |
Тема урока |
Календарные сроки |
Практические работы |
Результаты |
Домашнее задание |
||
Предметные |
Личностные |
Метапредметные |
|||||
ЭКОНОМИКА ИВЫБОР (8 ЧАСОВ) |
|||||||
1 |
Что такое экономика. |
|
Знать значение понятия «экономика». Приводить примеры экономической деятельности человека и общества. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Ставить учебные задачи, вносить изменения в содержание учебной задачи. |
Записи в тетради |
|
2 |
Мои потребности. |
|
Практическая работа № 1: «Определение своих потребностей» |
Объяснять какие потребности есть у человека. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Записи в тетради |
3 |
Ресурсы. |
|
Приводить примеры различных видов ресурсов. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Пользоваться навыками анализа и синтеза. |
Записи в тетради |
|
4 |
Собственность. |
|
Сформированность уважительного отношения к чужой собственности. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Пользоваться навыками анализа и синтеза. |
Записи в тетради |
|
5 |
Выбор. |
|
Практическая работа № 2: «Осуществление выбора из двух вариантов» |
Уметь осуществлять рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Записи в тетради |
6 |
Как сделать правильный выбор. |
|
Практическая работа № 3: «Осуществление выбора с помощью лестницы принятия решений» |
Записи в тетради |
|||
7 |
Обобщающий урок по разделу: «Экономика и выбор» |
|
|
||||
ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ (6 ЧАСОВ) |
|||||||
8 |
История денег. Металлические деньги. |
Знать значение понятия «деньги». |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Записи в тетради |
||
9 |
Бумажные деньги. |
Приводить преимущества бумажных денег от металлических. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Записи в тетради |
||
10 |
Как отличить настоящие деньги. |
Практическая работа № 4: «Определение знаков защиты денежных знаков» |
Уметь определять основные знаки защиты денежных единиц. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Записи в тетради |
|
11 |
Электронные деньги. |
Приводить преимущества электронных денег от металлических и бумажных. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Записи в тетради |
||
12 |
Что такое богатство. Ценность вещей. |
Практическая работа № 5: «Анализ ситуаций из художественной литературы» |
Объяснять значение понятий «богатство» и «ценность» |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Вести дискуссию, диалог. |
Записи в тетради |
|
13 |
Как складывается стоимость. |
Объяснять из каких критериев складывается стоимость товара. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Вести дискуссию, диалог. |
Записи в тетради |
||
14 |
Обобщающий урок по разделу: «Что такое деньги» |
||||||
СЕМЬЯ ИЭКОНОМИКА (7 ЧАСОВ) |
|||||||
15 |
Что такое семья в экономике. |
|
Определять критерии семьи в экономике. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Записи в тетради |
|
16 |
Доходы и расходы семьи. |
|
|
Определять доходы и расходы семьи. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Записи в тетради |
17 |
Бюджет семьи. |
|
|
Составлять бюджет семьи. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Записи в тетради |
18 |
Потребительская корзина |
|
|
Знать из чего складывается потребительская корзина покупателя. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Записи в тетради |
19 |
Семейное планирование |
|
Практическая работа № 6: «Составление экономического плана семьи» |
Составлять различные планы экономической деятельности семьи. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Записи в тетради |
20 |
Семейное планирование |
|
Практическая работа № 7: «Составление экономического плана семьи» |
Записи в тетради |
|||
21 |
Обобщающий урок по разделу: «Семья и экономика» |
|
|
||||
ЭКОНОМИКА ВОКРУГ НАС (7 ЧАСОВ) |
|||||||
22 |
Рынок. Как работает рынок. |
|
Объяснять значение понятия «рынок». |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Записи в тетради |
|
23 |
Спрос и предложение. |
|
Практическая работа № 8: «Построение графика спроса из простых данных» |
Объяснять, как работает рынок. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Записи в тетради |
24 |
Магазины. |
|
Приводить примеры магазинов по различным критериям. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Записи в тетради |
|
25 |
Выбор в магазине. |
|
Практическая работа № 9: «Создание памятки покупателю» |
Объяснять характерные особенности осуществление выбора в магазине. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Записи в тетради |
26 |
Штрих-код товара. Маркировка товара. |
|
Приводить примеры маркировки товара. Определять производителя по штрих-коду. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Записи в тетради |
|
27 |
Банки. Налоги. |
|
Объяснять значение понятий «банк», «налоги». Понимать значение налогов в жизни общества. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Записи в тетради |
|
28 |
Обобщающий урок по разделу: «Экономика вокруг нас» |
|
|||||
МИР ПРОФЕССИЙ (7 ЧАСОВ) |
|||||||
29 |
Что такое труд. |
Знать значение понятия «труд». |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Искать и отбирать необходимые источники информации. |
Записи в тетради |
||
30 |
Профессии членов моей семьи. |
Практическая работа № 10: «Составление характеристики профессии» |
Уметь определять к какой сфере деятельности относятся профессии членов семьи. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Переводить информацию из одного вида в другой. |
Записи в тетради |
|
31 |
Профессии членов моей семьи. |
Уметь определять к какой сфере деятельности относятся профессии членов семьи. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении. |
Записи в тетради |
||
32 |
Кем я хочу быть. |
Практическая работа № 11: «Составление визитной карточки профессии» |
Уметь осознанно совершать выбор своей будущей деятельности. Правильно оценивать свои возможности и желания. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении. |
Записи в тетради |
|
33 |
Профессии будущего. |
Практическая работа № 12: «Анализ профессий будущего» |
Определение основных направлений развития будущих сфер деятельности человека. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Вести дискуссию, диалог. |
Записи в тетради |
|
34 |
Профессии будущего. |
Определение основных направлений развития будущих сфер деятельности человека. |
Готовность к образованию, в том числе самообразованию. |
Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. |
Записи в тетради |
||
35 |
Итоговое занятие «Основы экономики» |
||||||