Создание мультикультурной и мультинациональной среды в школе как средство снижения националистических настроений: на примере движения United World College | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 31.10.2016

Статья просмотрена: 159 раз

Библиографическое описание:

Русакова, Е. А. Создание мультикультурной и мультинациональной среды в школе как средство снижения националистических настроений: на примере движения United World College / Е. А. Русакова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 4 (7). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/42/1505/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматривается создание специфического образовательного пространства, основанного на межкультурном и межнациональном диалоге и кооперации на примере движения «Колледжи объединенного мира» (UnitedWorldCollege). Центром изучения являются характеристики данного типа учебного заведения, а также анализ его влияния как на отдельных индивидуумов, так и на положение дел на локальном, национальном и глобальном уровне. Кроме того, рассматриваются перспективы данного движения в решении глобальной проблемы распространения национализма и расовой дискриминации.

Ключевые слова: межкультурная образовательная среда, межнациональная образовательная среда, национализм, UnitedWorldCollege, гражданин мира, расовая дискриминация, движение Колледжей объединенного мира

Национализм в различных его проявлениях является не менее опасным феноменом для стабильности мирового сообщества, чем терроризм или глобальное потепление. Такие формы существования крайнего национализма, как шовинизм, нацизм, фашизм, ксенофобия, экстремизм, являются наиболее радикальными. Чтобы понять, о чем идет речь, обратимся к резолюции 1344 Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 2003 года «Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе». В ней экстремизм определяется как «форма … деятельности, основанная на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультранационализма» [8]. В условиях развития глобализации все эти виды расовой дискриминации охватывают все больше слоев населения и стран мира.

Послевоенное время положило начало созданию различных организаций по решению глобальных проблем. В частности, одним из самых значимых пунктов была необходимость устранения различных форм проявлений национализма, что было особенно актуально после ликвидации такой угрозы как фашизм. Первые шаги в этом направлении были сделаны в рамках Организации Объединенных Наций уже в 1963 году с провозглашением «Декларации о ликвидации всех форм расовой дискриминации» [3, с. 6]. В 1965 году Генеральной Ассамблеей ООН была представлена Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, которую в 1969 ратифицировало уже 27 государств [3, с. 7]. Конвенция не только представляла собой список конкретных мер по решению данной проблемы, но также и предусматривала создание Комитета по ликвидации расовой дискриминации. Несмотря на то, что данный правовой документ является лидером по количеству присоединившихся государств (около ¾ членов ООН), а также является самым давним документом Организации Объединенных Наций по правам человека [3, с. 7], проблема развития националистических настроений в наше время становится более и более актуальной. Доказательством тому служит развитие националистических движений как в контексте украинского кризиса, так и в условиях современных миграционных потоков в страны Европы.

Комитет по ликвидации расовой дискриминации в своих декларациях, на официальных встречах высказывает различные способы решения этой проблемы. Одним из самых часто упоминаемых является идея о «необходимости развития диалога между представителями различных национальностей, развитие глобальной связующей сети между молодежью разных стран как фундаментального элемента в конструировании межкультурного понимания и уважения» [7, с. 20]. В ноябре 2015 года во время заседания 88-ой сессии Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн отметил, что современные проблемы дискриминации не могут быть решены принятием законов [6].По его словам, их надо решать путем образования и повышения культурного уровня людей.

Необходимость создания межнациональной и межкультурной образовательной среды для молодежи, неоднократно подчеркиваемая Конвенцией и комитетом, нашла свое отражение в создании и развитии такого движения как UnitedWorldCollege (движение «Колледжей Объединенного Мира»). Чтобы исследовать вклад этого института в решение данной проблемы, рассмотрим историю его существования, а также распространение и расширение института в мире. Движение основано в 1962 году и имеет сеть национальных комитетов в более, чем 150 странах, а также колледжей и школ в 16 странах [1]. Обучение происходит в 2 форматах: школы для детей и подростков от 2 до 19 лет, а также колледжи двухгодичной предуниверситетской подготовки, направленные на получение международного бакалавриата (16–19 лет)[4]. Первый колледж был открыт в 1962 году в Южном Уэльсе [4]. Он был назван самым захватывающим экспериментом в области образования после Второй Мировой Войны. Целью создания явилась идея объединить молодых людей из регионов поствоенных конфликтов для создания мирового порядка через образование, основанное на совместном развитии, на сотрудничестве и взаимопонимании. В последние 3 года были созданы четыре новых школы или колледжа в Армении и Германии (2014), Китае (2015) и Таиланде (2016).

Разберем, насколько деятельность данного движения соответствует идеологии ликвидации расовой дискриминации. Согласно официальному сайту института, миссия UWC состоит в том, чтобы сделать образование той силой, которая будет объединять людей разных национальностей и культур для создания мирного и устойчивого будущего. Главными ценностями, содействующими созданию такого будущего, являются межкультурное взаимопонимание, уважение и сохранение индивидуальных различий, ответственность и честность личности, взаимная ответственность и уважение, сострадание к людям и общественная работа, уважение к окружающей среде, личный вызов, необходимость своими действиями быть примером для окружающих.

Формирование образовательного процесса происходит следующим образом. Колледжи Объединенного мира концентрируются на модели эмпирического обучения (образования через получения опыта). Будучи частью динамичного и разнообразного сообщества, молодые люди сталкиваются с различными ситуациями, учатся сочувствовать и осмысливать прожитый опыт через методы проб и ошибок, рефлексию, открытый диалог. Студенты имеют возможность сотрудничать в определенной сфере своих интересов как между собой, так и с представителями сообщества за пределами образовательной среды. С точки зрения педагогики, эмпирическое образование предполагает намеренное создание преподавателями возможностей для включения студентов в разные виды деятельности для получения разнообразного опыта[5]. Каждая школа и колледж видоизменяют свои программы так, чтобы все учащиеся имели возможность реализовывать свой потенциал. Тем не менее, существуют и обязательные составляющие каждой программы: физическая активность и ведение здорового образа жизни, без которых невозможно нормальное внутреннее развитие личности, творческие занятия, а также организация социальной помощи и поддержки местного сообщества. Приветствуется выступление студентов с собственными инициативами. Главным результатом проделанной работы является развитие у студентов навыков и компетенций, соответствующих ценностям движения, для воспитания гражданина мира.

Так как институт существует уже более 50 лет, то можно сделать определенные выводы о реализации целей движения, а также о вкладе данного института в решение глобальных проблем. Начнем с количественных показателей. С начала основания движения было создано около 150 национальных комитетов в разных странах мира[1]. Эти комитеты ежегодно принимают участие в формировании межнационального сообщества через информирование молодежи о возможностях обучения, отбор кандидатов, а также поддержание связи с выпускниками движения. Кроме того, в настоящее время программы UWC объединяют около 9000 детей и подростков ежегодно, а за все время функционирования учреждений выпускниками стали свыше 60000 человек практически во всех странах мира [1].

Касательно качественных характеристик, влияния UWC распространяется на различные сферы человеческой жизни. Важно упомянуть, что движение Колледжей Объединенного мира также предлагает краткосрочные программы, направленные на развитие лидерских качеств среди молодежи через такие направления деятельности, как социальные проекты, социальное предпринимательство, экологическое равновесие, социальная справедливость и международное взаимопонимание. Через проведение краткосрочных программ, UWC распространяет свои ценности среди еще большего количества студентов. Кроме того, студенты участвуют в различных волонтерских проектах социальной направленности, оказывая помощь местному сообществу. Это воспитывает не только молодежь в духе UWC, но также оказывает положительное влияние на людей за пределами института. Например, студенты двух кампусов UWC 1970 и 2008 годов в Сингапуре на обязательной основе вовлечены в школьные, местные проекты, а также в проекты глобального масштаба (сотрудничество с организациями в сфере образования, здоровья и охране детства) [4]. Участники движения, обучающиеся в колледже Боснии и Герцеговины, работали с детьми беженцев из Косово на территории лагеря для беженцев в Черногории[4].

Одним из ключевых факторов является и доступность образования. Помимо создания межнациональной образовательной среды, движение объединенного мира фокусируется на системе инклюзивного образования. Студенты с особенностями развития имеют равные возможности в отделениях UWC. Пионером в этом направлении послужило открытие в 1995 году колледжа UWC Красного креста Северной Европы в Норвегии[4]. Совместный проект UWC и общества Красного Креста направлен на то, чтобы не только включить студентов с особенностями развития в обучение, но и предоставить им возможность расширить свои физические способности в реабилитационных центрах. Более того, процесс отбора кандидатов построен максимально справедливо, что позволяет уравнивать студентов из семей с разными социальными статусами и возможностями во время прохождения конкурса. Определенным категориям студентов предоставляются льготы и стипендии. Например, BlueRoseCompass предоставляют стипендии около 100 одаренным беженцам ежегодно, стипендиальная программа Horizon-UWC выделяет финансовую помощь для студентов-беженцев, молодых людей из зон конфликтов и других студентов из малообеспеченных и маргинальных слоев населения [3]. Существуют программы, направленные на финансирование лиц определенной национальности: 100 LIVES — UWC предоставляет стипендии студентам армянам, AMAN — UWC — для молодежи из Пакистана, UWC-Velux Young Change Makers — малообеспеченным студентам из Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии, Румынии [3].

Первоочередное значение имеет и вклад UWC в создание и развитие такой формы обучения, как международный бакалавриат. PearsonUWC колледж, основанный в 1974 году, был одним из первых заведений в Северной Америке, который начал применять эту систему [4]. Были разработаны программы курсов, преподаваемых на международном уровне по таким предметам, как морские науки, теория познания и многие другие. Одним из главных факторов было включение студентов в процесс познания через практические элементы обучения. Многие выпускники именно этого колледжа продолжают посвящать себя образовательной среде. Около 500 получают докторские степени, около 200 выпускников уже стало профессорами в университетах, около 50 человек работают в международных организациях[4].

Для многих выпускников и учеников организации ценности UWC становятся жизненным ориентиром и приоритетом. Многие посвящают свою жизнь основанию и продвижению негосударственных организаций, социальных проектов и кампаний, социального бизнеса. Многие работают в национальных комитетах UWC в своих странах. Официальный сайт располагает информацией о самых выдающихся выпускниках колледжей. Привлекает внимание профиль Пилви Торсти, выпускницы колледжа в Италии 1995 года [2]. Под влиянием приезжающих в то время студентов из распавшихся стран Югославии, после выпуска Торсти получила кандидата наук, специализируясь на Боснии, а затем переехала в Боснию и Герцеговину. Там она сыграла решающую роль в открытии колледжа UWC на территории этой страны в 2006 году. Студенты инициируют свои проекты еще, будучи студентами. Например, Брижлал Чаудхари и проект по снижению зависимости населения его непальской деревни от древесного топлива [2].

Итак, движение Колледжей Объединенного мира с момента своего основания занималось созданием образовательного пространства, направленного не только на решение проблем межкультурных и межнациональных конфликтов, но также проблем экологического характера, социальных проблем локального сообщества. Изучив деятельность школ и колледжей UWC, можно сделать вывод, что организация охватывает все большее количество человек, распространяет свое влияние на все большие сферы общественной жизни, а также воспитывает молодых людей согласно универсальным ценностям для сохранения и поддержания устойчивого мира. В последнее время движение набирает обороты и расширяет свое присутствие, открывая все новые отделения в разных странах. За последние 3 года было открыто 4 из существующих 16 заведений. И хотя пока влияние движения не стало глобальным и всеохватывающим, а скорее имеет точечное влияние, на уровне региона или страны, движение UWC обладает огромным потенциалом и возможностями для решения глобальных проблем человечества через воспитание молодого поколения граждан мира.

Литература:

  1. About UWC // UWC. URL: https://www.uwc.org/about (дата обращения: 01.10.2016)
  2. Alumni initiatives // UWC. URL: https://www.uwc.org/impact/alumni-initiatives (датаобращения: 10.10.2016)
  3. Major donors // UWC. URL: https://www.uwc.org/about/partners/major-donors (дата обращения: 15.10.2016)
  4. Making an impact through education. UWC brochure // UWC. URL: https://www.uwc.org/about/key-documents (дата обращения: 18.10.2016)
  5. UWC Educational Model. October 2013 // UWC/. URL: https://www.uwc.org/about/key-documents (дата обращения: 18.10.2016)
  6. Верховный комиссар ООН призвал не допустить возрождения идей расового превосходства и этнического национализма // Центр новостей ООН. URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?newsID=24976#.WBDLqI-LTIV (дата обращения: 13.10.2016).
  7. Комитет по ликвидации расовой дискриминации. Изложение фактов № 12 // Центр по правам человека Отделения Организации Объединенных Наций. URL: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/FactSheet12ru.pdf (дата обращения: 09.10.2016).
  8. Резолюция 1344 (2003). Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе // Совет Европы. Официальный сайт. URL: http://www.coe.int/t/r/parliamentary_assembly/ %5Brussian_documents %5D/ %5B2003 %5D/ %5BSept_2003 %5D/Res %201344 %20Rus.asp (дата обращения: 21.10.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): UWC, расовая дискриминация, Объединенный мир, колледж, студент, движение, движение Колледжей, создание, Красный Крест, межкультурная образовательная среда.

Ключевые слова

национализм, межкультурная образовательная среда, межнациональная образовательная среда, Объединенный колледж мира, гражданин мира, расовая дискриминация, движение Колледжей объединенного мира, United World College

Похожие статьи

Студенческое самоуправление как особая форма общественной...

Студенческое самоуправление как фактор профессионального... Рис. 1. Взаимодействие в системе«субъект-среда»: взаимосвязь внешних и внутренних условий самореализации личности в образовательном пространстве колледжа.

Адаптация студентов-первокурсников в колледже

создание условий для успешной адаптации студентов; ‒ выявить особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к обучению в колледже

На втором этапе осуществляется выявление удовлетворенности обучающихся образовательной средой...

Первые шаги в международном молодежном сотрудничестве...

VI международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2014).

Студенты колледжа рассказали о студенческом самоуправлении и волонтерском движении в данном учебном заведении.

Международное движение Красного Креста | Статья в журнале...

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца — одно из самых больших гуманитарных движений в мире

Международный комитет Красного Креста осуществляет защиту гражданских объектов в ходе международных конфликтов защита природной среды от...

Возникновение и развитие поликультурного образования в США

Дискриминация по расовому признаку вызвала беспрецедентную борьбу

мог не отразиться на ситуации в школах, колледжах, университетах и других образовательных учреждениях.

Арнольдов А. И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. — м.: мгик, 1992.

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

В статье рассматривается проблема создания образовательной среды с целью формирования профессиональной компетентности

- профилю образовательного учреждения — дошкольное учреждение, школа (гимназия, лицей), колледж, вуз, университетский округ...

Изучение отношения современной молодежи к проблеме...

Нетерпимость и агрессия между различными социальными группами, приверженцами различных культур и вероисповеданий, общественных и политических движений

В исследуемую группу вошли студенты института филологического образования и межкультурных коммуникаций, а...

Построение образовательной среды современной школы

Для создания образовательной среды можно выделить следующие характеристики [6]

Когерентность. - Установление и поддержание связей с ВУЗами (МГПУ, МПГУ, МАИ), ССУЗами (Педагогический колледж № 18).

Похожие статьи

Студенческое самоуправление как особая форма общественной...

Студенческое самоуправление как фактор профессионального... Рис. 1. Взаимодействие в системе«субъект-среда»: взаимосвязь внешних и внутренних условий самореализации личности в образовательном пространстве колледжа.

Адаптация студентов-первокурсников в колледже

создание условий для успешной адаптации студентов; ‒ выявить особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к обучению в колледже

На втором этапе осуществляется выявление удовлетворенности обучающихся образовательной средой...

Первые шаги в международном молодежном сотрудничестве...

VI международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2014).

Студенты колледжа рассказали о студенческом самоуправлении и волонтерском движении в данном учебном заведении.

Международное движение Красного Креста | Статья в журнале...

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца — одно из самых больших гуманитарных движений в мире

Международный комитет Красного Креста осуществляет защиту гражданских объектов в ходе международных конфликтов защита природной среды от...

Возникновение и развитие поликультурного образования в США

Дискриминация по расовому признаку вызвала беспрецедентную борьбу

мог не отразиться на ситуации в школах, колледжах, университетах и других образовательных учреждениях.

Арнольдов А. И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. — м.: мгик, 1992.

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

В статье рассматривается проблема создания образовательной среды с целью формирования профессиональной компетентности

- профилю образовательного учреждения — дошкольное учреждение, школа (гимназия, лицей), колледж, вуз, университетский округ...

Изучение отношения современной молодежи к проблеме...

Нетерпимость и агрессия между различными социальными группами, приверженцами различных культур и вероисповеданий, общественных и политических движений

В исследуемую группу вошли студенты института филологического образования и межкультурных коммуникаций, а...

Построение образовательной среды современной школы

Для создания образовательной среды можно выделить следующие характеристики [6]

Когерентность. - Установление и поддержание связей с ВУЗами (МГПУ, МПГУ, МАИ), ССУЗами (Педагогический колледж № 18).

Задать вопрос