Автор: Подоксёнова Елена Анатольевна

Рубрика: Внеучебная работа

Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 31.10.2016

Библиографическое описание:

Подоксёнова Е. А. Школьная типография как средство саморазвития обучающихся с интеллектуальными нарушениями // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 72-74.



Школьная типография. Что это такое?

Полиграфическая промышленность — это отрасльпромышленности, занятая изготовлением всевозможных видов печатной продукции. Типография — это предприятие полиграфической промышленности.

Основное назначение школьной типографии — справляться с подготовкой информационных материалов и их печатью.

Первое, что необходимо для типографии — это печатное устройство — цветной лазерный принтер. Логично предположить, что вручную трудно качественно нарезать даже не очень большое количество экземпляров печатной продукции, значит, стоит задуматься о подборе резака — в нашей типографии резак сабельного типа. Кроме того, мы выбрали фотоаппарат, биговальный, перфорационный аппараты и ламинатор. Конечно брошюрную, альбомную и книжную продукцию нельзя представить без шитья блоков. Наша типография оснащена степлером, позволяющим сшивать блоки внакидку и втачку, и переплетной машиной — на ней возможен переплет на пластиковую пружину. Данный перечень оборудования вполне способен покрыть личные запросы кружковцев и нужды школы в печатной продукции, с его помощью можно выпускать печатные материалы небольшого тиража.

Ежегодно в нашем кружке Школьной типографии «Улей» как пчёлы трудятся 10–12 учащихся 5–9 классов.

Цель программы кружка: Создание условий для освоения технологических знаний, производственной и коммуникативной культуры в области полиграфии на основе включения учащихся в разные виды технологической деятельности по изготовлению общественно значимых продуктов труда.

На занятиях мы с обучающимися моделируем поэтапный процесс работы типографии. Мы печатаем газету «Школьный вестник», буклеты, плакаты, дипломы и грамоты, изготавливаем блокноты, закладки, медали и т. д. Кроме того учащиеся готовят и печатают изделия для личного пользования: фотоальбомы, календари и свои авторские книги.

Возможности школьной типографии для саморазвития обучающихся синтеллектуальными нарушениями

Федеральный государственный образовательный стандарт определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные. Необходимо «запустить» в ребенке механизмы саморазвития, а, следовательно, создать для этого условия:

– участие личности в деятельности;

– определенный опыт успеха;

– тренинг достижений.

Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества, личность начинает на этой базе выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, изменяя и воспитывая себя (Г. К. Селевко).

Общепризнанно, что основой развития личности являются ее потребности. Предлагаю вместе проанализировать потребности личности и, каким образом обучающиеся могут удовлетворить их в условиях школьной типографии.

Потребность в самоутверждении, стремление уважать себя, быть довольным собой, быть уверенным в себе. Самоутверждаться человек может с помощью реальных достижений в какой-либо области. Реальными достижениями являются качественные печатные изделия, изготовленные кружковцами, которые находят реальное применение: становятся подарком или поощрением, источником информации и агитации, средством удовлетворения эстетических чувств и т. д.

Потребность в самореализации — выявлению своих способностей содействует использование разнообразных видовдеятельности: ребята сочиняют сказки, выполняют рисунки и иллюстрации для книг и плакатов, работают на компьютере, фотографируют и обрабатывают фотографии, выполняют верстку будущих изделий и т. д.

Потребность в самоопределении (профессиональном) — в процессе реализации программы реализуются основные цели профориентации: формирование внутренней готовности у учащегося к осознанному и адекватному построению и корректировке перспектив собственного профессионального развития; прогнозирование профессиональной успешности в сфере трудовой деятельности в полиграфическом производстве. Организации деятельности учащихся в форме деловой игры позволяет формировать у них основы технологической дисциплины и профессиональной культуры труда через усвоение совокупности специальных теоретических знаний и практических умений.

Потребность в самозащите выражается в саморегуляции, самоорганизации своего состояния и поведения. Выполняя тот или иной заказ на изготовление изделий, обучающиеся стараются сохранять трудовую дисциплину, доводить начатое дело до конца, соблюдают технику безопасности и правила работы с оборудованием, приобретают умения работать в коллективе, общаться в деловом стиле, подчинять свои интересы интересам общего дела.

А также условия школьной типографии не на прямую, а опосредованно позволяют обучающимся самосовершенствоваться, осуществлять свое самовоспитание в виде коррекции и профилактики негативных форм социального поведения через сюжеты сказок, содержание плакатов и буклетов по ОБЖ и ЗОЖ, изготовление семейных альбомов, поздравительных плакатов и т. д.

Реализация программы кружка Школьная типография утвердила меня и педагогический коллектив в необходимости использования для саморазвития школьников продуктивной деятельности. Создание учащимися продуктов (изделий) в определенной области (полиграфии) в условиях коллектива способствует активизации процесса саморазвития обучающихся. Процессы самопознания и саморазвития протекают более эффективно, если личности оказывается педагогическая поддержка, осуществляемая в рамках позитивного сопровождения.

Литература:

  1. Селевко Г. К. Освоение технологии саморазвития личности учащихся. — Ярославль: ИРО, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): школьной типографии, печатной продукции, Школьная типография, назначение школьной типографии, саморазвития личности учащихся, условиях школьной типографии, Возможности школьной типографии, ребенке механизмы саморазвития, типографии резак сабельного, кружке Школьной типографии, средство саморазвития, условия школьной типографии, саморазвития школьников продуктивной, активизации процесса саморазвития, процесс работы типографии, кружка Школьная типография, программы кружка, виды технологической деятельности, всевозможных видов печатной, Организации деятельности учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов