«В мир приходит женщина, чтобы мир спасти». Сценарий литературно-музыкальной композиции, составленной на основе воспоминаний женщин-фронтовичек | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шевченко, Л. И. «В мир приходит женщина, чтобы мир спасти». Сценарий литературно-музыкальной композиции, составленной на основе воспоминаний женщин-фронтовичек / Л. И. Шевченко, В. В. Федюшина, Ю. С. Медведева, А. И. Левенцова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 1 (4). — С. 64-68. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/19/549/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

Цель данного мероприятия хотелось бы огласить в поэтической форме. Эти строчки написала Мария Галицкая из посёлка Пролетарского Белгородской области. Всё дальше от нас эта дата…Теряя друзей и года, уходят из жизни солдаты. Уходят они навсегда. Им многое было по силам, солдатам Победы, а мы запас этой жизненной силы удвоить, утроить должны.

Воспитательные задачи — пропаганда художественными средствами героической истории Отечества, воспитание высоких нравственных принципов, долга и ответственности у подрастающего поколения, изучение исторического прошлого нашей Родины. Во время войны все были героями, ибо каждый совершил свой незабываемый подвиг. Одни шли под пули в атаку, другие спасали раненных, третьи налаживали связь и снабжение боевых частей, четвёртые растили урожай для фронта и т. д. Этим рядовым женщинам-солдатам и посвящено это мероприятие.

Адресаты: учащиеся 9-11 классов, родители. Рекомендуется для проведения общешкольного мероприятия, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (общешкольное родительское собрание).

Оформление: плакат со словами:

На вид она не очень-то крепка,

Когда дитя качает в колыбели,

Но как, друзья, сильна она на деле 

заботливая женская рука. В. Инбер

Оборудование: на сцене — зелень (еловая лапа, большие декоративные растения), бутафорский костер, котелок, вокруг — места для сидения (замаскированные банкетки).

Действующие лица: ведущая, пять девушек в солдатских формах.

ВЕДУЩАЯ: Женщина и война... Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы. Женщина и война...В мир приходит женщина,

Чтоб свечу зажечь. (Выходят Девушки, одна за другой.)

ДЕВУШКА (1) (подходит и встает рядом с Ведущей): В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь.

ДЕВУШКА (2): В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.

ДЕВУШКА (3): В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.

ДЕВУШКА (4): В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.

ДЕВУШКА (5): В мир приходит женщина, чтобы мир спасти. Л. Патракова

ВЕДУЩАЯ: Женщинам грозных 1940-х довелось спасать мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненых, стояли у станка, рыли окопы, пахали и сеяли. (Звучит отрывок из песни "Священная война" (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача). Ведущая и девушки рассаживаются по местам.) В один день мир разделился для них на прошлое — то, что было еще вчера: последний школьный звонок, новое платье к выпускному балу, первая любовь, мечты о будущем... И войну. То, что называлось войной, обрушилось прежде всего необходимостью выбора. И выбор между жизнью и смертью для многих из них оказался простым как дыхание.

ДЕВУШКА (1): У нас всех было одно желание: только на фронт! Пошли мы в военкомат, а нам говорят: "Подрастите девочки, вам еще рано на фронт..." Нам по 16 лет было. Но я добилась своего, меня взяли. Мама потом несколько дней сторожила на станции, когда нас повезут. Увидела, как мы шли уже к составу, передала мне какую-то еду и упала в обморок.

ДЕВУШКА (2): Выстроили нас по росту, я самая маленькая. Командир идет, смотрит. Подходит ко мне: "Это что за Дюймовочка? Что ты на фронте будешь делать? Может, вернешься к маме, подрастешь?" А мамы у меня уже не было...

ДЕВУШКА (3): Нам перед отправкой на фронт, помню, два часа дали на сборы. Так я побежала в магазин, накупила конфет, какие еще были, набила ими чемодан, да еще положила фотографии родных. С этим чемоданом и отправилась на фронт.

ДЕВУШКА (4): А я взяла с собой на фронт любимую юбку, две пары носков и туфли, изящные такие, на каблуке. А еще духи взяла. Думала, ненадолго еду, война быстро кончится.

ВЕДУЩАЯ: У каждой из них была своя дорога на фронт. Но цель одна — защищать Родину.

Шел 1943 год… Наши войска обороняли Курск. На подступах к нему шли ожесточенные бои с гитлеровцами. В одном из таких сражений, в районе села Вишнево, погибло много бойцов, и еще больше было раненых. Их стали переправлять в Ракитянский район. Из райкома партии поступил приказ: организовать на базе Сахзаводской больницы госпиталь. Большую помощь оказывала раненым фельдшер Вера Кузьминична Абрамова.

ДЕВУШКА(2): Я дежурила с утра до ночи, старательно ухаживала за ранеными, стирала белье, бинты.

ВЕДУЩАЯ: Жизнь Натальи Александровны Варваровой полна испытаний. Одним из тяжелейших стала Великая Отечественная война. 21 июня, оставив детей в п. Ракитное, молодая женщина взяла билет на Ленинградский поезд. То июньское утро 1941 года стало для нее, самым страшным испытанием за все военные годы. Никто из пассажиров того поезда не знал, что через несколько часов начнется война.

ДЕВУШКА(3): Когда поезд достиг станции Луга, началась бомбежка. Поезд загорелся, началась паника. Повсюду гремели взрывы. Я получила многочисленные осколочные ранения и потеряла сознание. Пришла в себя через несколько дней в военном госпитале, врачам только чудом удалось спасти мне жизнь. В госпитале я пробыла почти год, готовила еду для раненых, обучилась практическим навыкам медицинской сестры, закончила школу санинструкторов Летом 1942 года я ушла на фронт. До весны 1944 года была ротным санинструктором в 835 стрелковом полку 237 стрелковой дивизии. Солдаты моего полка освобождали от немецко-фашистских захватчиков города и села Воронежской и Курской областей, участвовали в боях за г. Белгород.

ВЕДУЩАЯ: В феврале 1943 г., ближе к вечеру, в селе Солдатское появилась конная разведка: два красноармейца и с ними в военной форме девушка. Такая красивая. У Пелагеи Давыдовны Агаркова возникло желание тоже пойти служить в армию.

ДЕВУШКА(5): Как же помочь нашим солдатам отстоять Родину? Чем могу быть я полезна? Эти мысли не покидали мою голову. Я вместе со своей подругой Лазаревой Натальей Анисимовной решили пойти печь хлеб красноармейцам. Так, 25 мая 1943 года в селе Борисполье приняла присягу, и была зачислена красноармейцем-пекарем в 436-ю полевую хлебопекарню в состав 309 стрелковой Прятинской дивизии. А впереди были искромсанные снарядами и гусеницами танков, опаленные зноем, политые кровью и потом, солдатские военные дороги. Немало прошагала я по ним. Они провели меня по полям, городам и селам России, Украины, Польши.

ВЕДУЩАЯ: В апреле 1942 года Ксению вызвали в Райком комсомола и предложили ей обучиться специальности военного телеграфиста-бодиста в школе связистов. И Ксения Подгорная, как и сотни тысяч советских девушек-патриоток, встала в ряды защитников Родины.

ДЕВУШКА (4): 5 мая 1942 года всех девчат, получивших повестки собрали на привокзальной площади, построили в шеренги и повели на вокзал. Там нас погрузили в товарные вагоны и отправили в неизвестном направлении. И вот уже не слышно вокзального шума, не видно перрона, на котором остались родные люди. Тут, в вагонах началось, где робкое, где дружное знакомство, угощение домашним, приготовленным мамиными руками. Ехали мы целый месяц, пока не попали на Кавказ. 7 июня 1942 года в Тбилиси я вместе с подругами приняла присягу.

ДЕВУШКА (1): Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший 41-й год.

Я пошла из школы в блиндажи сырые.

От Прекрасной Дамы в "мать" и "перемать",

Потому что имя ближе, чем Россия, не могла сыскать. Ю. Друнина

ВЕДУЩАЯ: Пожилые люди ехали на фронт молча, сосредоточенно, а они, молодые, смеялись, пели песни. (Девушки исполняют песню "Катюша" (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского).) Как же эти обыкновенные девчонки становились необыкновенными солдатами? Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии. Не сразу и нелегко давалась им солдатская наука.

ДЕВУШКА (2): Стоим как-то мы с подругой на посту. А в уставе говорится, что если кто идет, надо останавливать словами: "Стой, кто идет?" Подруга моя увидела командира полка и кричит: "Стойте, кто идет? Вы меня извините, но я буду стрелять!"

ДЕВУШКА (3): А я навсегда запомнила свой первый бой, хотя действовала автоматически: перевязала одного раненого, второго, третьего. Но тут услышала крики: "Танк! Танк!" — и увидела бегущих солдат... Я мчалась через лес, спотыкаясь и падая, расшибаясь и не чувствуя боли... А потом надо мной смеялся весь батальон, потому что оказалось, что я убегала не от фашистского, а от нашего танка.

ДЕВУШКА (4): А я когда впервые увидела раненого, упала в обморок. Когда первый раз полезла под пули за бойцом, кричала так, что, казалось, перекрывала грохот боя. А потом ничего, привыкла. Через десять дней меня саму ранило, так и осколок вытащила сама, и перевязалась.

ДЕВУШКА (5):И как бы ни был тяжел бой, солдаты получали свежий пахнущий хлеб. Трудно было сразу в печь посадить 120 буханок. За сутки мы выпекали до 8 тонн хлеба. И ведь приходилось все делать вручную: и тесто месить и кадки таскать. А бывало, после горячего боя, не в чем было хлеб печь, так как все было разбито, и тогда приходилось по селам просить кадки у жителей, а примитивную печь тут же сами и сооружали, натягивали брезент, брали ломики и кирки, искали, где есть поближе разбитые дома, и там добывали кирпич, выкапывали яму. Особенно тяжело приходилось зимой, потому что очень трудно бить мерзлую землю. Укладывали в яме кирпич, ставили железные взводы и получалось что-то похожее на русскую печь.

ВЕДУЩАЯ: Война заставляла их многое увидеть, многое из того, что лучше бы вообще не видеть человеку, тем более женщине. Тяжелораненых приходилось отправлять в центральный госпиталь, в г. Старый Оскол (220 км. пути) в сильный мороз на лошадях, под гул вражеских бомбардировщиков. Один из таких обозов сопровождала двадцатилетняя Вера Абрамова.

ДЕВУШКА (4): Когда подъехали к Томаровке, нас остановил военный патруль, и сказал, что дальше ехать нельзя: налетают немецкие самолеты и бомбят, завидев цель. Но мы рискнули, иначе раненые погибли бы. А самолеты, покружив несколько минут над нами, которые показались вечностью, улетели.

ВЕДУЩАЯ: Вера совершила действительно подвиг, показав при этом стойкость, мужество и героизм. Ведь несмотря ни на что, раненых довезли до места назначения, и еще 2 недели Вера Абрамова вместе со своей напарницей Галиной Михайленко помогала спасать и выхаживать привезенных бойцов в Старом Осколе. Даже по истечении 70 лет, Вера Кузьминична вспоминает это с ужасом, так было страшно. "Самое невыносимое для меня были ампутации... Часто такие высокие делали, что отрежут ногу, и я ее еле держу, несу, чтобы положить в таз, несу, как ребенка."

ДЕВУШКА(2): 7 марта мне пришел приказ явиться в санитарную роту для получения награды и партийного билета, но на следующий день наша дивизия начала штурмовать станцию Жмеринка и бой за нее продолжался до 19 марта. В тот день, я как всегда, выполняя свой долг, перевязывала раненых. Надеясь спасти чью-нибудь жизнь, побежала ко рву, хотя мне и кричали, что там нет живых. А когда добежала до места, рядом со мной раздалось несколько взрывов: немцы взорвали мост и машину. В тот момент меня и ранило. Ночью немцы проходили, добивали раненых, но меня не заметили, а утром пришли наши. Слышу, меня кто-то зовет по имени, подошел солдат из нашей дивизии, Диденко. Мне пить очень сильно хотелось, так он меня прямо из своей шапки напоил. Очень радовался. Что нашел меня, ведь они уже и не надеялись, что я жива.

ДЕВУШКА (5): Когда вспоминаю атаки, рукопашные схватки, стоит в ушах хруст, хруст хрящей, костей человеческих. Со всех сторон режут, колют, душат, убивают — и все на моих глазах.

ДЕВУШКА (1): Я только раз видала рукопашный,

Раз — наяву и сотни раз — во сне,

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне. Ю. Друнина

ВЕДУЩАЯ: В экстремальных условиях женщина, это хрупкое эмоциональное создание, оказывалась сильнее мужчины, выносливее. Дальний поход — в 30—40 км... Лошади падают, мужчины падают, а женщина идет, поет песни. (Девушки исполнят песню "Дороги" (муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина).) Какой бы ужасающей ни была действительность, но и на войне женщина остается женщиной. Где бы ни была женщина, она стремится создать уют. Подснежники в консервной банке, занавесочки из портянок, мелочи военного быта вызывали улыбки окружающих.

ДЕВУШКА (2): Однажды после боя, я увидела в лесу фиалки и не удержалась, нарвала букетик. Нарвала и привязала к штыку. Пришли в лагерь. Командир построил всех и вызывает меня. Я выхожу... и забыла, что у меня фиалки на винтовке. А он меня начал ругать: "Солдат должен быть солдат, а не сборщик цветов..." Ему было странно, как это в такой обстановке можно о цветах думать.

ДЕВУШКА (3): А у нас командир понимающий был, берег нас, заботился. Под Москвой — отступление, самое страшное время, а он нам говорит: "Девушки, Москва рядом. Я привезу парикмахера. Красьте брови, ресницы, завивки делайте. Я хочу, чтобы вы были красивыми..." — и представляете, привез какую-то парикмахершу. Мы сделали завивки, покрасились. И такие счастливые в бой пошли...

ВЕДУЩАЯ: Удивительно, но многие из них писали на фронте стихи. Они и теперь старательно хранятся в семейных архивах — неумелые, трогательные, но полные искреннего чувства строки.

ДЕВУШКА (4): Нет ничего прекраснее на свете —

А было всяко в жизни у меня, —

Чем заслонить товарища от смерти

И вынести его из-под огня. И. Вишневская

ВЕДУЩАЯ: Нам, привыкшим к удобствам сегодняшней жизни, трудно представить обстановку, в которой они жили. И жили не месяц, не два, а годами. Мы не можем понять всей тяжести физических и душевных перегрузок, обрушившихся на них, опасности, которой они подвергались ежедневно. Трудно понять, какой ценой им удавалось сохранить женские привычки.

ДЕВУШКА (5): В одном немецком поселке нас разместили на ночь в жилом замке. Много комнат, целые залы. Такие огромные залы! В шкафах полно красивой одежды. Девочки — каждая платье себе выбрала и давай мерить, наряжаться. А уже спать надо ложиться, все устали страшно. Мы надели эти платья и легли спать. Утром встали, сняли все, надели опять свои гимнастерки, брюки. Ничего с собой не взяли: не положено. Ложку за голенище воткнешь, и все...

ДЕВУШКА (1): А мы однажды нашли заброшенную шляпную мастерскую. Выбрали каждая по шляпке и, чтобы побыть в них хотя бы немного, спали всю ночь сидя.

ВЕДУЩАЯ: И радовались шляпкам тем девчата

В шинелях и тяжелых сапогах.

Они, поправ достоинство солдата,

Вертели шляпки легкие в руках.

И в зеркала разбитые смотрелись,

И так легко смеялись зеркала!

И этой вечной женственности прелесть

В те дни неповторимою была. Я. Сашин

ДЕВУШКА (1): Мне удалось сохранить эту шляпку. (Достает из вещмешка шляпку, надевает.) Эх, девочки, сейчас бы потанцевать... (Начинает напевать мелодию вальса и подтанцовывать.) (Вальс звучит громко. Все девушки вальсируют с воображаемыми партнерами и танцуя удаляются за кулисы. Музыка резко обрывается, звучит автоматная очередь. Пауза, затем тихо начинает звучать музыкальная тема "Журавли" (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова). Девушки выходят на сцену, выстраиваются вряд. Начинают говорить на фоне музыки, затем музыка стихает.)

ДЕВУШКА (1): Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как пред господом Богом чисты. На живых порыжели от крови и глины шинели,

На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

ДЕВУШКА (2): Расцвели и опали... Четвертая осень.

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят,

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

Нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

ДЕВУШКА (3): Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,

Кто в атаку ходил, кто делился последним куском

Тот поймет эту правду — она к нам в окопы и щели,

Приходила поспорить ворчливым охрипшим баском.

ДЕВУШКА (4): Пусть живые запомнят и пусть поколения знают

Эту взятую с боем суровую правду солдат,

И твои костыли, и смертельная рана сквозная

И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат.

ДЕВУШКА (5): Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

Поднимались в атаку и рвали над Бугом мосты,

Нас не нужно жалеть: ведь и мы никого б не жалели,

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

ВЕДУЩАЯ: Женщины отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что онисовершили.

ДЕВУШКА(1): Мы доставляли раненых на руках, носилках и тележках в общежитие завода и школу. На стадионе были поставлены палатки, работали круглосуточно, чтобы оказать своевременную помощь раненым. Сама нуждалась в помощи и все же находила время, чтобы уделить внимание дочери, управиться с хозяйством.

ВЕДУЩАЯ: То были годы тяжелых, бесконечных потерь, неимоверных испытаний холодом, голодом, непосильным трудом, борьбой за выживание своих близких и всех, кто ее окружал. Милосердие было тем источником сил, которые помогли выстоять, все вынести в то страшное лихолетье. Именно тогда, таких, как Вера Кузьминична, народ наделил высоким званием "Сестра милосердия". Такие привычные, простые слова, но в годы войны они вернули себе истинный высокий смысл, когда по первому зову шли на помощь своим родным землякам и тем молодым солдатам из 43-го, многих из которых удалось вернуть в строй.

ДЕВУШКА(2): Наталья Александровна Варварова награждена орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За отвагу» и «Боевые заслуги». Невероятная жизненная сила помогла ей перенести все ужасы войны, выжить самой, спасти сотни других жизней, а главное — сохранить мирным будущее нашей страны.

ДЕВУШКА (3): Особенно хорошо помнит Пелагея Давыдовна случай, который произошел в Польше, и за что она и ее подруги получили медаль. "В Польше не на чем было печь хлеб, все было разбито, приехал помощник командира дивизии полковник Нестеренко, приказал срочно печь. Нашли кадку для замеса хлеба, и за одну ночь выпекли столько, сколько было нужно. Это был ударный фронт, за это я получила медаль "За боевые заслуги". Медаль мне вручили в этот же день.

ВЕДУЩАЯ: За успехи в народном хозяйстве и культуре, за трудовые и боевые подвиги, проявленные в годы войны, свыше 250 тысяч женщин награждены орденами и медалями. Свыше 130 женщин стали лауреатами Государственной премии СССР, многие удостоены звания Героя Социалистического Труда. Судьбы их не измерит; привычной мерой, и жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли. (Все исполняют песню "Хотят ли русские войны?" (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко).)

 

Литература:

 

  1.                Алексиевич, С.А. У войны не женское лицо...: док. Проза. С.А.Алексиевич. М.: Правда, 1988. — 464 с.
  2.                День Победы: песни военных и послевоенных лет. сост. Ю. Зацарный. М.: Сов. композитор, 1984. — 68 с.
  3.                Друнина, Ю.В. Светлокосый солдат: избранное. Ю.В. Друнина.Калининград: Кн. изд-во, 1984. — 224 с.
  4.                Женскаявоенная судьба. сост.: Г. Иванова, Л. Корнешов. М.: Планета, 1995. — 320 с.
  5.                Женские судьбы, опалённые войной. Они сражались за Родину. Книга памяти Ракитянского района 60-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается. — Белгород: Издат. Дом «Шаповалов», 2005. С. 49 — 74.
Основные термины (генерируются автоматически): ДЕВУШКА, ВЕДУЩАЯ, женщина, война, раненый, фронт, бой, быль, день, Польша.

Похожие статьи

«Этот праздник со слезами на глазах». Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный Дню Победы

Музыкально-поэтическая инсценировка «Пятеро из одного стручка» (по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена)

Сценарий в стихотворной форме для логопедической подготовительной к школе группы, для старшей общеобразовательной группы.

Идейно-художественное своеобразие рассказов Елены Васильевны Габовой и и Людмилы Евгеньевны Улицкой: сходства и различия (на материале рассказов «Не пускайте рыжую на озеро» и «Бумажная победа»)

Фатима Арсанова (историко-библиографический очерк)

Статья посвящена бесстрашной девушке, чья жизнь была полна мук и страданий, которая ни взирая ни какие упреки судьбы сумела стать кем-то нужным в этой жизни. Молодая девушка, которая счастливой жизни в любящей семье предпочла войну, страх за тех, ког...

Проблема личной самоидентификации в пьесе Е. В. Гришковца «Как я съел собаку»

Сценарий для детей подготовительной группы к рассказу книги «Тайна заброшенной шахты», отрывок «Открытие большого угля»

Сценарий театрализованной сказки (по мотивам мордовской сказки «Лиса и медведь»)

Сценарий осеннего музыкально-поэтического праздника в подготовительной группе на тему «Хлеб — всему голова»

Сценарий театрализованного представления по сказке «Заюшкина избушка» для детей средней группы

«Семья — это слово родное!» (Сценарий встречи с родителями в семейном клубе)

Похожие статьи

«Этот праздник со слезами на глазах». Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный Дню Победы

Музыкально-поэтическая инсценировка «Пятеро из одного стручка» (по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена)

Сценарий в стихотворной форме для логопедической подготовительной к школе группы, для старшей общеобразовательной группы.

Идейно-художественное своеобразие рассказов Елены Васильевны Габовой и и Людмилы Евгеньевны Улицкой: сходства и различия (на материале рассказов «Не пускайте рыжую на озеро» и «Бумажная победа»)

Фатима Арсанова (историко-библиографический очерк)

Статья посвящена бесстрашной девушке, чья жизнь была полна мук и страданий, которая ни взирая ни какие упреки судьбы сумела стать кем-то нужным в этой жизни. Молодая девушка, которая счастливой жизни в любящей семье предпочла войну, страх за тех, ког...

Проблема личной самоидентификации в пьесе Е. В. Гришковца «Как я съел собаку»

Сценарий для детей подготовительной группы к рассказу книги «Тайна заброшенной шахты», отрывок «Открытие большого угля»

Сценарий театрализованной сказки (по мотивам мордовской сказки «Лиса и медведь»)

Сценарий осеннего музыкально-поэтического праздника в подготовительной группе на тему «Хлеб — всему голова»

Сценарий театрализованного представления по сказке «Заюшкина избушка» для детей средней группы

«Семья — это слово родное!» (Сценарий встречи с родителями в семейном клубе)

Задать вопрос