Программа кружка по истории «Машина времени» для средней общеобразовательной школы
Автор: Павлова Дарья Юрьевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (18) май 2020 г.
Дата публикации: 10.04.2020
Статья просмотрена: 407 раз
Библиографическое описание:
Павлова, Д. Ю. Программа кружка по истории «Машина времени» для средней общеобразовательной школы / Д. Ю. Павлова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 2 (18). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/164/5115/ (дата обращения: 22.12.2024).
Ключевые слова: игра, история, обучение, интерактив, история Средних Веков, ролевая игра.
История – отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности в ее историко-культурных, политико-событийных, этнических, в том числе и конфессиональных контекстах.
Игра — это естественная для ребенка форма обучения, являющаяся частью его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка. [1, стр.5]
Игра по своей природе синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Задача педагогов – играя, используя метод игровой деятельности, дать ребенку не только теоретические знания по истории, но и глубинные социокультурные, политические исторические аспекты проблемы.
Данная программа имеет ряд особенностей: занятия проходят в формате ролевой игры, интерактива. Ученики делятся на «новичков» – слабо ориентирующиеся в предмете (оценка «удовлетворительно») и «любителей» – тех, которые знают предмет, но не до конца понимают исторический процесс или хотят знать и понимать больше заданного (оценка «хорошо», «отлично»).
Научная новизна заключается в следующем: в формате ролевой игры, исторической задачи или ситуации учащиеся становятся участниками исторического процесса, известными историческими личностями.
Например: Тема по истории средних веков 6 класс
Карл Великий
Игра «Интервью» (действие происходит в библиотеке). Ученик берёт с полки книгу «История средних веков»
Появляется Карл Великий.
Ученик (восхищенно): Ваше Величество, я бы хотел узнать больше о Вашей империи? О Ваших великих походах...
Карл: Ну так спрашивай.
Ученик (представляется, затем спрашивает): Хотел узнать, когда Вы родились?
Карл: родился я 2 апреля 742 года в семье Пипина Короткого и Бертрады, или Берты, дочери графа Ланского Калиберта. Сведения о месте моего рождения противоречивы: указываются замки Ингельхайм близ Майнца и Карлхайм под Мюнхеном, Аахен и Зальцбург. Я был старшим сыном Пипина Короткого и внуком Карла Мартелла, победителя арабов при Пуатье в 732 году.
Ученик: Ваше Величество, как Вы стали императором?
Карл: Когда 24 сентября 768 года отец умер, королевство, согласно его воле, досталось мне и моему брату Карломану. Франки, торжественно собрав общий сход, утвердили королями и меня, и моего брата, причем поставили условие, я управляю северными и западными областями королевства, а Карломан — центральными и юго-восточными до границы с Италией и Баварией. Условия были приняты, и каждый из королей получил свою долю.
Ученик: Интересно, а какой была Ваша внешняя политика? Войны, походы?
Карл: Еще при жизни своего брата Карломана я начал первую войну в Аквитании. Первый поход против саксов состоялся в 772 году. На первых порах покорение и крещение саксонцев происходили с легкостью, но вскоре начались мятежи и отказы от новой веры. Это была самая продолжительная и ожесточенная война. С перерывами, прекращаясь и возобновляясь вновь, она продолжалась 33 года и стоила франкам больших потерь, так как саксы, подобно всем народам Германии, были достаточно сплочены и преданы своим языческим культам. Мои войска разрушили крепость Эресбург и низвергли языческую святыню — идола саксов Ирминсула. Победа моя была бы неполной, если бы мне не удалось уничтожить этого идола!
Дружеские отношения исторически связывали нас, франков, с лангобардами, завоевавшими северную Италию. В середине VIII века отец нарушил эту традицию. Он дважды вторгался в область лангобардов, чтобы отразить их натиск на папские владения, которыми управлял, как монарх, сам Папа. В 772 году лангобарды вновь захватили города, на которые претендовал Папа и угрожали уже самому Риму. Папа, не имея возможности собственными силами добиться желательного разрешения спора, и не желая уступать Дезидерию, королю лангобардов, обратился за помощью ко мне. Моя коронация как короля Лангобардов состоялась в 774 году, после я прибыл в столицу своего королевства — Ахен.
В 778 году я решил заняться южными землями и воспользовался призывом о помощи испанских мусульман из Сарагосы, боровшихся за независимость от эмира Кордовы из династии Омейядов, когда мое многочисленное войско, собранное из подвластных и союзных народов, перешло через Пиренеи. К сожалению, эта компания оказалась неудачной, мы не смогли взять Сарагосу...
Ученик: Ваше величество, а почему Вас нызывают Великим и иператором?
Карл: Великим меня называли современники, приближённые ко мне люди, за мои походы, за реформы, что я провел. Для VIII века я сделал Великие дела. Моя Каролингская держава простиралась от Фризии на Северном море до области лангобардов и северо-восточной Адриатики. На западе королевство омывал Атлантический океан, а на юго-западе мне была подвластна значительная часть северной Испании. Кроме того, я владел большей частью Италии и собирал дань со многих областей на востоке.
Осенью 800 года я отправился в Рим и провел там почти полгода, разбирая распри между папой Львом III и местной знатью.
Моя коронация как императора произошла 25 декабря 800 года на Рождество. Я слушал праздничную мессу в соборе святого Петра. Вдруг папа приблизился ко мне и возложил мне на голову императорскую корону. Все находившиеся в соборе франки и римляне дружно воскликнули: «Да здравствует и побеждает Карл Август, Богом венчанный великий и миротворящий римский император».
Я целенаправленно поощрял светскую культуру, приглашая в свою столицу Аахен филологов, архитекторов, музыкантов и астрономов со всех земель империи, а также из Ирландии и Англии. Руководство осуществлялось великим англо-саксонским ученым Алкуином, который при моем правлении фактически был «министром образования» империи.
Восстановление и строительство дорог и мостов, заселение заброшенных земель и освоение новых, возведение дворцов и церквей, развитие сельского хозяйства и ремёсел – всё это происходило во времена моего правления. Я издал 65 статей законов, которые содержали более 1000 отдельных постановлений. Все эти постановления учили народ, как воевать, как обрабатывать землю, как торговать, как судиться.
(Смотрит на часы)
Но, пожалуй, мне пора.
Роли в игре распределяются по специальным карточкам, по принципу случайного выбора («тяните билет») На билетах написаны имена исторических личностей или представителей сословий.
Целью данной программы является освоение таких умений и навыков как, например, сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; умение выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов (игра «Интервью»).
Также важно развивать такие психоэмоциональные составляющие, которых недостаёт в полной мере современным школьникам: внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазия, творческие способности, эмпатия, рефлексия, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, умение находить оптимальные решения; развитие мотивации, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникабельности.
Данная программа призвана помочь школьникам решать следующие предметные и метапредметные задачи: освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), при этом научить использовать полученные на уроках истории при помощи ролевой игры факты и сведения.
Возникает резонный вопрос, почему именно игра становится ядром данной методической разработки? Игра является одним из способов освоения или закрепления нового материала и поскольку в такой гуманитарной науке, как история, отсутствует понятие чистого эксперимента, то таким «экспериментом» мы предлагаем сделать ролевую игру.
Таким образом, актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток и разнообразие получаемой детьми информации. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке.
Литература:
- Л. П. Борзова Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителя. 2004
- https://learningapps.org/ интерактивные упражнения.
- История средних веков. Е. В. Агибалова. Г. М. Донской. 2012
- История России Торкунов А. В. 2016 1–2ч
- История Средних Веков. Учебное пособие. Э. М. Голин. 1963
- Курс Лекций Л. А. Кацва История России с древнейших времен до конца XIX в
- История нового времени 1500–1800.Юдовская А. Я. 2012.
- История нового времени 1800–1900. А. Я. Юдовская. 2012.
- Хрестоматия по Новой Истории ч 1. А. И. Молока. В. А. Орлов.1958.
- Книга для чтения по новой истории 1640–1870. Н.Е Овчаренко. 1992.
- История России Торкунов А. В. 2016 1–2ч
- Курс Лекций Л. А. Кацва История России с древнейших времен до конца XIX в.
- Учебник Обществознание 9–11 классы.
- http://www.withhistory.com/
- http://uk-history.ru/
- https://foma.ru/15-interesnyih-faktov-o-martine-lyutere.html
- https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/LYUTER_MARTIN.html
- https://litresp.ru/
Похожие статьи
Использование исторического материала в обучении
В статье автор пытается рассмотреть вопрос о формировании мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики через использование исторического материала.
Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Поможем друзьям» с использованием строительного материала
В статье приводится пример проведения сюжетно-ролевой игры.
Экологическая игра-викторина «Что? Где? Когда?»
В статье авторы представляют вариант проведения занятия по развитию речи в дошкольном учреждении (подготовительная группа).
Похожие статьи
Использование исторического материала в обучении
В статье автор пытается рассмотреть вопрос о формировании мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики через использование исторического материала.
Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Поможем друзьям» с использованием строительного материала
В статье приводится пример проведения сюжетно-ролевой игры.
Экологическая игра-викторина «Что? Где? Когда?»
В статье авторы представляют вариант проведения занятия по развитию речи в дошкольном учреждении (подготовительная группа).