Сценарий педагогического совета | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (17) январь 2020 г.

Дата публикации: 13.12.2019

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Ермолаева Р. В. Сценарий педагогического совета // Школьная педагогика. — 2020. — №1. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/149/4697/ (дата обращения: 15.12.2019).

Препринт статьи



Тема:Особенности современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников и младших школьников

Цель: развитие профессиональных компетентностей педагогов в обучении развития речи современными формами и методами у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи:

1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связной речи у детей;

2) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми по развитию речи;

3) познакомить с методами, повышающими речевое развитие детей;

4) наметить пути дальнейшей эффективной деятельности в данном направлении.

Ожидаемый результат:

  1. Повышение компетентности и успешности педагогов.
  2. Обеспечение инновационного планирования работы по развитию речи.

План проведения:

  1. О выполнении решений педагогического педсовета.
  2. Определение цели, задач, плана работы мероприятия.
  3. Сообщение «Актуальность речевого развития. Особенности современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников и младших школьников» — методист.
  4. Сообщение «Конкурс художественного чтения» — средство развития речи библиотекарь.
  5. Работа по группам.
  6. Принятие проекта решения.

Оборудование:

  1. Маршрутные листы
  2. Цветные стикеры или квадратики (по количеству участников)
  3. Фломастеры (2 набора)
  4. Ватман (по количеству команд)
  5. Разметка контрольных станций
  6. Пособия «Универсальный словарь»

Ход проведения:

  1. Мотивация к деятельности.

Добрый день, уважаемые коллеги! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее заседание проведем с улыбкой и позитивным настроением. Главная задача — быть внимательными, активными, находчивыми и трудолюбивыми. Думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

  1. Выполнение решений предыдущего педагогического совета директор
  2. Сообщение «Актуальность речевого развития. Особенности современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников и младших школьников» методист Ермолаева Р. В.

3.1. Человеческая речь — уникальное явление. При разговоре мы синхронно задействуем около 100 мышц груди, шеи, челюстей, языка и губ. Каждая мышца представляет собой пучок, состоящий из сотен и тысяч мышечных волокон. Безусловно, что для управления всем этим хозяйством используется больше нейронов, чем при ходьбе или беге.

Еще один интересный факт о речи: речь может развиться только в обществе и только во время роста мозга!?

Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ДО и НОО содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. В числе этих направлений, названных образовательными областями, обозначено речевое развитие. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного и школьного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Это — важнейшая педагогическая задача.

О работе по развитию речи вы говорили на педагогическом совете в 2018–2019 учебном году. Сегодня мы поставим точку в разговоре о нужности работы по развитию речи обучающихся. Но! … продолжим кропотливую, а главное системную работу в данном направлении.

Причина недоразвития речи — это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника и младшего школьника. И среди причин, побудивших принять в стране еще в 2007 году «Национальную программу поддержки и развития чтения на 2007–2020г.г». является и эта причина.

3.2. Использование приёмов обучения связной речи в педагогическом процессе: приёмы развития речи, увиденные на посещенных уроках (проговаривание имени и отчества педагогов).

Учитель 2в класса — объяснение отгадок на загадки на уроке математики, объяснение пословиц. Учитель 1б класса — добивается полных ответов на поставленные вопросы; работа над пословицами. Учитель 1г класса — ответы на вопросы по прочитанному по литературному чтению. Учитель 3в класса — развитие диалогической речи на уроке русского языка. Учитель 2а класса — создание речевых ситуаций для детей на уроке математики. Учитель физической культуры в 1-ом классе — на уроке физической культуры — определение свойств спортивного оборудования (проговаривание), используемого на уроке, использование считалки. Учителя… — расширение детского словаря, обогащение речи образными словами и выражениями, составление плана и работа по нему. Учитель 3б класса — работа над текстом, отработка умения выступать от группы. Учителя …. — работа над предложением.

  1. Сообщение «Конкурс художественного чтения» — средство развития речи библиотекарь

Ежегодно в нашем городе в октябре проводится конкурс художественного чтения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предварительная работа педагогов и родителей по подготовке чтецов идет в течении месяца: подбираются стихи по теме конкурса, объясняется как выразительно читать стихи. В чтении стихов есть свои особенности, свои тайны. Здесь главное — способность максимально вжиться в образ, проникнуться мироощущением автора, понять то, что он хотел сказать. Поэтому конкурс художественного чтения даёт школьникам прекрасную возможность показать не только мастерство декламации, но и актёрские способности. Хорошая декламация — это не только чтение заученных строк. Предварительно перед городским конкурсом проводится школьный этап. Безусловно, критерии оценивания школьного этапа и городского конкурса совпадают.

Вместе с тем, существуют и ошибки, и волнения конкурсантов. Но все вместе мы будем продолжать участвовать в таком конкурсе, так как он тоже развивает речь наших детей, помогает им социализироваться, приобщиться к миру поэзии.

  1. Работа по группам:

А) О технологии квеста и мирового кафе (World cafe)

Квест (английское “quest”, поиск) — игра-путешествие или разновидность игр в игре, в которых дети проходят по запланированному маршруту, выполняя определенные задания. Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды деятельности. Он дает возможность участникам через упражнения осуществлять рефлексию деятельности, а также позволяет учащимся с разным уровнем эмоционального состояния включиться в квест. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым. Квест-технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника, четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.

Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т. е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.

«Мировое кафе» (World cafe) — метод сфокусированного неформального обсуждения. Сегодня этот метод пользуется большой популярностью во всем мире. Объединение для решения общей проблемы, задач. Во время проведения World cafe допускается и даже поощряется возможность свободно вести беседу за чашкой чая или кофе.

Б) Задание командам:

Педагоги, посетившие открытый урок или открытое занятие, отправляются с модератором играть в квест. Остальные педагоги — остаются в зале работать по технологии «мирового кафе». Через 30 минут мы должны поменяться. С каждой группой будет работать модератор.

«Мировое кафе» (World cafe)

(участники: педагоги со стажем)

Модератор:

(участники: молодые педагоги, вновь прибывшие, педагоги с перерывом в работе)

Задание 1.

За чашкой кофе и чая рассказать о формах и методах работы по развитию речи — обмен опытом. Записываются результативные приёмы работы на листе ватмана.

Задание 2 (если останется время)

Упражнение «Шушаника Минична»

Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например «Лариса Ивановна». В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно, Лариса Ивановна, с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя Лариса Ивановна». После этого Лариса Ивановна задает вопрос своему соседу слева «представьтесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

Глориоза Провна

Эннафа Варсонофьевна

Вивиана Ионична

Маркелина Ермилинична

Феосения Патрикеивна

Геновефа Иркнеевна

Беата Нифонтовна

Домитилла Ювенальевна

Антигона Маевна

Препидигна Аристидовна

Вестита Евменьевна

Ермиония Питиримовна

Нунехия Амфиохъевна

Вевея Вуколовна

Геласия Доримедонтовна

Иовилла Иеронимовна

Агафоклия Наркисовна

Кетевань Варнавична

Рипсимия Флегонтовна

Фессалоникия Якубовна

Иракия Довментьевна

Магда Виленовна

Лукерья Инокентьевна

Сафрентия Макуловна

Юфеза Гермогеновна

Таирия Коловратовна

Дросида Саммерсентовна

Инфигения Евлогиевна

Обсуждение, анализ посещенного открытого урока учителя со стажем, открытого занятия в подготовительной группе дошкольного отделения воспитателя со стажем (участники: молодые педагоги, вновь прибывшие, педагоги с перерывом в работе)

Фасилитатор: ….

Квест

Модератор:

Кабинет № 203 — помощник модератора

Посмотрите, на карте отмечено 3 станции, где мы должны сделать остановку. Каждое название станции зашифровано. Вам необходимо выполнить задание, состоящее из (ребуса, загадки анаграммы, шифра) получив подсказку, которая определяет следующее задание. Готовы? Тогда в путь….

— Чтоб узнать название станции необходимо разгадать ребус.

Итак, какое название у первой станции (РАЗМИНКА). На станции «Разминка» нам оставлено задание блиц –опрос.

—Я задаю вопросы, команды быстро односложно отвечают на вопросы («Да» или «Нет»).

Задание 1.

  1. Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
  2. Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)
  3. Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
  4. Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
  1. Неисправленная грамматическая ошибка — лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
  2. Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
  3. Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносятся звуки.)
  4. Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)
  5. Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)

Задание 2

  1. Такой вид речи, когда 1 человек говорит, а другие слушают (МОНОЛОГ)
  2. Общение взаимное, двустороннее……… (ДИАЛОГ)
  3. Способность выполнять мелкие и точные движения кистями рук (МОТОРИКА)
  4. Придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро не запинаясь (СКОРОГОВОРКА)
  5. Метод, используемый педагогами на занятиях по развитию речи, при котором используются вопросы, объяснение, беседа, рассказ. (СЛОВЕСНЫЙ).

Задание.

Сколько букв, обозначающих гласные звуки, в русском языке?

А) 6

Б) 4

В) 10— (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Ё, Ю, Е).

Модератор: ….

Кабинет № 305/1 — помощник модератора

  1. Разделиться на 2 команды.
  2. Составить мнемотаблицу или мнемосхему по предложенному стихотворению.
  3. Выразительно прочитать стихотворение, используя мнемотаблицу.

Команда 1.

Осень впарке

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Фартук розовый — осинке,

Бусы красные — рябинке,

Зонтик жёлтый — тополям,

Фрукты осень дарит нам.

(Автор: И. Винокуров)

Команда 2.

Под снежным покрывалом

Покоится земля.

В краю большом и малом

Всё белые поля.

Бери скорее санки,

Из дома выбегай.

Поедем спозаранку

Кататься в снежный край.

(Автор:. Т.Керстен)

C:\Users\Дом\Desktop\2019-2020 Нач.школа №15\Педсоветы\img16.jpg

C:\Users\Дом\Desktop\2019-2020 Нач.школа №15\Педсоветы\img8_4 (1).jpg

Модератор: …..

Кабинет № 206/1 — помощник модератора

Задание 1.

—Рассмотрите, пожалуйста, «Универсальный словарь» в течении 1–2 минут. Откройте на стр.189, прочитайте задание 11. Можно ли данное упражнение отнести к упражнениям на развитие речи? Выполните данные задания.

Задание 2.

Вспомните такие выражения, встречающиеся в русском языке, из которых пришельцы могли бы заключить, что:

Выражение (предложение) может летать (Слово не воробей, вылетит не поймаешь)

У человека множество ног (бежать со всех ног)

У земли есть лицо (стереть с лица земли)

У правды есть глаза (заглянуть правде в глаза_

Задание 3. Найдите в предложениях ошибки, связанные с контаминацией (смешением) фразеологизмов. Запишите фразеологизмы, которые послужили основой для ассоциативных преобразований.

  1. Еще совсем недавно ему пели фимиамы (дифирамбы).
  2. Нельзя всех мерить под одну гребенку (стричь под одну гребенку или мерить одной меркой).
  3. У них все было шито-крыто белыми нитками (шито белыми нитками или шито-крыто)
  4. Когда я думаю о том, сколько страданий выпало на долю наших дедов и отцов, кошки рвут мне сердце на части (кошки на душе скребут).
  5. Слушая его увлекательные рассказы, мы, дети, просто развешивали порой рты (развешивали уши).
  6. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки (душа ушла в пятки).

Задание 4.

Из речи людей каких профессий пришли к нам такие фразеологизмы:

– Шито белыми нитками

– Стричь под одну гребенку

– Этот номер не пройдет

– Сбоку припека

– Вызвать огонь на себя

– Без сучка и без задоринки

– В час по чайной ложке

  1. Подведение итогов работы

Принятие проекта решения педагогического совета

  1. Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи. Срок — систематически. Ответственные — педагоги.
  2. Включить в план работы с родителями мероприятия по расширению их педагогического опыта в вопросах развития у дошкольников коммуникативной компетентности. Срок — систематически. Ответственные — педагоги.
  3. Продолжать создавать условия для развития речи детей. Срок — систематически. Ответственные — педагоги.
  4. Усовершенствовать подходы к методам и приемам организации образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с детьми по развитию речи, в рамках самообразования. Срок — систематически. Ответственные — педагоги.
  5. Организовать проведение специалистами тренингов занятий с педагогами по развитию и формированию культуры речи. Срок — систематически.
  1. Рефлексия

Положить цветной квадратик в соответствующую корзинку:

– Зеленый — полезно, интересно

– Синий — не знаю

– Красный — бесполезно, не понравилось

Литература:

  1. Бакулина, Г. А. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка / Г. А. Бакулина, Е. А. Обухова, Н. В. Дембицкая. — М.: Владос, 2006. — 216 c.
  2. Башаева, Т. В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность / Т. В. Башаева. — М.: Академия развития, 2010. — 176 c.
  3. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л. В. Кузнецова. — М.: Просвещение, 1988. — 224 c.
  4. Локалова, Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. В 2 частях. Часть 2. Материалы к урокам психологического развития / Н. П. Локалова. — М.: Флинта, Наука, 2011. — 160 c.
  5. Максимова, С. В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. В 2 частях. Часть 1 / С. В. Максимова. — М.: Русское слово — учебник, 2013. — 710 c.
  6. Максимова, С. В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. В 2 частях. Часть 2 / С. В. Максимова. — М.: Русское слово — учебник, 2013. — 381 c.
  7. Петрова, Т. И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Книга 1. Младшая и средняя группы / Т. И. Петрова, Е. С. Петрова. — М.: Школьная Пресса, 2010. — 128 c.
  8. Юрченко, И. В. Метафора как средство развития творческих способностей младших школьников / И. В. Юрченко. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 324 c.
  9. Яворская, О. Н. Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у школьников 7–10 лет / О. Н. Яворская. — М.: Каро, 2007. — 136 c.
Задать вопрос