Использование интернет-ресурса «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» в преподавании русского языка | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (17) январь 2020 г.

Дата публикации: 16.10.2019

Статья просмотрена: 374 раза

Библиографическое описание:

Борискина, Г. Г. Использование интернет-ресурса «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» в преподавании русского языка / Г. Г. Борискина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 1 (17). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/149/4504/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье описываются разные виды электронных образовательных ресурсов сайта «Единая коллекция ЦОР». Показана актуальность, практическая значимость использования электронных образовательных ресурсов на разных этапах урока русского языка. ЭОР можно использовать как в дистанционной, так и в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: дистанционное образование, электронные образовательные ресурсы, интерактивные таблица, анимация, звуковой текст.

Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (ЕКЦОР) (http://school-collection.edu.ru) представляет широкий спектр цифровых образовательных ресурсов: интерактивные таблицы, схемы, орфограммы, диктанты, анимационные ресурсы, электронные тренажеры, тесты и задания. Коллекция электронных образовательных ресурсов (ЭОР) успешно применяется на любых видах и этапах дистанционного урока русского языка. Актуальность применения ЭОР обусловлена тем, что дистанционный урок-индивидуальная форма обучения, где осуществляется учебный диалог только между учителем и обучающимся. ЭОР используются, для того чтобы разнообразить виды проверки и формы самостоятельной работы, повысить активную мыслительную, исследовательскую, познавательную деятельность обучающегося. На уроках русского языка ЭОР способствуют совершенствованию орфографической грамотности учеников и развитию их речи.

Интерактивные задания, таблицы, анимации, тексты, тесты ЕКЦОР систематизированы мною по темам, классам и размещены на виртуальной доске Линоит. Данный комплекс учебного материала располагается на странице «Электронные доски» сайта учителя Всероссийского бесплатного констуктора электронных портфолио «УчПортфолио». ЭОР в сочетании с активными методами обучения помогают учителю в планировании и проведении современного урока, на котором обучающиеся самостоятельно учатся ставить и решать учебные задачи, анализировать и формулировать информацию, применять её на практике, делать выводы. В итоге сформируется общая система знаний, ученик научится самостоятельно учиться.

ЭОР целесообразно использовать на разных этапах урока. При актуализации знаний, «вхождении» в тему урока, создании проблемной ситуации в начале урока, исследовании нового учебного материала эффективно используются разного вида анимации. Например: анимация — путешествие по теме урока «Образование имён существительных» (6 класс) помогает ученице вспомнить и назвать имена существительные по грамматическим признакам. Данная анимация служит «переходным мостиком» к формулировке темы урока. Выполняя морфемный разбор слов «подсолнух», «берёзка», ученица называет способ образования и формулирует тему урока.

Анимацию -рисунок к уроку «Степени сравнения прилагательных» (7 класс) целесообразно использовать на этапе исследования темы. Сопоставляя, сравнивая слова, ученица строит логически обоснованные рассуждения, правильно определяет степени сравнения прилагательных. Деятельность обучающейся носит продуктивный, поисковый характер. Исследованный учебный материал запоминается осознанно. Анимация-построение схемы по теме «Сложноподчинённое предложение» (9 класс) — алгоритм работы над предложением и составлением схемы. Сначала ученик сам составляет схему, проверяет, усваивает последовательность работы над предложением, развивает логику рассуждения. Опыт самостоятельной деятельности и работа над синтаксисом формируют также и личностные качества: заинтересованность, внимательность.

Анимации как учебное средство помогают учащимся лучше понять, усвоить учебный материал, так как они работают самостоятельно, проговаривают полученную информацию. Таким образом, используя наглядный, частично-поисковый методы обучения при работе с анимационными ресурсами, учитель развивает метапредметные навыки учащихся: самостоятельность в работе, внимание, логическое мышление, устную и письменную речь, зрительную память.

Интерактивные таблицы, рисунки применяются при объяснении, исследовании темы урока. Таблица по теме «Полные и краткие прилагательные» поможет обучающемуся решить проблемную задачу: по каким признакам отличаются прилагательные. Такая работа позволяет нам развивать мышление, логику обучающихся, прививать интерес к познанию, умение анализировать и синтезировать знания. Таблица по теме «Образование имён существительных» способствует формированию предметных и метапредметных навыков. Работа по таблице учит анализировать примеры, рассуждать, обобщать, систематизировать материал, делать вывод. Таблица по теме «Словосочетание» иллюстрирует способы связи словосочетаний. Анализируя примеры из таблицы, ученик составляет схемы, запоминает по ним виды словосочетаний и применяет схемы в практической работе. Таким образом, знания, полученные через анализ примеров, лучше усваиваются.

Интерактивный рисунок по теме «Степени сравнения наречий» позволяет эффективно развивать широту и гибкость мышления, стимулировать познавательную активность. Решая проблемную задачу, ученик сопоставляет, объясняет, рассуждает, анализирует, записывает в тетрадь опорную схему как вывод-правило. На данном этапе урока развиваются и коммуникативные навыки: учебное сотрудничество с учителем, и регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, уметь пользоваться ЭОР, тренажёром-рисунком. Обучение действием, глубокое осмысление и ясное понимание учебного материала обеспечивают приобретение универсальных навыков и готовность к их применению в практических ситуациях, когда отсутствуют готовые ответы. Интерактивные таблицы позволяют не просто вовлечь детей в учебный процесс, а сделать их деятельность заинтересованной, мотивированной, нацеленной на достижение образовательных результатов. При использовании активных методов обучения, ЭОР обучение идёт по схеме: самостоятельный поиск — усвоение — объяснение. Следовательно, повышается активность и самостоятельность учащихся.

Тексты для чтения и звуковые незаменимы при закреплении темы урока. Коллекция текстов так богата, что позволяет учителю организовать разнообразные виды работ: творческий, объяснительный, выборочный диктант, комплексный анализ текста, письмо по памяти, изложение. Привожу небольшой перечень текстов по разным темам: Причастие, Имя прилагательное, Восстанови стихотворение, Предлог, Уточняющие члены предложения. Интересные и разнообразные задания по этим текстам (выбрать нужный предлог и вставить вместо точек, найти причастия, восстановить текст) развивают практические навыки обучающихся.

Для активизации мыслительной и познавательной деятельности, для формирования навыков самостоятельной работы, при подведении итогов темы урока можно использовать тексты, которые позволяют осуществить самопроверку задания, тем самым формировать регулятивный учебный навык. Например, найти наречия в сравнительной степени и проверить.

Коллекция интерактивных озвученных текстов многообразна, интересна по своему содержанию. Тексты, предложения со звуком воспитывают эстетическое восприятие, обучают детей выразительному чтению. Например: «Стихотворения по теме «Глагол», «Бессоюзное сложное предложение» , «Уточняющие члены предложения», «Чехов».

На уроках ещё используются интерактивные тексты с заданиями: «Восстановить стихотворение». (Глагол, Имя прилагательное). Такая работа приносит удовольствие, ведь многим детям нравятся стихи, иллюстрации к ним. Такой интерактивный ресурс даёт возможность организовать разноуровневую работу: комплексный анализ текста, написание сочинения-миниатюры по картине, стихотворения...

Коллекция текстов «Описание картины» по теме «Имя прилагательное» применима на уроках русского языка как в средних, так и в начальных классах. В занимательной форме дети постигают сложный русский язык, учатся определять часть речи по грамматическим признакам.

Коллекция интерактивных загадок к теме «Имя существительное» — ещё одно интересное средство обучения, которое дает возможность развивать различные виды памяти, логическое, абстрактное мышление. Дети обучаются на лучших текстах русской литературы. Загадки, стихотворения классиков И.Бунина, А. С. Пушкина, М.Лермонтова...Это ли не образец для подражания! А межпредметная связь с литературой, ИЗО не только развивает умственно, но и духовно, нравственно.

Тесты из этого сайта тоже применяются на уроках русского языка, потому что они готовят детей к сдаче ОГЭ, ЕГЭ. Тесты способствуют закреплению темы урока, их также можно применять и при подведении итогов урока. Данный тест проверяет знания по теме «Однородные члены предложения», «Союзы при однородных членах предложения». Много тестов по орфографии, например, задание: выделите безударные гласные -орфограммы в окончаниях глаголов.

При помощи электронных ресурсов создаются условия для развития логического мышления, устной и письменной речи, памяти, внимания, воображения детей. Школьники учатся работать с электронными ресурсами, которые способствуют формированию познавательного интереса к предмету и умению пользоваться алгоритмом, схемой.

Литература:

  1. Борискина Г. Г. [Электронный ресурс] // «УчПортфолио» Всероссийский бесплатный конструктор электронных портфолио Сайт — портфолио педагога. Страница «Электронные доски». URL: http://uchportfolio.ru/boriskina1963/?page=20770 %20 (дата обращения 17. 03. 2018).
  2. Борискина Г. Г. «Как работает электронный ресурс «Единая коллекция ЦОР» на уроках русского языка?" [Электронный ресурс] // «УчПортфолио» Всероссийский бесплатный конструктор электронных портфолио. URL: https://uchportfolio.ru/articles/read/1585 (Дата обращения 13. 03. 2018).
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов». [Электронный ресурс] // сайт.-URL: http://school-collection.edu.ru / (дата обращения 11. 03. 2018).
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, урок, учебный материал, ресурс, таблица, текст, этап урока, Единая коллекция, логическое мышление, письменная речь.

Ключевые слова

дистанционное образование, электронные образовательные ресурсы, анимация, интерактивные таблица, звуковой текст

Похожие статьи

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Например: на уроках русского языка я активно использую этот метод при изучении

Сюжетные таблицы — заполняются на стадии осмысления по ходу работы с источником

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ...

Технология развития критического мышления как средство...

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется

Технология критического мышления актуальна на современном этапе развития общества тем, что

ТРКМ представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии вызова...

Организация работы с текстом на уроках русского языка...

Структура уроков русского языка в 7-8 классах предполагает систему работы с текстовыми упражнениями, так как именно текст позволяет полнее и точнее понять значение изучаемой языковой категории, ее грамматические особенности и функциональное назначение.

Работа с учебными текстами на уроке иностранного языка...

Информация учебных текстов, изучаемых на уроке иностранного языка, может быть представлена в виде текста, таблиц

Заполнение таблиц по тексту способствует развитию логического мышления, развивает навык просчитывать последствия, учит аргументации...

Технология развития критического мышления через чтение...

Учебное занятие по МДК «Русский язык с методикой преподавания», проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой

Самостоятельная работа студентов с текстом о технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Информационная карта проекта по русскому языку «Развитие...»

На уроках русского языка и литературы возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида.

На первом этапе учащиеся знакомятся с текстом, по которому нужно написать изложение, продолжают работу своими размышлениями по данному тексту.

Повторение в системе обучения русскому языку

От традиционного урока изучения нового материала к уроку... Затем предлагаем учащимся выполнить тест на повторение открытых знаний, после чего

интерактивное обучение, учебный процесс, образовательный процесс, русский язык, урок, групповая работа, познавательная...

Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках...

5) Интегрирование уроков английского языка и русского языка способствует расширению словарного запаса школьников, умению

Когда уместна работа над текстом на уроках русского языка? Решение этого вопроса зависит от характера программного материала и от.

Формирование коммуникативных универсальных учебных...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка при

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку

Метапредметные : развивать познавательные способности, логическое мышление...

Похожие статьи

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Например: на уроках русского языка я активно использую этот метод при изучении

Сюжетные таблицы — заполняются на стадии осмысления по ходу работы с источником

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ...

Технология развития критического мышления как средство...

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется

Технология критического мышления актуальна на современном этапе развития общества тем, что

ТРКМ представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии вызова...

Организация работы с текстом на уроках русского языка...

Структура уроков русского языка в 7-8 классах предполагает систему работы с текстовыми упражнениями, так как именно текст позволяет полнее и точнее понять значение изучаемой языковой категории, ее грамматические особенности и функциональное назначение.

Работа с учебными текстами на уроке иностранного языка...

Информация учебных текстов, изучаемых на уроке иностранного языка, может быть представлена в виде текста, таблиц

Заполнение таблиц по тексту способствует развитию логического мышления, развивает навык просчитывать последствия, учит аргументации...

Технология развития критического мышления через чтение...

Учебное занятие по МДК «Русский язык с методикой преподавания», проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой

Самостоятельная работа студентов с текстом о технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Информационная карта проекта по русскому языку «Развитие...»

На уроках русского языка и литературы возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида.

На первом этапе учащиеся знакомятся с текстом, по которому нужно написать изложение, продолжают работу своими размышлениями по данному тексту.

Повторение в системе обучения русскому языку

От традиционного урока изучения нового материала к уроку... Затем предлагаем учащимся выполнить тест на повторение открытых знаний, после чего

интерактивное обучение, учебный процесс, образовательный процесс, русский язык, урок, групповая работа, познавательная...

Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках...

5) Интегрирование уроков английского языка и русского языка способствует расширению словарного запаса школьников, умению

Когда уместна работа над текстом на уроках русского языка? Решение этого вопроса зависит от характера программного материала и от.

Формирование коммуникативных универсальных учебных...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка при

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку

Метапредметные : развивать познавательные способности, логическое мышление...

Задать вопрос