Реализация семейных мастер-классов, как основа формирования ценностей здорового образа жизни у педагогов и родителей дошкольников в процессе взаимодействия (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (14) июль 2018 г.

Дата публикации: 01.07.2018

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Исаенко, Ю. М. Реализация семейных мастер-классов, как основа формирования ценностей здорового образа жизни у педагогов и родителей дошкольников в процессе взаимодействия (из опыта работы) / Ю. М. Исаенко, Н. А. Бочанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 56-57. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3488/ (дата обращения: 15.11.2024).



На современном этапе развития дошкольного образования одной из эффективных форм распространения педагогического опыта является такая современная форма работы как мастер-класс. Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека. Согласно Пахомовой Е. М. мастер-класс — это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины в образовательном процессе. Важнейшими особенностями мастер — класса является новый подход к обучению, создаются условия для включения всех в активную деятельность, осуществляется постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций, освоение приемов, раскрывающих творческий потенциал, как Мастера, так и участников мастер-класса, в ходе мастер класса делается упор на сам процесс познания, который гораздо важнее, ценнее, чем само знание. Основные формы взаимодействия в мастер-классе — сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии его проведения главное — не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работ — одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс с определенными требованиями к его организации и проведению.

Правильно организованный мастер-класс имеет свою структуру: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия. Основным элементом мастер-класса является индукция, системообразующим элементом мастер — класса является проблемная ситуация — начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания — чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное, сюрпризное и обязательно личностное. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое — вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним, определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию, присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией). Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников. Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие и учитывать особенности участников. Если у педагога вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна серия мотивационных приемов мастерских по формированию этой потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию потребности саморазвития. В форме мастер-класса можно продемонстрировать: программы, отдельные формы работы, методы работы; инновационные моменты деятельности. Мы в нашей работе делали упор на обучение играм с детьми, обучению играм детей, свободному времяпрепровождению детей и взрослых с детьми. Хотя изначально семейный мастер-класс предполагал обмен опытом родителей на родительских собраниях и родительских клубах в различных сферах: кулинарии, парикмахерском искусстве, т. е. мастер-класс в его привычном виде. Члены семьи наших воспитанников активно, под руководством педагогов включаются в образовательную деятельность МБДОУ. В нашем эксперименте принимали участие не только родители дошкольников, но и другие члены их семей: бабушки, дедушки, братья и сестры. Однако в рамках эксперимента участие членов семьи в образовательной деятельности в МБДОУ осуществлялось в конкретных условиях. Родители и другие члены семьи организовывали игры оздоровительной направленности на прогулке. Данная работа проводилась в несколько этапов: на первом этапе родители совместно с педагогами обновляли банк игр по сезону, обновляли современными средствами мотивации к здоровому образу жизни (стихотворения, песни, мультипликационные фильмы, игровые пособия и материалы), на втором этапе родители по очереди приходили обучать новым играм детей на прогулке, на третьем этапе родители играли с детьми в различные игры дома. Таким образом, в данную форму работы были вовлечены порядка 38 % всех родителей участников эксперимента. Подобная форма работы имеет большое количество преимуществ, во-первых, подготовка к данным мероприятиям всегда предполагает взаимодействие педагогов и родителей, что обеспечивает эмоциональный контакт между участниками образовательных отношений, педагоги во время работы с родителями совершенствуют свои педагогические навыки, пополняют копилку игр, лучше узнают семейные привычки и традиции каждой семьи. Родители овладевают психолого-педагогическими навыками взаимодействия с детьми, изучают игры, а порой и привносят свои традиции в жизнь группы. Ближе знакомятся с другими детьми группы, с большим пониманием относятся к особенностям каждого ребенка и к работе педагогов в целом. Однако наиболее благоприятно такие формы работы влияют на детей, благодаря участию мам в прогулках они становятся наиболее эмоционально окрашенными, а вся информация, полученная в эмоционально-окрашенной деятельности, усваивается детьми гораздо быстрее и устойчивее. У детей во время прогулок с мамами снимается эмоциональное напряжение, которое есть всегда, во время освоения новой деятельности, кроме того, обстановка обретает семейную атмосферу, что очень благоприятно для детей. Познакомим с технологией проведения прогулки с участием членов семьи детей. Прогулка имеет стандартную структуру наблюдение, подвижные игры: 2–3 игры большой подвижности, 2–3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств. Труд детей на участке. Самостоятельная игровая деятельность. Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности. Наблюдение педагог проводит самостоятельно, согласно тематическому планированию, а переход к подвижным видам осуществляется с помощью родителей, они и являются сюрпризными моментами, задают проблему, требующую решения, и в игре изучают свойства изучаемых явлений, актуализируют знания детей по тематике недели, осуществляют рефлексию. Задача родителя привнести в прогулку индивидуальный колорит именно своей семьи, возможно, научить детей играть так, как они играют дома у себя в семье, задача родителя и педагога заинтересовать детей и перенести интерес к изучаемой теме в самостоятельную деятельность на прогулке.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, проблемная ситуация, задача родителя, мастер, образовательная деятельность, потребность, самостоятельная деятельность, член семьи, эмоциональный контакт.

Похожие статьи

Формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников в процессе реализации краткосрочных проектов (из опыта работы)

Организация виртуальных фотоконкурсов как демонстрация результатов деятельности по формированию основ здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов образовательных отношений в условиях ДОО (из опыта работы)

Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы)

Взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей, привлечение родителей к совместной проектной деятельности (из опыта работы)

Содержание, формы и методы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по повышению компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Исследование уровня компетентности родителей, педагогов и детей в области здоровьесбережения (из опыта работы)

Проект «Учимся безопасности»

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у младших дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей.

Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС

В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.

Похожие статьи

Формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников в процессе реализации краткосрочных проектов (из опыта работы)

Организация виртуальных фотоконкурсов как демонстрация результатов деятельности по формированию основ здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов образовательных отношений в условиях ДОО (из опыта работы)

Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы)

Взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей, привлечение родителей к совместной проектной деятельности (из опыта работы)

Содержание, формы и методы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по повышению компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Исследование уровня компетентности родителей, педагогов и детей в области здоровьесбережения (из опыта работы)

Проект «Учимся безопасности»

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у младших дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей.

Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС

В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.

Задать вопрос